Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.




Цивилизация – это устойчивое культурно-истор. сообщество людей, отличающееся общностью дух.-нравственными ценностями, культурными традициями, соц-полит. развитием, особенностями образа жизни. Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической Ф-ии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования человека усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование.

Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.

Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

 

 

Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Глобализацияесть постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую систему, в которой перемещаются информ. потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социаль­ных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия. Глобализация - закономерный про­цесс системной организации отдельных элементов, испы­тывающих влияние целостности всей системы. Глобализация, основывающая­ся на конкуренции, способствует повышению качества то­варов и услуг. Вместе с тем, опасность глобализации состоит в том, что человек постепенно утрачивает каналы непосредственной связи с естественным природным и со­циально-культурным пространством, которое растворяет­ся в супертехнологическом развитии современного обще­ства. Это пространство при­обретает черты непредсказуемой искусственности, оно символизируется, обусловливая соответств. состоя­ния сознания отдельных людей и общества в целом.

Глобальные проблемы являются одновременно есте­ственно-природными и социальными. Они связаны с ос­новными социально-экономическими и политическими задачами человечества, касаются взаимоотношений чело­века, природы, НТР и общества. Глобальные пробл. охватыва­ют и внутр. жизнь общества и человека.

По мере того как идет процесс становления совокупно­го субъекта трудовой деятельности, возникающие эколо­гические, экономические, политические и т. п. проблемы можно решать на основе выработки новой модели поведе­ния, учитывающей не только индивидуальную ответ­ственность, но и коллективную, дающую кооперативный эффект. Современные исследователи для решения гло­бальных проблем делают ставку не только на научно-тех­нические меры, но и выдвигают задачи изменения самого человека, его сознания, морали, образования, которые рассматриваются как предпосылки и условия обществен­ного развития.

Ослабление иммунных ресурсов человека, распростра­нение наркомании, алкоголизма, СПИДа и других неду­гов техногенной эпохи делают актуальной задачу сохране­ния генофонда человека. В современном обществе компьютеризация охватила многие сферы человеческой деятельности. В коммуникации посредством Интерне­та. Обогащая челове­ка информационно, компьютерное общение эмоциональ­но обедняет человека, притупляет его социальную ответ­ственность. Увлечение компьютерными играми умственно раз­вивает человека, но тормозит физическое совершенствование. Преодоление названных и иных отрицательных последствий компьютеризации возможно на основе глобальных усилий человечества.

Глобальный характер принял процесс интеграции на­ционально-государственных экономик в единый общеми­ровой экономический организм с универсальной системой регулирования. По глобальным электронным сетям обра­щаются колоссальные, но фиктивные капиталы, что ста­вит зачастую реальную экономику в зависимость от вир­туальной экономики. Глобализация имеет, таким образом, неоднозначный, противоречивый характер. Ненасильственный мир - не только высшая социаль­ная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных проблем современности.

Тенденция глобализации общественной жизни делает актуальным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества.

Варианты проявления:

1. Развитие массовой культуры как глобальная проблема.

2. Обеспечение мир. европ. интеграции.

3. Развитие инфы

4. Разрешение мир. проблем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...