Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «норма» и «норматив». Классификация норм и нормативов.




Предмет и задачи курса «Планирование на предприятии».

На современном этапе развития планирование занимает важное место в системе внутрифирменного управления в развитых промышленных стра­нах.

Планирование - это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Результатом этого процесса служат плановые решения, на основе которых организуется целенаправленная деятельность предприятия.

Планирование деятельности на каждом предприятии является наибо­лее важной функцией производственного менеджмента. В планах пред­приятия отражается заранее разработанная система мероприятий, направ­ленных на достижение определенных целей: указываются методы, после­довательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказанию услуг; уделяется внимание сбалан­сированному взаимодействию ресурсов.

В условиях рыночной экономики внутрифирменное планирование решает следующие задачи:

- выявление перспектив развития внешнего окружения фирмы;

- формирование целей и вероятных стратегий;

- определение первостепенных задач, а также действий для их реше­ния;

- обеспечение согласованной деятельности всех структурных под­разделений для достижения поставленных целей.

Результатом планирования является система взаимосвязанных планов - система технико-экономических показателей, определяющих цели дея­тельности предприятия и каждого его подразделения на данный период, а также комплекс мер, направленных на достижение намеченных плановых показателей.

План как сам документ (то есть как закон или директива) - не самое главное в процессе планирования. Он - лишь фиксация этого процесса, а главным является разработка стратегий, целей, направлений деятельности.

Задачи:

- выявление перспектив развития внешнего окружения фирмы

- формирование целей и вероятных стратегий

- определение первостепенных задач и действий по их решению

- обеспечение согласованной деятельности всех подразделений для достижения поставленных целей

Сущность и функции планирования.

Планирование – вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Задачи, решаемые с помощью планирования:

1.Определение направления развития компании

2.Снижение влияния изменений внешних и внутренних факторов

3.Сведение к min потерь рабочей силы и ресурсов

4.Установление стандартов

Процесс планирования включает следующие этапы:

1.Установка целей и задач

2.Разработка стратегий, программ и планов

3.Распределение ресурсов

4.Доведенеие планов до работников

Типы планов по длительности планового периода:

1.Стратегические (3-5 лет)

2.Тактические (1-2 года)

3.Оперативные (квартал, месяц, день)

Уровни организационного планирования

Планирование выполняет различные функции в зависимости от вида и величины предприятия, его места и роли на рынке производства, состава и профессионализма персонала и др. конретных факторов.

Важнейшими функциями внутрихозяйственного плана являются:

1.План, как экономический прогноз (выпуск-ресурсы-эффект).

2.План, как основа контроля деятельности (сравнивая план и факт осуществляется текущий бюджетный контроль, т.е. анализ причин отклонений от плана, выводы, принятие решений по улучшению работы подразделения и корректировка планов).

3.План, как средство управления фирмой (в области закупок сырья, производства и продажи товаров, расстановки персонала и т.д.).

4.План, как основа выработки стратегии и целей фирмы.

Общие функции планирования

1.Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов, сделок.

2.Оптимизация – выбор из различных вариантов наилучшего плана.

3.Координация, интеграция – учёт всех взаимодействий с ориентацией на общий для всех результат.

4.Безопасность управления – обеспечение информации о рынках для своевременного принятия решений предотвращения отрицательных последствий.

5.Упорядочение – единый общий порядок для достижения целей.

6.Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов на поведение работников и возможность обучения их, в т.ч. и на собственных ошибках.

7.Документирование – представление действий в документальной форме, что м.б. доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Организация планирования на предприятии.

