![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ НА ХИРУРГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ
В периоде новорожденности правильное развитие жевательного аппарата ребенка может быть нарушено под влиянием неблагоприятных факторов, которые действовали как во внутриутробном периоде, так и после рождения ребенка (Тураев Р.Г.. 1998: Уразова Р.З.. Шаймиева Н.И.. 1998). К факторам риска возникновения стоматологических заболеваний у детей раннего возраста (приказ Министерства здравоохранения РТ № 647 от 8.10.97 г. «О совершенствовании первичной профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста») относятся: недоношенность, патология родов, гипотрофия (нарушение питания), искусственное вскармливание, заболевания периода новорожденности: частые простудные заболевания, рахит, аллергические заболевания.
Дети с выявленной врожденной патологией должны быть взяты под диспансерное наблюдение педиатром, детским стоматологом, ортодонтом. Родители должны быть предупреждены о наличии врожденных особенностей зубочелюстной системы и необходимости постоянного контакта со специалистами. Диспансерные мероприятия при врожденной патологии зубочелюстной системы - своевременное хирургическое устранение аномалии - ортодонтическое лечение и протезирование - нормализация функций зубочелюстной системы с помощью миогимнастики и логопедии - санация полости рта и носоглотки - мероприятия, направленные на укрепление общего здоровья ребенка и гармоничного психофизического развития. Диспансерное наблюдение начинается с момента рождения и продолжается до 14-16-летнего возраста. Показания к пластике верхней губы зависят от вида расщелины и расположения фрагментов верхней челюсти. При расщелине губы и альвеолярного отростка, сквозной односторонней или двусторонней расщелине губы, альвеолярного отростка и неба без нарушения расположения фрагментов верхней челюсти ребенка можно оперировать после рождения. При нарушении расположения фрагментов верхней челюсти целесообразно до трехмесячного возраста исправить форму верхней челюсти по методу Мак-Нила, а затем сделать хейлопластику. Возрастные показания к операциям при расщелинах губы • 2-4 день после рождения • после 11-14 дней жизни • 6-8-10 месяцы жизни ребенка. Диспансеризацию хирургических больных осуществляют специалисты; хирурги-стоматологи, челюстно-лицевые хирурги, а также городские детские учреждения, стоматологические кабинеты. Мероприятия по диспансеризации проводятся поэтапно с учетом потребности в лечебной и реабилитационной помощи.
Медицинская реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба Реабилитация - это «... система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду». Согласно современным представлениям, медицинская реабилитация больных должна начинаться сразу после выявления заболевания, т.е. после постановки диагноза. Конечная цель реабилитации - возвращение здоровья заболевшего. Реабилитация детей, в отличие от взрослых, - основой предупреждения прогрессирования патологического процесса и обеспечивает нормализацию всех функций и систем организма ребенка. В челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста в настоящее время лучше всего разработаны вопросы медицинской реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба (Б.Я. Булатовская, 1974; Л.Е. Фролова, 1980; Н.Н. Каспарова, 1981; N.K. Cooper, 1979 и др.). Помимо медицинской реабилитации, больным с расщелинами верхней губы и неба требуется педагогическая и социальная реабилитация, ибо отягощенный эстетический фактор препятствует их социальной адаптации. Организационным методом работы с этой группой больных должна быть диспансеризация, так как анатомические и функциональные изменения, имеющиеся у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба, требуют длительного, систематического и динамического наблюдения за ними с проведением целого комплекса плановых лечебных и других мероприятий в наиболее оптимальные для каждого из этих детей сроки с целью восстановления здоровья детей и адаптации в обществе. Таким образом, каждый ребенок с врожденной расщелиной верхней губы и неба, а также с другими врожденными пороками развития лица подлежит диспансерному наблюдению. Для решения этих вопросов во всем мире созданы и создаются регионарные лечебно-консультативные центры по лечению и реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Для того, чтобы осуществить медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию детей этой группы, в специализированном центре группой специалистов должны быть решены следующие