Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытовые водоочистные устройства




Типы фильтров Виды фильтров Недостатки Преимущества
       
       

 

6. Подобрать конкретное водоочистное устройство для доочистки питьевой воды

7. Сделать общий вывод.

 

Ситуационные задачи

Вариант 1

При анализе воды, взятой из шахтного колодца, расположенного на территории садового участка, получены следующие результаты:

Прозрачность

30 см

Запах 2 балла
Привкус

нет

Осадок нет
Сухой остаток

400 мг/л

Кислотность (Ph) 7,5
Сульфаты

80 мг/л

Хлориды 92 мг/л
Азот аммонийный

0,1 мг/л

Нитраты 16 мг/л
Нитриты

0,21 мг/л

Коли-индекс 2

Общая радиоактивность

0,2 Бк/л

 
         

Можно ли такую воду использовать для питья? Какой бытовой водоочистительный фильтр можно применить и если можно, то почему?

Вариант 2

При анализе воды, взятой из водопровода, получены следующие результаты:

Прозрачность 40 см Цвет бесцветная
Запах 2 балла Жесткость общая 8,5 ммоль/л
ПАВ 0,03 мг/л Фтор 1,6 мг/л
Нитраты 32 мг/л Железо 0,35 мг/л
Коли индекс 2 Привкус нет

Дайте заключение о качестве и безопасности воды. Если есть необходимость, предложите способ доочистки воды.

Вариант 3

Решите вопрос о возможности использования воды из реки Миасс. Водозабор находится в черте населенного пункта. Учтите следующие результаты исследования пробы воды:

Прозрачность 23 см Хлориды 37,5 мг/л
Запах 3 балла Нитраты 19,0 кг/л
Кислотность (Ph) 6,5 Нефтепродукты 0,12 мг/л
Общая жесткость 4,0 ммоль/л Фенолы 004 мг/л
Железо общее 1,4 мг/л Марганец 0,05 мг/л.
Сероводород 0,001 мг/л Коли-индекс 18
Фтор 0,34 мг/л ПАВ 0,45 мг/л

Для каких нужд водопользования или водопотребления может быть использована такая вода?

Вариант 4

Проба воды взята из открытого водоема – озера. Сделайте вывод по результатам анализа: пригоден ли данный источник для забора питьевой воды?

Прозрачность

40 см

Железо

0,2 мг/л

Аммиак

005 мг/л

Нитриты

0,004 мг/л

Запах

3 балла отчетливый

ДДТ 0,0018 мг/л

Нитраты

11 мг/л

Марганец

0,07 мг/л

Жесткость

9 ммоль/л

Коли-индекс

4
Цвет

желтовато-зеленоватый

           

Для каких нужд водопользования или водопотребления может быть использована такая вода?

Вариант 5

Вода взята из водопровода. Оцените ее качество и безопасность по результатам анализа:

Прозрачность 20 см Нитриты 0,007 мг/л
Цвет молочно-белый ПАВ 0,05 мг/л
Запах 2 балла Фториды 1,0 мг/л
Жесткость 17 ммоль/л Хлор остаточный 0,55 мг/л
Хлориды 600 мг/л Коли-индекс 4

Есть ли необходимость дополнительной очистки воды?

Вариант 6

Вода для пробного анализа взята из общественного колодца в деревне Князево. Может ли эта вода быть использована для питьевых целей?

Сероводород 0,002 мг/л Хлориды 100 мг/л
Запах 3 балла Прозрачность 35 см
Жесткость общая 27 ммоль/л Нефтепродукты 0,4 мг/л
Сульфаты 400 мг/л Нитраты 44 мг/л

Общая радиоактивность

1,0 Бк/л

Для каких нужд водопользования или водопотребления может быть использована такая вода?

Вариант 7

Проба воды, взятая из родничка, находящегося в лесопарковой зоне, имеет следующие показатели:

Прозрачность

35 см

ДДТ 0,001 мг/л
Запах

2 балла

Железо 0,22 мг/л
Общая жесткость

14 ммоль/л

Коли-индекс 100

Общая радиоактивность

88 Бк/л

         

Может ли эта вода быть использована для питья?

Вариант 8

Проба воды взята из необорудованного шахтного колодца, расположенного рядом с приусадебными участками и скотным двором.