1) Применение комп.техники в планир-нии. Внутрифирм-ое планир-ние в рын. усл-ях невозможно без использ-я персональных комп-ов. Объем планово-эконом. инф-ии, необх-мой в ходе составления планов пред-тия, настолько велик, что для ее своеврем-ого анализа и правил.оценки треб-ся повсеместное применение комп.средств сбора, передачи и обработки. Выбор прав-х планово-управ-х решений связан с рассмотрением и оценкой большого числа альтер-ых вар-ов, требующих проведения сложных и трудоемких расчетов. Полная система автоматизированного планирования состоит обычно из компонентов техн-ого и программного обеспечения, обслуж-ых или использ-х человеком. Реализация всех преимуществ систем автоматизированного планир-ния возможна в тех случаях, в которых любая информ-иялегко доступна экономистам-менеджерам или обеспечена ее быстрая передача между отдельными подразд-ми предпр-я. Идеал-е взаимодействие внутрифирм-х подразделений достигается при оснащении их персон-ми комп-ми, объединен-ми в единую интегрир. Интегрир.системы позволяют соединять в единый поток различ.виды инф-ии и тем самым повышать эфф-сть ее испол-ния в процессе разработки и принятия оптим-ых планово-управленческих решений различ.атегориями персонала. В системе автомат-ного планирования важнейшее значение имеет база данных, представ.собой пакет программ, которые обеспечивают запоминание, сортировку, поиск, объединение, структуризацию инф-ции на основе использования соврем.средств вычислит.техники. В отеч-м произв-ве применяются различ.системы автоматиз-ого план-ния и упра-ния производством: управляющие системы с полностью автоматизир-ми производ-ыми процессами и установками; контролирующие системы хода произв-ва с частично автоматиз-ыми плановыми расчетами; обрабатывающие системы для анализа отчетной информации о ходе произв-ва. 2) Анализ и оценка качества планов. Разраб-ые планы становятся для кажд.предприятия и всех его подразделений основ.направлением производственно-эконом.деятельности на предстоящий кратко и долгосрочный период. Конечные рез-ты всякой деят-сти во многом опред-ся двумя взаимосвязанными факторами:1.кач-вом составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей соц-экон-ой деятельности предприятия;2.уровнем выполнения принятых высшим руководством предпр-я первон-ых планов всеми категориями персонала. Для оценки кач-ва планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т.д. Реальность планов означает возможность их осущ-ия в ближайший отрезок времени. Критерий реал-ти планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хоз-ва и возможностей его стихийного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся объективных средств воздействия на этот ход развития, с другой. Напряженность планов служит одной из основных характеристик степени рац.использования планируемых эконом-х ресурсов в процессе производства продукции и услуг. Коэффициент напряженности планов выражается соотношением установ-ых плановых и действующих нормативных показателей. Сбалансир-сть многих показателей является необходимым условием качеств.разработки первоначальных планов, например плана производства и плана продаж, плана численности персонала и плана материального вознаграждения, плана доходов и расходов и т.д. Общим показателем кач-ва планов могут служить также некот.важнейшие плановые данные — годовой объем производства или продажи продукции, совокупный доход и др. 3) Совершенствование системы планирования. Соверш-ние работы по орг-ции внутрифирм.планирования на кажд.предприятии осущ-тся высшим руководством и специалистами планово-экономических служб. Известны 2основные схемы организации внутрифирменного планирования, «сверху вниз» или «снизу вверх». По 1схеме рук-во фирмы определяет осн.цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли, кот.затем включаются в планы подразделений. По 2схеме поступают наоборот: расчет плановых показателей продажи продукции начинается с подразделений, а затем составляется единый план фирмы. Существует и 3я схема, которая предусматривает творческое взаимодействие «верхов» и «низов» в процессе составления общего внутрифирм.плана. Правильный выбор схемы разработки внутрихоз-ых планов является одним из первых направлений соверш-ния системы планирования на кажд.редприятии. Осн.направление совершенствования методологии планирования, заключ-ся в повышении точности соизмерения затрат и рез-ов предстоящей производств.деятельности при наиболее полном учете взаимодействия системы рын.факторов. Для качеств-го планирования нужны такие измерители, кот.помогают определять не только высокие конечные результаты, но и те предельные нижние и верхние показатели, кот.в действующих условиях не следует переступать. Совершенствование методологии и нормативной базы внутрифирменного планирования предусматривает повышение проф.уровня экономистов-менеджеров. Специалисты должны владеть теорией внутрифирм.рыночного планирования и обладать необх-ми практическими навыками.

Структура и функции органов планирования на предприятии.

Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда. В их выполнении участвуют многие категории персонала — руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

Основные методы, применяемые при разработке планов предприятия.

Методология рыночного планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Методы планирования: 1) научные (использование научных знаний при планировании); 2) экспериментальные (основаны на анализе и обобщении опытных данных); 3) нормативные (основаны на использовании нормативов); 4) балансовые; 5) системно – аналитические; 6) программно – целевые; 7) экономико – математические; 8) проектно – вариантные. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений: 1) Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать? 2) В какой сфере и в каких условиях действует предприятие? 3) Как организована фирма и как она функционирует в действительности? 4) Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика действуют в настоящий момент? 5) Каковы главные стилевые предпочтения руководства фирмы? 6) Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас? 7) Кем являются акционеры предприятия, сколько их по каждой категории? 8) Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется? 9) Какие законы и правительственные постановления влияют и каким образом на работу предприятия?