задачи: - учет всех детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба в данном регионе. - оказание консультативной и профилактической помощи всем нуждающимся. - своевременное и эффективное хирургическое лечение этих детей. - ортодонтическое лечение детей с целью исправления имеющихся аномалий зубов и предотвращения вторичных деформаций зубочелюстной системы. - нормализация у ребенка функции речи и других функций, нарушенных в результате заболевания. - обеспечение нормального (здорового) общего физического и психического развития ребенка в целом. Помимо этого, в лечебно-консультативном центре должна проводится профилактическая работа среди населения с целью предупреждения врожденных пороков развития, а также методическая и научная работа в целом по этой сложной проблеме. Исходя из вышеизложенного и, для решения поставленных задач в составе лечебно-консультативного центра должны быть следующие специалисты: челюстно-лицевой хирург, педиатр, ортодонт, логопед, а также ЛОР-врач, анестезиолог, психоневролог, сурдолог, медицинский генетик, терапевт-стоматолог, педагог, зубной техник, методист по ЛФК и другие специалисты. Фактически можно говорить о бригадном подходе к проблеме реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба, когда одна бригада врачей и других специалистов с момента рождения ребенка осуществляет весь комплекс мероприятий с целью восстановления здоровья и его реабилитации. Во главе лечебно-консультативного центра должне стоять челюстно-лицевой хирург как специалист, лучше всего знающий эту проблему, который организует все виды помощи ребенку, следит за их своевременностью и обеспечивает контакт и преемственность между специалистами. В идеальном случае все поставленные задачи по реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба должны осуществляться в одном лечебно-профилактическом учреждении, т.е. специализированном центре. К сожалению, собрать такую «бригаду» специалистов в одном лечебном учреждении в нашей стране по многим причинам практически невозможно. Поэтому центры по лечению и реабилитации детей с врожденной патологией обычно создаются на базе крупных детских клиник по челюстно-лицевой хирургии или на базе кафедр челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. В этих клинических учреждениях имеются, как правило, следующие специалисты: челюстно-лицевые хирурги, педиатры, анестезиологи, ортодонт, зубной техник, ЛОР-врач, невропатолог, терапевт-стоматолог, методист по ЛФК, подготовленный средний медицинский персонал и др. Другие же специалисты, необходимые для реабилитации этих больных (логопед, педагог, сурдолог, медицинский генетик и др.), привлекаются из других лечебно-профилактических учреждений этого региона. Для нормального функционирования специализированный центр должен иметь поликлиническое отделение (кабинеты) для соответствующих специалистов, а также хирургический стационар. В некоторых специализированных центрах имеется школа-интернат для детей, требующих длительного ортодонтического лечения и логопедического обучения (Б.Я. Булатовская, 1974). Диспансерное наблюдение за ребенком с врожденной расщелиной верхней губы и неба должно начинаться с момента его рождения. Для этого в лечебно-консультативный центр должно поступить извещение из роддома о случае рождения ребенка с пороком развития. После этого в роддоме организуется консультация ребенка с постановкой точного диагноза и решением важных вопросов кормления ребенка и ухода за ним. Здесь же проводится беседа с родителями ребенка с объяснением сроков и места оперативного вмешательства и других способов лечения его, т.е. фактически составляется план комплексного лечения ребенка, исходя из тяжести имеющейся патологии. В соответствии с планом комплексного лечения сразу же начинается медицинская реабилитация ребенка. За общим физическим развитием и здоровьем ребенка систематически наблюдает участковый врач-педиатр. Он же и готовит ребенка к операции, чтобы он соматически Продолжительность и объем реабилитационных мероприятий зависит не только от возраста ребенка, но и от тяжести врожденной патологии (диагноза). В зависимости от этого можно выделить 5 групп детей с врожденными расщелинами губы и неба: I группа - дети с изолированными расщелинами верхней губы. Эти дети, кроме хирургических вмешательств, иногда нуждаются в ортодонтическом лечении. II группа - дети с изолированными расщелинами мягкого неба. Эти дети нуждаются в хирургическом лечении и логопедическом обучении. В отдельных случаях им требуется ортодонтическое лечение. III группа - дети