Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профилактика зубочелюстных аномалий, связанных с искусственным вскармливанием




Человек относится к высшему классу животного мира — млекопитающим. Caмо название обширного класса говорит об исключительной важности естественного вскармливания на ранних стадиях постнатального развития.

Необходимость естественного грудного вскармливания ребенка определяется, прежде всего, исключительной ценностью молока матери. Мы остановимся на благоприятном действии механизма кормления грудью на развитие зубочелюстной системы.

Соответственно виду предстоящего вскармливания, ребенок рождается беззубый. Особые элементы полости рта новорожденного позволяют производить эффек­тивные сосательные движения — это хоботообразные губы, десневая мембрана, выраженные нёбные поперечные складки и жировая подстилка щек. Во время кормления губы ребенка плотно охватывают альвеолярную часть груди и, тем самым, образуют передний замыкающий клапан. Задний клапан образуется при смыкании опушенного мягкого нёба и языка. Дистальное (постериальное) положение нижней челюсти и слабая выраженность суставного бугорка височно-нижнечелюстного сустава, как нового филогенетического образования, создают возможность беспрепятственно выдвигать нижнюю челюсть, что необходимо в акте сосания груди. Сосательные движения способствуют развитию зубочелюстной системы: челюстей, мимических, жевательных мыши, а также мышц языка дна полости рта. Особенно важна стимуляция роста нижней челюсти и перемещение ее вперед для формирования ортогнатического соотношения челюстей. Вначале сосательные движения чередуются с глотательными 1:3, затем 1,3:1, это имеет значение для перехода в будущем от инфантильного типа глотания к соматическому, что необходимо для сбалансированного формирования челюстей и зубных рядов. Время одного естественного кормления составляет в среднем 20 минут.

При искусственном вскармливании допускаются две основные ошибки: большое отверстие в соске и неправильная форма соски.

При использовании соски с большим отверстием время кормления сокра­щается до 5 — 6 минут, так как молоко свободно вытекает из бутылки. Ребенок практически не сосет, а только проглатывает пищу. При этом нарушается пра­вильное развитие зубочелюстной системы. Нижняя челюсть отстает в росте, не перемешается вперед до правильного положения по отношению к верхней челюсти, в будущем может закрепиться инфантильный тип глотания. При этом наблюдается напряжение мимических мыши, всасывание углов рта и нижней губы, двойной контур подбородка в результате неправильного положения языка. Во время глотания он отталкивается не от зубных рядов, а от губ и щек, располагается при этом между зубными рядами. Это приводит к напряжению мимических мышц присасыванию щек, напряжению поверхностных мыши шеи. Из зубочелюстных аномалий при этом наиболее часто развиваются дистальный прикус (дистальная окклюзия) и глубокий прикус. Так А. А. Погодина (1958) ус­тановила, что у детей с искусственным вскармливанием дистальный прикус встречается в 2,3 раза чаше, чем у детей с естественным вскармливанием. А. А. Ахмедов, Е, Г. Гусейнов, С. Б. Аскеров (1986) обнаружили глубокий прикус у до школьников, получавших в грудной период искусственное вскармливание, значительно чаше, чем у детей, вскармливавшихся грудью. Важно помнить, что по мере роста ребенка дистальный и глубокий прикусы занимают важное место в возник­новении заболеваний височно-нижнечелюстных суставов.

Необходимо при искусственном вскармливании тонкой, раскаленной иглой сде­лать в соске 1 — 3 отверстия, чтобы жидкость из перевернутой бутылочки стека; каплями, а не струей. Ребенок должен сосать активно, прилагая усилия на про­тяжении 15 — 20 минут. Во время кормления ребенка необходимо держать на руках, как при естественном вскармливании. При этом надо следить, чтобы буты­лочка не давила на подбородок и не принимала вертикального положения.