Принципы планирования: гибкость, целенаправленность и т.п.

План — это предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.

Планирование деятельности является на каждом предприятии (фирме) наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

При разработке сводного плана необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Принципы – теоретические выводы, служащие исходной базой для практической деятельности.

Впервые общие принципы планирования деятельности предприятия были сформулированы А. Файолем. В качестве основных были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел.

Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, т.е. все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками».

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Точность определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

П. комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от многих факторов, которые образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

П. эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

П. оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных.

П. научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

П. целенаправленности. Обеспечение достижения в процессе плани­рования поставленных целей.

П. Системности - необходимость учета многоуровневой структуры и специфических свойств различных уровней управления предприятием.

П. Комплексности - взаимосвязь и взаимозависимость всей системы планов в целом и отдельных показателей внутри каждого планового доку­мента.

Виды планирования и их содержание

Внутрихозяйственное, или внутрифирменное (корпоративное), планирование занимает коренное положение в свободной рыночной экономике. Оно позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, отдельных предприятий, корпораций или фирм и домашних хозяйств. Между внутрихозяйственным планированием и государственным регулированием существует механизм экономического взаимодействия, основанный на свободных рыночных отношениях, равновесии спроса и предложения. Планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Существуют системы государственного или федерального регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования. Необходимо подробно рассмотреть с научных и учебных. В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п. Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п. Все виды планирования на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. 1) По содержанию планов следует выделять, кроме рассмотренного технико-экономического и оперативно-производственного, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т.д. 2) По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.). 3) По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное (самопланирование), индикативное и административное, или централизованное. Индикативное планирование — это по существу государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.  4) По времени действия внутрифирменное планирование бывает: краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное — в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели. 5) По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия. 6) По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов. 7) По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей. 8) По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на мировой рынок. В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификацииР.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, проактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования.

Индикативное и директивное планирование.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Его главная отличительная черта - конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. Процесс разработки плана принято называть планированием. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем, чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных. Данные функции обычно реализуются через прогноз.

Формы планирования

Директивное, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата.

Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило в зависимости от достигнутого конечного результата, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.

При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и другое, при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую часть (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы).

Стратегическое планирование предприятия.

Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность планов по достижению стратегических целей. Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий период. В долгосрочном планировании деятельности предприятия необходимо выделять 3 независимых уровня достижения соответств-х целей: организация, персонал, гос-во. В страт-ом планир-ии важную роль играет гос-ое регулирование экон-ой политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. С точки зрения теории планирования любая производственная система обладает определенным потенциалом эк-го развития и роста. Существуют 3 осн. Типа развития бол. эк-х систем : 1. Идеальный. Вносятся дозированные изменения обеспечивающие непрерывность и устойчивость эк. роста. 2. Реальный. Предполагает частичное реформирование эк-ой системы после появления первых негативных признаков ее функционирования. 3. Радикальный. Используется когда практически исчерпан ресурс действующей системы и необход. ее кардинальная реформа с изменением основных институциональных структур. Стратегическое планирование на микро уровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних процессов, факторов и явлений. Схема страт. планир. на предприятии: 1. Определение долгосрочной стратегии. 2. Создание стратегических подразделений. 3. Обоснование целей маркетинга. 4. Ситуационный анализ. 5. Разработка стратегии маркетинга. 6. Реализация тактики. 7. Контроль результатов. Стратегия развития организации определяется в результате внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом неопределенных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятия соответствующего или планового положения как на внутреннем так и на внешнем рынках. В утвержденных планах предусматриваются общие цели фирмы, ее место на региональном рынке, организационная структура управления, кадровая политика, производственная стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, финансовые результаты, политика поглощений или приобретений, объемы инвестиций и т.д. В долгосрочном планировании отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается будущая модель, характеризуемая механизмом воздействия таких важных соц-но экон-х факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей. Основная задача страт. план. остоит в обосновании важн. целей и выработки правильной стратегии долгосрочного развития. Выделяют 8 основных сфер деятельности в границах кот-х каждое предприятие определяет свои главные цели: 1. Положение орг-ии на рынке. 2. Инновационная деятельность.3. Уровень произв-ти. 4. Наличие произ-х ресурсов. 5. Степень стабильности. 6. Система управления. 7. профессионализм персонала. 8. Социальная ответственность. Предприятие может использовать известные стратегии: Разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен.