с изолированными расщелинами мягкого и твердого неба. Эти дети нуждаются в хирургическом и логопедическом лечении, и, как правило, в ортодонтическом лечении. IV группа - дети со сквозными расщелинами губы и неба. Все дети этой группы нуждаются в хирургическом, логопедическом и ортодонтическом лечении, а также в зубопротезировании и санации ЛОР-органов. V группа - дети с врожденными расщелинами губы и неба и сопутствующими поражениями ЦНС. Этим детям проводится хирургическое лечение. Другие виды лечения проводятся по индивидуальным показаниям. Имеются различные мнения о длительности реабилитационного периода у больных с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Так, детские челюстно-лицевые хирурги и стоматологи рекомендуют наблюдать этих детей с момента рождения и до 15 лет (Б.Я. Булатовская, 1974; Н.Н. Каспарова, 1981). Однако и после 15 лет у некоторых больных имеются выраженные эстетические и функциональные нарушения. Что требует дальнейшего проведения хирургического, ортодонтического и др. лечения (костнопластические и реконструктивно-восстановительные операции, имплантация, зубопротезирование, контурная пластика, нормализация функции речи и др.). Это значит, что реабилитация этих больных должна осуществляться и после 15 лет с привлечением большой группы специалистов, конечная цель работы которых (с учетом усилий и самого больного) - восстановление эстетики лица, восстановление или максимально возможная компенсация нарушенных в результате функций организма и адаптация больных в обществе. Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности: - Тесты, ситуационные задачи с эталонами решений. Рекомендуемая литература а) Основная литература: 1. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Л. А. Хоменко. - Книга плюс, 2010. - С. 52-74. 2. Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов // М.: 2006. - 416 с. б) Дополнительная литература: 1. Агаларова Л.С. Качество диспансеризации больных в городских поликлиниках. / Л.С. Агаларова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. - №6. - С.24-27. 2. Кисельникова Л.П.Современные возможности профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста / Л.П. Кисельникова, Н.В. Вагеманс // Педиатрия. — 2010. — Т. 89. — № 5. — С. 130–136.. 3. Кухаренко Ю. В. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. - 152 с. 4. Попова Е.С. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие / Е.С. Попова, Ю.В. Кухаренко, Н.В. Астафьева Н.В. // Чита: ИИЦ ЧГМА, 2011. - 100 с. в) Периодические издания (журналы): - журнал "Клиническая стоматология". г) Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы: - Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru - компьютерные презентации
Практическое занятие № 12. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь (занятие проводится в "Школе матерей" женских консультаций). Актуальность темы: Профилактику кариеса зубов следует начинать еще с внутриутробного развития. Правильная закладка, минерализация и развитие зубов плода определяет дальнейшее состояние и сопротивляемость тканей зуба к бактериям, вызывающим кариес. Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 17 и общекультурной 1 . ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ПК-17 - способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья. Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для усвоения темы: 1. Оптимальное содержание фтора в питьевой воде. 2. Антенатальный период развития ребенка (сроки закладки временных и m стоянных зубов). 3. Факторы риска в антенатальном периоде развития ребенка. 4. Общие и местные кариесогенные факторы. 1. Перечислите факторы, которые препятствуют полноценному формированию зубочелюстной системы ребенка. 2. Показания, противопоказания, режим назначения различных препаратов, для эндогенной профилактики кариеса. 3. Режим назначения витаминов для беременной женщины, в зависимости от срока беременности, региона проживания. 4. Режим назначения фторсодержащих препаратов беременной женщине. 5. Рациональное питание беременной женщины в антенатальной профилактике кариеса зубов. 6. Роль индивидуальной гигиены полости рта беременной женщине в антенатальной профилактики кариеса зубов. 7. Поливитаминный препарат с минеральными добавками «Прегнавит», состав, режим его назначения. 8. Назначение ребенку препаратов кальция и фтора в зависимости от возраста 9. Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций в антенатальный период развития ребенка и после рождения до I года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |