Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Величины коэффициента опасности (относительной активности) веществ, загрязняющих водоемы
| Вещество (mj)
| Коэффициент опасности (Аj)
| | Нефтепродукты
| 20,0
| | Взвешенные частицы
| 1,0
| | Сульфаты
| 0,002
| | Хлориды
| 0,003
| | Фосфор общий
| 1,0
| | Азот аммонийный
| 1,0
| | Фенол
| 1000,0
| | Азот общий
| 1,0
| | Нитраты
| 0,025
| | ПАB (моющие средства)
| 2,0
| | Железо
| 20,0
| | Медь
| 100,0
| | Цинк
| 10,0
| | Никель
| 1000,0
| | Алюминий
| 2,0
| | Сероводород
| 1,0
| | Свинец
| 33,3
| | Магний
| 0,025
| | Марганец
| 100,0
| | Метанол
| 0,33
| | Нитриты
| 0,3
| | Фтор
| 1,33
| | Формальдегид
| 20,0
| | Цианиды
| 20,0
| | Роданиды
| 10,0
| 2. Провести критериальную оценку загрязнения и выделить 3 основных, приоритетных загрязнителя, поступающих в водоем со сточными водами.
3. Описать физиологическое действие загрязнителей на организм человека.
4. Предложить меры для снижения уровня нагрузки на водоем.
5. Результаты расчетов и выводы занести в таблицу 22.
Таблица 22
Оценка экологической ситуации и безопасности территории по критериям водной нагрузки
| №№
п\п
| Вещество, поступающее в водоем
| Масса (т/год)
| Коэффициент опасности
| Масса усл. т/год
| Ранг
| Физиологическое действие
| | 1
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационные задачи
В открытый водоем (озеро, пруд, река, водохранилище) со сточными водами поступают следующие вещества:
Вариант 1
| Вещество
| Масса, т/год
| | Нефтепродукты
| 12,0
| | Сульфаты.
| 1024,5
| | Азот общий
| 100,6
| | Цианиды
| 0,07
| | ПАВ
| 4,65
| | Фенол
| 0,4
| Вариант 2
| Вещество
| Масса, т/год
| | Взвешенные частицы
| 8222,4
| | Хлориды
| З970,0
| | Азот аммонийный
| 921,7
| | Железо
| 12,3
| | ПАВ
| 1,25
| | Нитраты
| 1,0
| Вариант 3
| Вещество
| Масса, т/год
| | Нефтепродукты
| 177,6
| | Нитраты
| 2,46
| | Нитриты
| 1,60
| | Фосфор общий
| 54,1
| | Цианиды
| 0,09
| | Хром
| 2,45
| Вариант 4
| Вещество
| Масса, т/год
| | Хлориды
| 1960,0
| | Цинк
| 5,66
| | Железо
| 52,05
| | Формальдегид
| 0,49
| | Фосфор общий
| 55,5
| | Медь
| 0,12
| Вариант 5
| Вещество
| Масса, т/год
| | Взвешенные частицы
| 500,0
| | Азот общий
| 147,7
| | Нитраты
| 32,2
| | Хром
| 0,42
| | Медь
| 0,33
| | Фтор
| 12,6
| Вариант 6
| Вещество
| Масса, т/год
| | Взвешенные частицы
| 2117,0
| | Хлориды
| 4570,0
| | Фенол
| 0,5
| | Магний
| 147,6
| | Марганец
| 250,0
| | Нитраты
| 2,8
| Вариант 7
| Вещество
| Масса, т/год
| | Нефтепродукты
| 200,0
| | Фенол
| 0,49
| | Фтор
| 0,07
| | Железо
| 123,0
| | Формальдегид
| 5,15
| | Никель
| 0,24
| Вариант 8
| Вещество
| Масса, т/год
| | Нефтепродукты
| 12,0
| | Нитраты
| 180,0
| | Нитриты
| 1,77
| | Метанол
| 9,79
| | Фенол
| 0,44
| | Сероводород
| 0,92
| Вариант 9
| Вещество
| Масса, т/год
| | Нефтепродукты
| 21,0
| | Хлориды
| 200,0
| | Свинец
| 0,95
| | Железо
| 117,0
| | Формальдегид
| 2,88
| | Азот аммонийный
| 10,22
| Вариант 10
| Вещество
| Масса, т/год
| | Азот общий
| 196,6
| | Фенол
| 1,44
| | Никель
| 0,2
| | ПАВ
| 16,42
| | Формальдегид
| 0,99
| | Алюминий
| 70,87
| Задание 2.Эколого-гигиеническая оценка качества и безопасности питьевой воды.