Тактическое планирование предприятия.

Тактика - маневрирование силами, подходящими для осуществления заданной цели, т.е. тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Сводный тактический план представляет собой поэтапную реализацию выработанной стратегии предприятия, позволяющей ему адаптироваться к изменениям внешней среды за короткий промежуток времени (1-2 года). При формировании плана текущей деятельности в рамках принятой стратегии должны быть решены следующие задачи: 1) эффективное использование производственного потенциала для удовлетворения потребительского спроса и выполнение обязательств перед заказчиками; 2) рациональное использование ресурсов и получение прибыли, достаточной для нормальной деятельности; 3) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; 4) поддержание и развитие производственного потенциала предприятия в соответствии с принятой стратегией. Состав разделов тактического плана организации и их содержание ( могут быть уточнены и дополнены с учетом специфики предприятия): 1) Основные показатели деятельности предприятии: объем производства продукции, работ, услуг; объем реализации продукции в оптовых ценах предприятия; прибыль валовая; затраты на 1 руб. товарной продукции; среднесписочная численность ППП; Средняя з/пл 1 работника ППП; среднегодовая стоимость активов предприятия; капиталовложения, коэф-т использования производственных мощностей; коэф-т износа основных производственных фондов; показатели, характеризующие его платежеспособность и др. 2) План маркетинга: объем реализации продукции и услуг в стоимостном выражении; поставка осн. видов продукции; доля рынка по основным видам продукции и услуг; запасы готовой продукции; затраты на маркетинг. 3) План производства: Товарная продукция; производство осн. видов продукции; показатели качества продукции; доля новой продукции в ее общем объеме; производственная мощность по основным видам продукции; изменение незавершенного производства. 4) План организационно-технического развития (план инноваций): Перечень важнейших проектов с указанием сроков, ожидаемых результатов, единовременных затрат, ответствие за внедрение; сводные экономические результаты ОТР; затраты на НИОКР. 5) План материально-технического обеспечения: потребность в МТО по укрупненной номенклатуре; объем закупок; производственные запасы; транспортно-заготовительные расходы. 6) План по труду и социальному развитию: численность персонала; фонд з/пл; средняя з/пл; прочие расходы на персонал всего и на 1 работника; показатели, хар-щие качественный состав персонала, эффективность использования кадров, расходов на оплату труда, улучшений условий и охраны труда; динамика производительности труда под влиянием осн. технико-экономических факторов. 7) План охраны природы и рационального использования ресурсов: показатели и перечень мероприятий по охране природы и рациональном использовании водных, земельных, лесных, минеральных ресурсов и воздушного бассейна. 8) План по себестоимости продукции: Расходы на обслуживание и управление производством; затраты на производство по экономическим элементам; себестоимость товарной продукции по статьям калькуляции; себестоимость основных видов продукции и услуг; затраты на 1 руб. товарной продукции; динамика себестоимости под влиянием осн. технико-экономических факторов; выделение переменных и условно-постоянных расходов. 9) План капиталовложений и капитального строительства (КВ и КС): объем КВ; объем КВ по источникам финансирования; ввод в эксплуатацию объектов КС и основных фондов; ввод производственных мощностей. 10) Финансовый план: финансовые результаты; показатели, хар-щие распределение прибыли; сметы расходов фондов организации; состав активов и пассивов; показатели движения денежных средств по сферам деятельности организации; показатели рентабельности продукции и капитала, деловой активности организации, ликвидности и финансовой устойчивости. Состав исходных данных для разработки сводного плана текущей деятельности: - стратегия предприятия; - прогнозы общеэкономические, отраслевые, региональные и др.; - результаты исследования рынка; - результаты анализа деятельности предприятия в предшествующем периоде; - законченные НИР и ОК и ТР, патенты, лицензии; - бизнес-планы инвестиционных проектов, принятых к внедрению; - нормы и нормативы; - данные о наличных ресурсах предприятия (оборудование, ден.средства, персонал и т.д.); - информация о ценах на ресурсы, тарифах и др. условий приобретения ресурсов. Последовательность разработки плана представлена на рисунке:

