Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль педагогов в воспитании здорового образа жизни детей.




Педагогам принадлежит важная роль в воспитании здорового образа жизни детей. Для этого необходимо восполнение их знаний по основам гигиены полости рта и разъяснение ее значение в борьбе с болезнями зубов. С этой целью необходимо предусмотреть в плане работы педагогического совета ежегодную информацию врача - стоматолога о системе и методике профильного гигиенического воспитания школьников. Кроме того, преподавателям разъясняют значение плановой санации полости рта и календарных мероприятиях, проводимых в школе.

В этой связи учителю необходимо:

1) формировать у школьников прочные знания о методиках и средствах профилактики болезней зубов и десен. Обращать особое внимание на:

а) правильную осанку в школе. Кроме вредных привычек, свойственных младшим школьникам, которые нередко возникают и позже, могут ходить и сидеть ссутулясь. склонив голову в сторону, что ведет к нарушению осанки, а затем к деформации челюстей. Привычным может стать дыхание ртом после частого насморка, что также нарушает развитие челюстно-лицевой области,

б) вредные последствия для зубов частого употребления сладостей, особенно в промежутках между основными приемами пищи и перед сном

в) необходимости жевания твердых продуктов в конце приема пищи. Это обеспечивает кроме механического очищения зубов усиленное выделение слюны, частично смывающей пищевые остатки

г) необходимость регулярной чистки зубов, чтобы предупредить разрушение зубов, кровоточивость десен, исключить неприятный запах изо рта

д) обязательно посещать стоматолога. Каждый ребенок должен быть морально подготовлен к необходимости посетить стоматологический кабинет для осмотра, профилактических мероприятий, а также лечения.

2. Способствовать регулярным посещениям учащихся стоматологического кабинета или детской стоматологической поликлиники для проведения профилактических мероприятий и лечения зубов. Это профилактика осложнений кариеса и соматических заболеваний, ведущих к понижению работоспособности ребенка и возникновению эмоционально-психологических проблем в связи с «некрасивыми» зубами.

При проведении семинаров и педсоветов, стоматолог выступает в качестве врача-методиста. Педагогам необходимо рассказать, что нездоровое состояние полости рта значительно влияет на психическое и физическое состояние ребенка. Зубная боль нарушает сон ребенка. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, неуравновешенным, ослабляется его внимание, следовательно, снижается успеваемость.

Разрушение передних зубов даже у маленьких детей вызывает чувство стыда, желание скрыть дефект, а отказ от улыбки угнетает психику, вынуждает детей уединяться, избегать сверстников, формирует угрюмость.

Еще серьезнее вред больных зубов для состояния всех органов и систем. Дети с больными зубами страдают простудными заболеваниями в 3 раза чаще, чем дети со здоровыми зубами.

Это демонстрирует ведущую роль стоматологической помощи в предупреждении серьезных поломок здоровья населения в целом, влияющих на обороноспособность государства, а также его трудовую и производственную мощь.

Большое значение в гигиеническом воспитании педагогов имеют памятки, которые дают им возможность не только самим познавать тот или иной материал, но и использовать в своей работе.

Вторым этапом активной санитарно-просветительной работы в организованных коллективах являются беседы или выступления перед родителями. Удобнее всего это выступление организовать перед родительским собранием. При этом нужно иметь в виду, что для данного этапа нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп. Выступление по профилактике должно решать две задачи: озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.

Продолжительность беседы не должна превышать 15 - 20 мин., чтобы такой же промежуток времени оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи - озаботить родителей состоянием зубов их детей - необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, нарушение прикуса. Лучше будет, если сторона этого вопроса будет несколько преувеличена. На этом фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профилактических мероприятий, проявляется ответственность родителей за состоянием здоровья своих детей. В заключение выступления врач должен призвать родителей быть его помощником в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятий от совместных усилий.

Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности:

- тесты, ситуационные задачи с эталонами решений.

Рекомендуемая литература:

а) Основная литература:

1. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Л. А. Хоменко. - Книга плюс, 2010. - С. 52-74.

2. Стоматологическая профилактика у детей: руководство для студентов и врачей / В. Г. Сунцов [ и др.]. – Омск : Изд-во ОмГМА, 2009. - 416 с.

б) Дополнительная литература:

1. Методика обследования ребенка в клинике детской стоматологии :

метод. рек. для студентов стомат. и педиатр.фак. / Л. Н. Горбатова [и

др.]. -Архангельск: СГМУ, 2011. - 60с.: ил.

2. Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология //Учебное пособие. М.

2009.- 188 с.

3. Кузьмина Э.М. Основы индивидуальной гигиены полости рта / Э.М. Кузьмина и [др.] - М., 2008, - 116с.

4. Кузьмина Э.М. с соавт. Современные критерии оценки

стоматологического статуса при проведении эпидемиологического

обследования населения. - М., МГМСУ, 2007. - 43 с.

5. Кухаренко Ю. В. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. - 152 с.

6. Попова Е.С. Первичная профилактика стоматологических заболеваний у детей : учебное пособие /    Е.С. Попова, Ю.В. Кухаренко, Н.В. Астафьева Н.В. // Чита: ИИЦ ЧГМА, 2011. - 100 с.

в) Периодические издания (журналы):

- журнал "Клиническая стоматология".

- журнал "Новое в стоматологии".

- журнал "Стоматология".

г) Электронное информационное обеспечение и интернет-ресурсы:

- Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru

- компьютерные презентации

 

Практическое занятие №10

     Санитарное просвещение в организованных коллективах (ор­ганизация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические заня­тия в женских консультациях, в детских садах, школах).

Актуальность занятия:

Серьезные работы отечественных и зарубежных ученых по гигиеническому воспитанию населения в программе первичной стоматологической профилактики показывают, что без учета и правильной постановки санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта существенно снижается эффективность профилактических мероприятий.

2.Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 17 .

ПК-17 - способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.

Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для усвоения темы:

1. Общие и местные кариесогенные факторы.

2. Индивидуальная гигиена полости рта (что включает).

3. Стандартный метод чистки зубов (методика проведения).

4. Назначение индивидуальных средств гигиены в зависимости от возраста ре­бенка.

5. Первичная профилактика стоматологических заболеваний (цель, понятие, задачи).

6. Требования, предъявляемые к кабинету профилактики.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Гигиеническое воспитание населения (цель, задачи, способы).

2. Какие направления лежат в основе санитарно-просветительной работы.

3. Формы санитарно-просветительной работы (подходы, задачи).

4. Пассивная форма санитарно-просветительной работы.

5. Активная форма санитарно-просветительной работы.

6. Какие цели преследует беседа с родителями.

7. Методика проведения активной формы санитарно-просветительной работы в различные возрастные группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...