Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статистические данные N-ской области за XXXX год




Содержание

 

Введение. 4

Практические занятия............................................................ 5

Занятие 1.Мониторинг безопасности по медико-демогра­фическим показателям на определенной территории 5

Занятие 2. Радиационная безопасность. Оценка радиационной безопасности территории 18

Занятие 3. Оценка безопасности атмосферы. Факторы,
влияющие на состав и качество атмосферы.. 30

Занятие 4. Безопасность воды – фактор качества здоровья населения (лабораторная работа)  46

Занятие 5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Охрана труда как система безопасности...................................................................... 66

Занятие 6. Средства тушения пожаров и их применение.
Действия при пожаре в школе........................................... 90

Тесты для проверки знаний................................................ 106

Примеры решения ситуационных задач.......................... 115

Примеры индивидуальных заданий................................. 131

Приложения......................................................................... 148

Приложение 1................................................................... 148

Приложение 2................................................................... 155

Приложение 3................................................................... 163

Приложение 4. 183

Приложение 5. 190

Приложение 6................................................................... 202

Приложение 7................................................................... 219

Заключение.......................................................................... 220

Рекомендуемая литература............................................... 221

Интернет-ресурсы................................................................ 224

 


 




ВВедение

Безопасность является объективной потребностью любой жизнедеятельности, и проблемы обеспечения безопасности жизни, имущества и здоровья человека были и будут всегда. Они объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. Многовековой опыт наглядно показывает, что с самого первого вдоха до момента биологической смерти любая деятельность человека, необходимая и полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей.

В то же время любая деятельность, если она хорошо продумана и рассчитана, может и должна быть защищена, должна уменьшать риски деструктивных воздействий внешней среды, причинение вреда здоровью и иных опасных последствий деятельности человека.

Проблема обеспечения безопасности не может не иметь непосредственного отношения к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся и студентов, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно и т.д. непосредственно сопряжены с соблюдением мер безопасности.

Знание основ теории безопасности и аксиом разумного риска позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.

Для этой цели и написано данное пособие, являющееся логическим продолжением работы кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин ЮУрГГПУ по формированию безопасного поведения студентов и безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.


Практические занятия

ЗАНЯТИЕ 1

Мониторинг безопасности по медико-демографическим
показателям на определенной территории


I. Задачи

1. Изучить понятие «мониторинг безопасности» и его
основные критерии: медико-демографический и медико-био­логический.

2. Познакомиться с методикой расчета безопасности на основе демографических и медико-биологических показателей.

3. Познакомиться с демографической ситуацией на территории Российской Федерации и Челябинской области и проанализировать причины сложившейся ситуации.


II. Материалы и оборудование

1. Таблицы.

2. Калькуляторы.

III. Рекомендуемая литература

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров / С.В. Белов – М.: Юрайт, 2013. – 682 с.

2. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для вузов/ Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. – М.: Академия, 2010. – 224 с.

3. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – М.: Юрайт, 2012. – 455 c.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. – 520 с.

5. Хасаев Г.Р. Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития / Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина, Е.В. Сухова // Материалы Всерос. научно-практ. конф.: Самара, 25–26 октября 2012 года. – Самара: Самар. гос. эконом. ун-т, 2012. – 167 с.

6. Экологическое состояние территории России / под ред. С. Ушакова. – М., 2001. – С. 109–114.

IV. Теоретическая часть

1. Проанализируйте основные факторы, влияющие на состояние здоровья отдельного человека и населения данной территории в целом.

2. По каким параметрам проводится оценка риска?

3. Дайте объяснение следующим понятиям: зона экологического благополучия, зона экологического риска, зона экологического кризиса, зона экологического бедствия и катастрофы.

4. Определите причины возникновения кризисных и бедственных явлений.

5. Как можно определить безопасность РФ и Челябинской области с точки зрения современной демографической ситуации и заболеваемости населения?

6. Что такое профессиональные заболевания и как они характеризуют безопасность территории?

Теоретическое введение

Понятие «здоровье» первоначально подразумевало отсутствие заболевания, то есть здоров тот, у кого нет болезни. Болезнь характеризуется нарушением жизнедеятельности организма человека и взаимосвязи с окружающей средой. Таким образом, здоровье и болезнь человека зависят от его образа жизни, состояния окружающей среды и других факторов.