План маркетинга – основа всего плана, через него составляются остальные разделы плана, а финансовый план – это обобщающий раздел сводного плана. (1) План маркетинга затем (2) план производства – в него входит расчет производственной мощности; (3) План МТО и (4) План по труду и соцразвитию, от них (5)План по себестоимости, который взаимодействует с (9) Финансовым планом. План производства так же действует на (6) Инновационный план, который вместе с (7) Планом охраны природы и (4) влияет на (8) План КВ и КС, которые в сою очередь направлен на (9). План маркетинга и финансовый план взаимосвязаны. Если полученные конечные результаты по плану не подходят, то план пересматривают, т.е он носит итеративный характер (основан на методах последовательного приближения), итерации (варианты) разрабатываются последовательно или параллельно. Выбирать план целесообразно по следующим критериям: на соответствие его стратегии предприятия; прибыльности и рентабельности капитала; показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности. Для выбора плана применяют следующие методы: метод балльной оценки, дополненный оценками значимости показателей, с привлечение экспертов. Для расчета общего кол-ва баллов по данному варианту: О = (ΣОiYi) / ΣYi , Оi – балльная оценка значения i-го показателя поданному варианту, Yi – относительная оценка значимости показателя. О = max лучший вариант.

Бизнес-планирование – как новая форма планирования деятельности предприятий в условиях рынка.

Планирование – это определение целей развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы на ближайшую и будущую перспективы.

На ряду с внутрефирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. В совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятие составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Отличия бизнес-планов от других документов.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации охватывает достаточно длительный период 3-5 лет, иногда и больше.

Однако между бизнес-планом и стратегический планом существует ряд различий:

1. Бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, а стратегический план может включать и другие типы стратегий.

2. Стратегический план – это обычно планы с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается а корректировке или пересмотре стратегического плана, затем к стратегическому плану прибавляется очередной годичный период. Бизнес план имеет четко очерченные временные рамки, например, должен быть построен завод и достигнуты проетные мощности.

3. В бизнес плане функциональная составляющая (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане и являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес плана.

Бизнес план – краткое, точное доступное и понятное описание предлагаемого бизнеса.

Цели и задачи бизнес-плана, структура и основные разделы, порядок разработки.

Планирование – это определение целей развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы на ближайшую и будущую перспективу.

Наряду с внутрефирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значен6ие при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность бизнес-планов предприятия составляет инф.базу, котрая является основой для разработки национальной политики план-ия в рамках гос программы эконом регулирования.

Между бизнес планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличии от стратег плана бизнес план включает не весь комплекс целей фирмы, а одну из них – ту, которая связана с развитием и созданием нового бизнеса.

2) Стратег планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени, бизнес план имеет четко очерченные временные рамки.

3) В бизнес плане функциональные составляющие имеют гораздо более весомое значение чем в стратегическом плане и являются равнозначными частями структуры бизнес плана.

Бизнес план краткое точное описание предполагаемого бизнеса. Главной целью бизнес плана является выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.

Цели бизнес плана:

- получение кредитов/инвестиций

- определение степени реальности намеченных результатов

- Доказ-во целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы

- убеждение сотрудников в возможности достижения намеченных результатов.

Бизнес план предусматривает решение стратегических и тактических задач стоящих перед предприятием.

Основные разделы бизнес плана:

1)описание отрасли и предприятия

2)хар-ка продукции и услуг, анализ рынка, конкуренция и конкурентное преимущество

3)план маркетинга

4)производственный план

5)орг план и орг структура предприятия

6)финансовая стратегия и финансовый план

7)потенциальные риски.