Прозрачность 15 см Микробное число 1000
Запах 3 балла Хлориды 302 мг/л
Аммиак 2,0 мг/л Железо 0,55 мг/л
Хлорофос 0,06 мг/л Общая жесткость 5,0 ммоль/л
Сероводород 0,004 мг/л Нефтепродукты 0,2 мг/л

Возможно ли использование этой воды для питья?

Вариант 9

Необходимо решить вопрос о возможности использования воды реки Бешкилька для хозяйственно-бытовых, питьевых или иных целей.

Прозрачность 14 см ДДТ 0,001 мг/л
Кислотность 6,0 Нитраты 17,5 мг/л
Запах 3 балла Нитриты 0,45 мг/л
ПАВ 0,65 мг/л Сухой остаток 1770 мг/л
Общая жесткость 14 ммоль/л Микробное число 5000

Для каких нужд водопользования или водопотребления может быть использована такая вода?

VI. Выводы

VII. Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение воды для развития жизни и функционирования организма человека?

2. Какие инфекционные заболевания могут передаваться человеку через воду?

3. Каковы современные требования к качеству питьевой воды в Российской Федерации, основные показатели качества воды.

4. Какие существуют методы очистки воды? Каким образом можно очищать питьевую воду в домашних условиях?

5. Какую роль химический состав воды играет в развитии различных заболеваний человека.

VIII. Домашнее задание

Подготовить тему «Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Охрана труда как система безопасности» по вопросам теоретической части.

Составьте терминологический словарь по следующим терминам: аккумуляция, бытовое загрязнение, вибрация, децибел, жилище, качество жизни, опасный фактор, отходы, травмирующий фактор, фактор вредный.

 


 


ЗАНЯТИЕ 5

Основы физиологии труда и комфортные
условия жизнедеятельности. Охрана труда
как система безопасности



I. Задачи

1. Определить основные показатели, характеризующие условия труда и технику безопасности на рабочем месте.

2. Изучить характеристику различных классов условий труда.

3. Познакомиться с методикой проведения специальной оценки условий труда.

II. Материалы и оборудование

1. Линейки, карандаши.

2. Информационный материал.

3. Калькуляторы.

III. Рекомендуемая литература

1. Евсеев В.О. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В. Кастерин, Т.А. Коржинек; под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. – М.: Дашков и К, 2013. – 456 c.

2. Иванов А.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.А. По­ли­ев­ский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; под ред. С.А. Полиевский. – М.: Академия, 2013. – 368 c.

3. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – М.: Юрайт, 2013. – 455 c.

4. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб­ник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КноРус, 2013. – 192 c.

IV. Теоретическая часть

1. Какие различают формы труда? Чем определяется и чем характеризуется каждая форма?

2. Что значит напряженность труда? Какие факторы характеризуют напряженность труда?

3. Что означают условия труда? На какие классы подразделяются условия труда?

4. Охарактеризуйте различные классы условий труда.

5. Какие факторы характеризуют микроклимат производственных помещений.

6. На какие группы подразделяются опасные и вредные производственные факторы? Что относится к каждой из этих групп?

Теоретическое введение

Рабочее место – это пространственная зона, которая имеет высоту до 2 м от уровня опорной поверхности, оснащенная необходимыми средствами и в которой трудится человек.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест проводится с целью повышения эффективности производства, в частности, за счет улучшений условий труда. Эта работа выполняется в соответствии с типовым межотраслевым или отраслевым положением об аттестации и рационализации рабочих мест. Организуют такую работу руководители предприятий совместно с профсоюзными комитетами или уполномоченными коллектива, рабочими и служащими, рационализаторами и изобретателями.

Задачи аттестации рабочих мест:

1. Определить фактические значения опасных и вредных производственных факторов.

2. Оценить фактическое состояние условий труда.

3. Предоставить льготы и компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.

4. Разработать мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда.

Первым этапом выполнения данной работы является учет рабочих мест – определения числа рабочих мест и их классификация. Учету подлежат все рабочие места, обеспеченные и необеспеченные рабочей силой. Не учитывается в качестве рабочего места демонстрационное оборудование или место, не сданное в эксплуатацию. Число рабочих мест определяется прямым счетом.