Цель работы:1. Научиться оценивать по данным лабораторных исследований качества питьевой воды из различных источников водоснабжения.
2. Изучить основные нормативные эколого-гигиенические требования к качеству и безопасности питьевой воды.
3. Познакомиться с некоторыми методами и способами очистки и обеззараживания воды в домашних условиях с использованием бытовых фильтров.
Содержание работы:
На основе ситуационных задач и описания бытовых фильтров дать оценку качества и безопасности воды из различных источников и обосновать выбор метода бытовой доочистки воды.
Порядок выполнения:
1. Пользуясь данными ситуационных задач и таблицы 23, заполните таблицу 24.
Таблица 23
Гигиенические требования к качеству воды (СанПиН 2.1.4. 1074-01)
| Микробиологические показатели безопасности воды
| | Показатели
| Единицы измерения
| Нормативы
| | Общее микробное число
| Число бактерий в 1 мл
| Не более 50
| | Число бактерий группы кишечной палочки
| Число бактерий в 1 литре (коли-индекс)
| Не более 3
| | Цисты лямблий
| Число цист в 1 литре
| Нет
| | Яйца гельминтов
| Число яиц в 1 литре
| Нет
| | Радиационная безопасность воды
| | Показатели
| Единицы измерения
| Нормативы
| | Общая радиоактивность
| Бк/л
| 0,1
|
Продолжение табл. 23
| Органолептические (эстетические) показатели воды и содержание основных компонентов
| | Показатели
| Единицы измерения
| Норматив ПДК
| | Прозрачность
| см
| 30
| | Запах
| баллы
| 2 (слабый)
| | Привкус
| баллы
| 2 (слабый)
| | Мутность
| мг/л по каолину31
| 1,5–2
| | Цветность
| градусы
| 20–35
| | Водородный показатель (кислотность)
| Ед Ph
| 6–9
| | Жесткость общая
| ммоль/л
| 7,0–10,0
| | Общая минерализация (сухой остаток)
| мг/л
| 1000–1500
| | Нефтепродукты
| мг/л
| 0,1
| | ПАВ (поверхностно активные вещества, моющие средства)
| мг/л
| 0,5
| | Хлор
| мг/л
| 0,3–0,5
| | Остаточный озон
| мг/л
| 0,3
| | Гигиенические нормативы содержания вредных химических веществ в воде
| | Показатели
| ПДК, Мг/л
| Показатель вредности
| Класс опасности
| | Железо
| 0,3
| Органолептический
| 3
| | Кадмий
| 0,001
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Марганец
| 0,1
| Органолептический
| 3
| | Медь
| 1,0
| Органолептический
| 3
| | Ртуть
| 0,0005
| Санитарно-токсикологический
| 1
| | Свинец
| 0,003
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Фтор (фториды)
| 1,2–1,5
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Нитраты
| 45.0
| Органолептический
| 3
| | Сульфаты
| 500,0
| Органолептический
| 4
| | Хлориды
| 350,0
| Органолептический
| 4
| | Аммиак
| 0,5
| Органолептический
| 4
| | | | | | | | Окончание табл. 23
| Хром (шестивалентный)
| 0,05
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Цианиды
| 0,035
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Фенол
| 0,25
| Санитарно-токсикологический
| 3
| | Нитриты
| 0,5
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | ДДТ
| 0,002
| Санитарно-токсикологический
| 1
| | Метанол
| 3,0
| Органолептический
| 3
| | Гексахлоран
| 0,02
| Органолептический
| 4
| | Хлорофос
| 0,05
| Органолептический
| 4
| | Аммонийный азот
| 0,1
| Санитарно-токсикологический
| 3
| | Сероводород
| 0,003
| Органолептический
| 4
| | Стирол
| 0,1
| Органолептический
| 3
| | Бензол
| 0,01
| Санитарно-токсикологический
| 2
| | Ксилол
| 0,05
| Органолептический
| 3
|
Таблица 24
Показатели качества воды
| Данные лабораторного исследования пробы воды
| Нормативные показатели качества воды
| Вывод
| |
|
|
|
2. Оценить качество воды, сравнив показатели лабораторных исследований и нормативов.
3. Сделать вывод о пригодности воды (для каких целей – питьевых или хозяйственно-бытовых; питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства).
4. Выявить показания к применению бытовых водоочистных устройств (ВУ) и особенности функционирования их различных типов.
5. Отметить недостатки и преимущества различных видов фильтров для данного образца воды, заполнив таблицу 25.
Таблица 25
|