Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дайте определение понятию «композиция».Назовите особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого « После бала»




Композиция- это построение художественного произведения, соотнесение всех его частей с единым целым. Известно, что она имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные элементы, из которых состоит композиция в литературе, - это и лирические отступления, и портреты, и вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка. Проиллюстрируем основные композиционные элементы на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселогонезабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. Завязкой в рассказе является диалог в начале рассказа, когда Иван Васильевич обращается к истории своей любви, к случаю, изменившему его жизнь. Следующая часть- сам рассказ о бале и своей любви к Вареньке Б., своих чувствах к ней и состоянию, охватившему его. Кульминацией в рассказе является сцена экзекуции татарина Рассказ заканчивается развязкой- Иван Васильевич вспоминает, что постепенно любовь «сошла на нет», чувства остыли, служить он не пошел.

Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений

Воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

В главе «Два солдата» Теркин встретил старого солдата и его жену в

крестьянской избе. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы невзялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден. Он вздохнул у самой двери И сказал:

— Побьем, отец…

Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн. Можно ли считать, как утверждает автор, Теркина и старика солдатами-братьями? Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братски

За столом, плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на

равенство:

Рассуждать со мной достоин.

Ты — солдат, хотя и млад,

А солдат солдату — брат.

Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Уважительное,

братское, дружеское и при этом соперничающее — такими словами можно

охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего

поколений давно прошедшей и нынешней войн.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...