Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Цивилизация – это устойчивое культурно-истор. сообщество людей, отличающееся общностью дух.-нравственными ценностями, культурными традициями, соц-полит. развитием, особенностями образа жизни. Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической Ф-ии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования человека усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобализацияесть постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую систему, в которой перемещаются информ. потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия. Глобализация - закономерный процесс системной организации отдельных элементов, испытывающих влияние целостности всей системы. Глобализация, основывающаяся на конкуренции, способствует повышению качества товаров и услуг. Вместе с тем, опасность глобализации состоит в том, что человек постепенно утрачивает каналы непосредственной связи с естественным природным и социально-культурным пространством, которое растворяется в супертехнологическом развитии современного общества. Это пространство приобретает черты непредсказуемой искусственности, оно символизируется, обусловливая соответств. состояния сознания отдельных людей и общества в целом. Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными. Они связаны с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества, касаются взаимоотношений человека, природы, НТР и общества. Глобальные пробл. охватывают и внутр. жизнь общества и человека. По мере того как идет процесс становления совокупного субъекта трудовой деятельности, возникающие экологические, экономические, политические и т. п. проблемы можно решать на основе выработки новой модели поведения, учитывающей не только индивидуальную ответственность, но и коллективную, дающую кооперативный эффект. Современные исследователи для решения глобальных проблем делают ставку не только на научно-технические меры, но и выдвигают задачи изменения самого человека, его сознания, морали, образования, которые рассматриваются как предпосылки и условия общественного развития. Ослабление иммунных ресурсов человека, распространение наркомании, алкоголизма, СПИДа и других недугов техногенной эпохи делают актуальной задачу сохранения генофонда человека. В современном обществе компьютеризация охватила многие сферы человеческой деятельности. В коммуникации посредством Интернета. Обогащая человека информационно, компьютерное общение эмоционально обедняет человека, притупляет его социальную ответственность. Увлечение компьютерными играми умственно развивает человека, но тормозит физическое совершенствование. Преодоление названных и иных отрицательных последствий компьютеризации возможно на основе глобальных усилий человечества. Глобальный характер принял процесс интеграции национально-государственных экономик в единый общемировой экономический организм с универсальной системой регулирования. По глобальным электронным сетям обращаются колоссальные, но фиктивные капиталы, что ставит зачастую реальную экономику в зависимость от виртуальной экономики. Глобализация имеет, таким образом, неоднозначный, противоречивый характер. Ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных проблем современности. Тенденция глобализации общественной жизни делает актуальным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества. Варианты проявления: 1. Развитие массовой культуры как глобальная проблема. 2. Обеспечение мир. европ. интеграции. 3. Развитие инфы 4. Разрешение мир. проблем.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |