Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработка годовой производственной программы в натуральном выражении.




Производственная программа предприятия определяет номенклатуру и объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении с распределением по кварталам. В производственную программу включаются только те изделия, ко­торые соответствуют специализации предприятия и на которые есть по­требность в плановом периоде. При этом учитываются: 1) наличие конкурентных преимуществ, позволяющих предприятию обеспечить конкурентоспособность своих изделий либо за счет их более высокого качества, либо за счет более низких цен по сравне­нию с конкурентами; 2) включение, как правило, изделий, рентабельность которых доста­точна для нормальной деятельности предприятия; 3) влияние принимаемых решений на стратегический потенциал предприятия. Поскольку выпуск продукции ориентирован на потребителя, в со­ставе годового плана производства в первую очередь должен формиро­ваться план поставок (план сбыта) продукции в натуральном выражении. Он составляется на основе уточнения и конкретизации перспективного плана на данный год. Формирование плана поставок начинается с определения номенкла­туры продукции и количества изделий по каждой позиции в натуральном выражении, затем годовое задание распределяется по кварталам. Поскольку наиболее важной задачей плана производства продукции и услуг является удовлетворение потребности народного хозяйства в вы­пускаемой продукции, возрастает значение изучения предприятием спроса и тенденций его изменения, а также значение прямых длительных хозяйст­венных договоров с потребителями. Номенклатура выпускаемой продукции определяется предприятием исходя из государственного заказа, заказов потребителей и заключенных договоров о поставках. План поставки разрабатывается в тесной связи с годовой производ­ственной программой. Календарные сроки поставок зависят не только от желания потребителя, но и от возможностей поставщика, заинтересованно­го в наилучшем использовании своих производственных ресурсов. План производства (годовая производственная программа) отличается от плана поставок в натуральном выражении на величину изменения ос­татков готовых изделий на складе, а также на величину внутрипроизводст­венного потребления. Таким образом, объем производства в натуральном выражении в общем случае (Nnp) можно определить по формуле: N пр = N пост - О нскл + О кСЮ1 + N вн, где N пр - объем производства изделия в натуральном выражении; N пост - объем поставки изделия в натуральном выражении; О нскл; О КсКЛ - остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; N вн - количество изделий для внутрипроизводственного потребле­ния. Производственную программу, в наибольшей степени отвечающую структуре ресурсов предприятия и обеспечивающую наилучшие результа­ты деятельности предприятия по принятому критерию, называют опти­мальной. В общем виде наиболее распространенная модель оптимальной про­изводственной программы содержит целевую функцию и систему огра­ничений: С=суммаКi*Ci стремится к max (min); сумма аij*xj=Aj (j=1,2,..,m); Ni min<=xi<=Ni max

где: С - суммарное значение показателя, принятого в качестве крите­рия оптимизации; п - количество наименований изготавливаемых изделий; Xi - количество изделий i-ro наименования в плане; Ci - оценка i-ro наименования изделия в соответствии с критерием оптимальности; aij - затраты j-ro ресурса на изготовление i -го изделия; Aj - имеющийся объем j-ro ресурса; Nimin , Nimax- допустимые пределы выпуска i-ro изделия. В качестве критерия оптимальности чаще всего используется макси­мум прибыли, а иногда используется себестоимость продукции или загруз­ка оборудования. В качестве ограничительных условий используются на­личные производственные ресурсы: оборудование, рабочая сила, материа­лы. Минимальный выпуск изделий может определяться заключенными контрактами на поставку продукции, максимальный - потребностью рынка в продукции предприятия. В качестве ориентира при установлении мини­мального выпуска конкретного вида продукции целесообразно использо­вать критический объем продаж - минимально необходимый объем произ­водства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность. Выбор критерия оптимальности и ограничительных условий опреде­ляется конкретной производственной ситуацией и задачами предприятия в плановом периоде. При построении модели оптимальной производственной программы, основанной на максимизации прибыли, прибыль на единицу продукции принимается постоянной. Между тем, это допущение неправомерно, так как при колебаниях объема производства изменяются условно-постоянные расходы на единицу продукции, ее себестоимость, а следовательно, и при­быль. Игнорирование этой зависимости может привести к ошибочным ре­шениям. Поэтому целесообразно при формировании оптимальной производственной программы в качестве критерия оптимальности использовать максимум маржинального дохода. Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разность между ценой и переменными затратами. В отличие от прибыли маржи­нальный доход на единицу продукции является постоянной величиной при колебаниях объема производства в определенных пределах. При измене­нии объема производства изменяется общая величина маржинального до­хода. При стабильности условно-постоянных расходов максимуму маржи­нального дохода будет соответствовать максимум прибыли. Определение номенклатуры годовой производственной программы и объема выпуска в натуральном выражении по каждой позиции - первый этап формирования плана производства. Второй этап - распределение вы­пуска изделий по кварталам, то есть разработка номенклатурно-календарного плана. На этом этапе необходимо соблюдать следующие требования: 1) обеспечение стабильного увеличения общего объема выпуска по кварталам на основе повышения производительности труда; 2) соблюдение договорных сроков выпуска изделий; 3) сокращение номенклатуры одновременно изготавливаемых изде­лий для упрощения планирования и оперативного управления производством; 4) обеспечение равномерной комплексной загрузки оборудования и площадей за счет набора изделий с разной структурой трудоем­кости. Машиностроительные предприятия с разными типами организации производства характеризуются особенностями календарного распределе­ния: 1) в массовом и крупносерийном производстве выпуск изделий распре­деляется с равномерным нарастанием; 2) в серийном производстве одна часть изделий распределяется равно­мерно, а другая - по отдельным кварталам с учетом структуры трудо­емкости; 3) в единичном и мелкосерийном производстве распределение выпуска продукции по кварталам - очень сложная задача.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...