Здоровье подразделяют на индивидуальное и общественное – групповое или популяционное.

Индивидуальное здоровье – сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций отдельного человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности в течение максимально продолжительного времени.

Общественное здоровье – совокупное здоровье групп людей или всего населения определенного региона, страны в целом. Важнейшими показателями общественного здоровья являются общая смертность, средняя продолжительность жизни, уровень детской смертности до одного года (младенческая смертность), уровень общей заболеваемости и заболеваемости по отдельным группам болезней, например: по онкологическим заболеваниям, болезнями органов кровообращения, дыхания, центральной нервной системы, костно-мышечной системы и т.д.

Показатели общественного здоровья наряду с данными об уровнях загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы и изменениях природной среды используются для определения экологического благополучия и безопасности территории. Особенно важно это для установления статуса зон экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации, экологической катастрофы.

Зона чрезвычайной экологической ситуации – экологического кризиса – это участок территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности, например военной, происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зона экологического бедствия – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В этих зонах должна быть прекращена деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду и на здоровье населения. Должны приниматься все меры по восстановлению и оздоровлению природы и улучшению условий проживания людей.

Порядок установления таких зон производится на основе методики «Критерии оценки экологического состояния территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» от 1992 г.

V. Практическая часть

Цель работ:Используя демографические и статистические медико-биологические данные, дать оценку безопасности определенной территории. Объяснить сложившуюся ситуацию и предложить меры по повышению безопасности данной территории.

Задание 1. Оценить экологическое благополучие и безопасность территории по основным группам демографических показателей.

Порядок выполнения:

1. Познакомиться с основными показателями, характеризующими демографическую ситуацию на определенной территории.

2. Освоить методику расчета показателей смертности, рождаемости и естественного прироста населения.

3. Произвести оценку безопасности территории по медико-демографическим показателям, применяемым при оценке экологического состояния территории.

4. На основе статистических данных (табл. 1) рассчитать демографические показатели: общая смертность, рождаемость, младенческая смертность (до одного года), естественный прирост (дефицит) населения по данным формулам – и дать им сравнительную оценку:

А. Общая смертность – отношение общего числа умерших за год к общему числу населения, рассчитывается на 1000 человек:

Число умерших за текущий год

———————————————  1000

Общая численность населения

Например: умерло 1000 человек, население составляет 2 050 000 человек, тогда . Следовательно, общая смертность составляет 0,49 на тысячу населения.

Б. Младенческая смертность – показатель числа детей, умерших в возрасте до года:

Число умерших детей в возрасте до I года

-————————————————— 1000

⅓ детей, родившихся +⅔детей, родившихся

в данном году         в предыдущем году

Например: в текущем году умерло 100 детей в возрасте до года. При этом в прошлом году родилось 600 детей, а в этом – 300, следовательно, младенческая смертность составляет:

Таблица 1

Статистические данные N-ской области за XXXX год

Вариант

Численность
населения

Число умерших

Число
родившихся

Число умерших детей в возрасте до 1 года

в предыдущем году в текущем году
1 1041800 13936 10671 10233 255
2 36800 568 523 504 13
3 27500 343 283 341 4
4 52600 658 631 765 6
5 67400 1017 934 900 13
6 76800 913 865 849 19
7 29600 490 426 345 12
8 20200 298 235 226 8

 

В. Рождаемость – отношение числа новорожденных детей, родившихся в текущем году к общему числу населения в пересчете на 1000 человек.

Число родившихся в данном году

———————————————  1000

Общая численность населения

Например: за год родилось 1000 детей. Население составляет 2 050 000 человек, тогда . Следовательно, рождаемость составляет 0,49 на тысячу населения.

Г. Естественный прирост (дефицит) населения – абсолютная величина разности между числом родившихся и умерших за определенный период (текущий год) в пересчете на 1000 человек.

Число родившихся – Число умерших в данном году

——————————————————————— 1000

Общая численность населения

Например: в текущем году родилось 16 детей, а умерло 10, численность населения 300 человек. Следовательно, естественный прирост составит:

5. На основе полученных данных дать критериальную оценку демографической ситуации на изучаемой территории путем сравнения с фоновыми значениями для региона (табл. 2) по формуле:

Изучаемый демографический показатель

———————————————————————

Фоновое значение демографического показателя

Таблица 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...