Аттестация заключается в оценке соответствия каждого рабочего места требованием охраны труда и современному научно-техническому уровню.

Поступающие на предприятия новое оборудование, оснастка, инструмент также подвергаются аттестации. При аттестации каждое рабочего место оценивается комплексно – по техническому и организационному уровню, а также по условиям труда и технике безопасности.

При оценке условий труда и технике безопасности на рабочем месте анализируются следующие основные показатели:

1) соответствие санитарно-гигиенических условий труда нормативным требованиям;

2) соответствие производственного процесса, оборудования, организации рабочего места стандартам безопасности и нормам охраны труда;

3) объемы ручного и тяжелого физического труда;

4) наличие монотонного труда;

5) обеспеченность спецодеждой, спец обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандартам безопасности и установленным нормам.

Рекомендуется использовать небольшое число оценочных показателей, выбирая наиболее сложные, являющиеся комплексными, т.е. отражающие несколько параметров.

Условия труда характеризуются показателями, включенными в численную классификацию труда, которая позволяет количественно оценить вредные факторы производственной среды, напряженность и тяжесть трудового процесса. Эти условия дифференцируются по степени отклонения от гигиенических нормативов, влияния на функциональное состояние и здоровье работающих и разделяются на оптимальные (I класс), допустимые (II класс), вредные и опасные (III класс), травмоопасные (экстремальные) (IV класс).

К оптимальным (I класс) относятся условия и характер труда, исключающие неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов (вследствие их отсутствия или соответствия гигиеническим нормативам для населенных пунктов) на здоровье работающих и обеспечивающие сохранение высокого уровня работоспособности.

К допустимым условиям и характером труда (II класс) являются такие, при которых уровни вредных и опасных факторов, во-первых, не превышают нормативы для рабочих мест (а функциональные изменения, обусловленные трудовым процессом, восстанавливаются в течение регламентированного отдыха во время рабочего дня или дома до начала следующей смены) и, во-вторых, не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающих и на их потомство.

К вредным и опасным (III класс) относятся такие условия и характер труда, при которых работающие подвергаются воздействию превышающих гигиенические нормативы опасных и вредных производственных факторов, а также психофизических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональное изменение организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению здоровья работающих.

Вредные и опасные условия и характер труда (III класс) разделяются на степени:

1 степень – условия, вызывающие функциональные нарушения, имеющие обратимый характер при раннем выявлении и прекращении воздействия.

2 степень – условия, вызывающие стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственной заболеваемости, проявляющейся в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, прежде всего, теми болезнями, которые отра­жают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов; проявлению начальных признаков или легких, без потери профессиональной трудоспособности, форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3 степень – условия, характеризующиеся повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, а также росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), при этом отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К травмоопасным (экстремальным) (IV класс) условиям труда относятся такие условия, при которых уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для такого вида работ и обеспечивающих безопасность для здоровья работающих.

Способы оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности

В соответствии с Р.2.2.755-99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда:

– оптимальный (легкий) – затраты энергии до 174 Вт;

– допустимый (средней тяжести) – затраты энергии от 175 до 290 Вт;

– вредный (тяжелый) – затраты энергии свыше 290 Вт.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде).

По результатам аттестации рабочие места разделяются на три группы:

1 – аттестованные – рабочие места, показатели которых полностью соответствуют предъявленным требованиям.

2 – подлежащие рационализации – рабочие места, не соответствующие требованиям, показатели которых могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации.

3 – подлежащие ликвидации – рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований.

Аттестация рабочих мест проводится не реже двух раз в 5 лет, ее результаты заносятся в «Карту условий труда на рабочем месте». По итогам аттестации рабочим начисляется доплата. Положением о применении отраслевых перечней работ, на которых могут назначаться доплаты рабочим за условия труда, установлено, что эти доплаты осуществляются в следующих размерах к тарифной ставке, окладу (%):

– на работах с тяжелыми и вредными условиями труда – 4, 8, 12;

– на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – 16, 20, 24.

Размер доплаты определяется на основе оценки условий труда на конкретных рабочих местах и начисляется рабочим только за время фактической занятости на этих местах. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплата уменьшается (табл.26).

Таблица 26










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 554.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...