Однако не все так просто и при соблюдении изложенных правил искусственного вскармливания. При маленьком отверстии в соске стенки ее при активном сосании спадаются и возникают длительные паузы между сосательными движениями. Особенно это утомительно для недоношенных и ослабленных детей. Большое значение при искусственном вскармливании имеет форма соски. Длинная соска, отодвигая мягкое нёбо вверх, препятствует образованию заднего клина.

По результатам исследования Е. В. Финадеевой (1990) установлено, что при искусственном вскармливании ребенок не может самостоятельно регулировать охватываемую часть соски в полость рта. Поэтому в конструкции молочных сосок необходимо четко предусмотреть разделение соски на сосковую и ареолярную  части. Размеры сосковой части молочной соски в основном зависят от длины, а размеры ареолярнои части - от высоты верхней губы и длины ротовой щели.

 Исходя из этих параметров Е. В. Финадеева предложила три типа соски:

ü для доношенных детей от рождения до 4 месяцев включительно;

ü для доношенных детей от 5 до 12 месяцев;

ü для недоношенных детей.

Кроме того, в системе «бутылочка-соска» желательно иметь воздушный клапан.  Вез всякого сомнения, из всего изложенного вытекает простой и вполне определенный вывод: ребенку необходимо естественное грудное вскармливание. Если все-таки возникает необходимость искусственного вскармливания, крайне желательно выполнять приведенные рекомендации. При появлении самых первых знаков возможности развития зубочелюстных аномалий необходимо подключить специальные методы. Одним из простых и действенных методов является миогимнастика. В специальном разделе этот вопрос будет рассмотрен подробно, сейчас мы лишь приведем примеры упражнений для основной мышцы, смещающей нижнюю челюсть вперед, а именно латеральной крыловидной мышцы.

Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.

То же упражнение выполнять с поворотом головы сначала вправо, затем влево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор пока нижние резцы установятся впереди верхних.

Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:

- Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Л. А. Хоменко. - Книга плюс, 2010. - С. 52-74.

4. Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов //  М.: 2006. - 416 с.

б) Дополнительная литература:

5. Кисельникова Л.П.Современные возможности профилактики

кариеса зубов у детей раннего возраста / Л.П. Кисельникова, Н.В.

Вагеманс // Педиатрия. — 2010. — Т. 89. — № 5. — С. 130–136.

6. Кухаренко Ю. В. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. - 152 с.

7. Попова Е.С. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие /    Е.С. Попова, Ю.В. Кухаренко, Н.В. Астафьева Н.В. // Чита: ИИЦ ЧГМА, 2011. - 100 с.

в) Периодические издания (журналы):

- журнал "Клиническая стоматология".

г) Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы:

- Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

- компьютерные презентации

 

Практическое занятие № 13

Комплексная программа профилактики стоматологических за­болеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Кон­тингент. Цель, задачи, методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

 Актуальность занятия:

Работа в различных коллективах по профилактике стоматологических заболеваний является сложным мероприятием, которое должно заранее готовиться и планироваться, в связи с чем для ее проведения необходима организационная структура. В качестве такой организационной структуры в нашей стране принята комплексная система профилактики стоматологических заболеваний (1979 г.). Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставленных целей и имеющихся ресурсов.

Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 17 и общекультурной 1 .

ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-17 - способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.

Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для усвоения темы:

1. Определение интенсивности и активности кариозного процесса.

2. Определение уровня гигиены полсти рта (индексы: Федоровой-Володкиной, Грин-Вермильонна).

3. Определение индекса РМА и КПИ в различных возрастных аспектах.

4. Распределение детей по диспансерным группам на различном приеме.

       Вопросы для подготовки к занятию.

1. Что понимают под системой профилактики.

2. Что включает в себя комплексная система профилактики.

3. Что Вы понимаете под понятиями - рациональный общий режим, «сбалансированное питание».

4. Какие организационные мероприятия, предшествуют внедрению комплекс­ной системы профилактики.

5. Уровни и разделы программ профилактики.

6. Государственные и региональные программы профилактики.

7. Организация программы профилактики.

8. Последовательность и содержание основных этапов внедрения стоматоло­гической профилактики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...