Планирование маркетинга

Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков. "Рынок продавца" - это такой тип рынка, на котором спрос на товар (С) превосходит его предложение (П): С>П. Характерные черты "рынка продавца": Наличие дефицита, Недостаточное качество товара, Высокие цены. "Рынок покупателя" - это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже предложения: С<П . Характерные черты "рынка покупателя": Отсутствие дефицита, Тенденция улучшения качества товара, Тенденция стабильности или снижения цен. Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары требует достаточно больших затрат времени и средств и охватывает: 1. Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений и инвесторов. 2. Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей. 3. Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, его рост в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей или различных групп потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.  Принцип комплексности исследования товарных рынков предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия так называемых факторов фона (демографическая, экономическая, технико-экологическая, социально-культурная, политико-правовая среда, СМИ, конкурентное состояние рынка, факторы микросреды функционирования фирм и др.) на объект исследования в их взаимодействии и взаимовлиянии. Основные задачи маркетингового исследования рынка: - определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; - определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке; - ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт на конкретных рынках и получение фирмой плановой прибыли. Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:  а) метод тенденции (экстраполирования);  б) нормативный;  в) метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам);  г) метод конечного использования (коэффициента потребления);  д) экономико-математические;  е) метод ведущего показателя; ж) выборочный; з) анкетные опросы и др. Выборочный метод - Простота и точность при условии достоверности информации; Требование достоверности информации. Анкетные опросы - Применение закона больших числе выборочного метода дают объективную информацию о спросе; Субъективность оценок. Экономико-математическое моделирование - При обеспечении высокого качества информации - высокая точность прогноза; Жесткое требование взаимной независимости факторов. Нормативный метод - Не требуется проведения громоздких расчетов; В основе метода лежат нормы потребления товаров и нормы обеспечения населения товарами длительного пользования. После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов и определения товарной номенклатуры. Сегментация рынка - это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты). Цель сегментации - найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент. Сегментация рынка может осуществляться по разным параметрам. Основными применяемыми на практике методами сегментации являются нахождение однородных групп потребителей по характеру товара (товары производственно-технического назначения, товары личного потребления, в том числе длительного и краткосрочного пользования и т.д.), по категории потребителей (частные потребители, потребители-фирмы) или по географическому делению рынка. При постановке нескольких маркетинговых целей необходимо осуществлять множественную сегментацию. Это целесообразно, если ресурсы и возможности фирмы достаточны для производства и маркетинга двух или более товаров и существуют два или более значительных рынка, каждый из которых характеризуется отличительными желаниями потребителей. Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия. На правильный выбор и назначение цены на товар и услуги влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части: внутренняя, выражающаяся в конечном счете в издержках производства, и внешняя, к которой относятся: конкуренция, положение, занимаемое товаром на рынке, характер спроса, общехозяйственная конъюнктура, политика органов государственной и местной власти, другие факторы (схемы). Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом: Метод полных издержек, Метод стоимости изготовления (переработки), Метод маржинальных (предельных) издержек, Метод рентабельности (доходности) инвестиций, Методы маркетинговых или рыночных оценок. 1. Метод полных издержек: К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Обеспечивается полное покрытие всех затрат и получение плановой прибыли. Игнорируется эластичность спроса. Снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в общей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены. 2. Метод стоимости изготовления: К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую вкладу предприятия в формирование стоимости изделий Учитывается вклад предприятия в наращивание стоимости товара     Метод неприменим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. 3. Метод маржинальных издержек: К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода облегчается официальным внедрением в учетную практику и отчетность классификации затрат на условно-переменные и условно-постоянные. 4. Метод рентабельности инвестиций: Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий плотность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Высокий уровень ставок процентов за кредит и их неопределенность во времени в условиях инфляции. 5. Методы маркетинговых оценок: Эта группа методов страдает неопределенностью количественных оценок. Часто цены устанавливаются практически произвольно: - Метод оценки реакции покупателя: Продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар; - Метод "предложения втемную" или тендерный метод: Покупатели анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере). Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль. В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание: стратегии проникновения на рынок; порядок оплаты поставляемых товаров; объема продаж по планируемым периодам. Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения. После исследования рынков и его сегментов, определения маркетинговой стратегии продвижения товаров на эти рынки определяется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж. Предполагаемый объем сбыта рассчитывается исходя из результатов проводимых маркетинговых исследований рынка, объема и динамики спроса покупателей, учета конкуренции.

                  14. Понятие плана, плановых показателей и плановых расчетов.

См. 18,19 вопрос

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

С практических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам. Таким образом, между нормативами и нормами существуют определенные признаки сходства и различия. Значения норм и нормативов могут совпадать на конкретные работы в некоторых производственных условиях. В большинстве же случаев норма является функцией от нормативов. Срок действия той или другой нормы на предприятиях и фирмах не должен превышать периода, в течение которого значения нормативных факторов находятся в допустимых пределах. На тех предприятиях, где это положение соблюдается как закон рыночных отношений, достигаются высокие результаты экономической деятельности, рационально используются все имеющиеся производственные ресурсы, обеспечивается конкурентоспособность производства продукции и услуг.

Система планов на предприятии и их взаимосвязь

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п. Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства. Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как: 1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие; 2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место; 3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования; 4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет); 5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; 6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным; 7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов; 8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции). Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия. В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей. Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п. Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем: 1) формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы; 2) обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; 3) планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; 4) определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; 4) проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности: 1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения; 2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия; 3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия. Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

Сводный тактический план предприятия.

См. вопрос 17.

Структура, содержание и последовательность разработки сводного тактического плана










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...