Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Методы бывают: Конкретно-научные и специфические методы Общенаучные, применяемые во всех науках Всеобщий, философский метод. Общенаучный метод делится на на 3 группы. 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (обобщение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический)} Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического: Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон. Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели. Идеализация - метод использования идеальной модели. Научное познание начинается с постановки проблемы. Далее следует гипотеза. А затем теория (статус гипотезы как достоверного знания). Проблема - «знание о незнании» о том, что еще не познано. Гипотеза - Научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер. Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию. Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения.
Определение общества: основные дефиниции. О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически. Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта. В узком смысле общество – объединение людей, связанных общими интересами. Есть так же природное понятие общество каких-либо животных. Общество – объединение людей, кот. в историч. развитии получили различные дополнения. Гос.общ – объединение граждан, живущих в одном гос-ве. Сущ. Нац-религ общества и т.д. Условно общество состоит из 2-х подструктур : базис экономическая основа общ-ва - ср-ва труда, предметы труда, человек имеющий определённые знания и навыки, зп и надстройку обществ. Идеология эл-ты политики, общ.психология традиции, нравы, обычаи, нормы. Надстройки носят исторический характер. Открытое общество – по К. Попперу – тип общества, хар-ся динамич.соц. стр-рой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократ. плюралистич. идеологией[здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности.Отсутствует гос. идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, кот. чел. реально использует. То есть он сам пытается найти осн. ценности.Закр. общество склонно к специализации, а откр. – к творчеству.В откр.обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частн. собственность и личное достоинство. В закрытом обществе святой долг – заботиться о других, а частн. собственность – дело сомнительное предосудительное или даже преступное, недостойное.
Общество как саморегулирующаяся система. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие. Рассмотрение общества как системы означает 1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ. 2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся систему. Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства. Структура - совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность. Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность. Сферы жизни общества суть эконом, социальн, полит, духовная. Эти сферы существуют в любом обществе. Они в свою очередь могут делиться на составные, которые также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к другому и к системе в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в другом элементе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |