Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъекты социального партнерства. Представители интересов работников и нанимателей




 

В трудовом законодательстве для обозначения понятия «субъекты коллективно-договорного регулирования» используются следующие категории:

1.Стороны коллективных трудовых отношений;

2.Стороны коллективного договора, соглашения;

3.Стороны социального партнерства;

4.Представители сторон коллективных трудовых отношений;

5.Субъекты-исполнители по коллективному договору, соглашению.

 

Субъекты социального партнерства определены в ТК и пункте 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 года № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь».

На основании этого указа в зависимости от уровня осуществления социального партнерства можно выделить следующие виды субъектов:

Уровни Субъекты
Республиканский Ø республиканские объединения нанимателей и профсоюзов; Ø а также Совет Министров Республики Беларусь, уполномоченные им органы.
Отраслевой Ø отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей; Ø республиканские отраслевые органы государственного управления.
Местный Ø профсоюзы (их объединения); Ø наниматели (их объединения); Ø местные исполнительные и распорядительные органы.
Уровень предприятия, организации, учреждения Ø наниматель, либо уполномоченный им представитель и профсоюз (профсоюзы); Ø или другие органы, уполномоченные представлять интересы работников.

 

Важно различать:

· Сторонами коллективного договора являются работники и наниматель;

· Сторонамисоглашения, социального партнерства – работники, наниматели, представительные органы государства.

 

Представители сторон:

Ø Работники:

· органы профсоюзов;

· иные представительные органы работников, уполномоченные на это актами законодательства (статья 354 ТК).

Ø Наниматели:

· лица, уполномоченные учредительными документами или локальными нормативными актами этих организаций;

· уполномоченные органы объединений нанимателей (статья 355 ТК).

Ø Государство:

· Совет Министров;

· уполномоченные им органы государственного управления (например, соответствующие министерства).

 

В статье 14 КонституцииРеспублики Беларусь указано на такой субъект коллективных трудовых отношений, как объединения нанимателей. В статье 1 ТК дано его легальное определение.

 

Статья 1:

объединение нанимателей - добровольное объединение юридических и физических лиц, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, имеющих целью представительство и защиту своих прав и законных интересов.

В пункте 3 статьи 12 ТК предусмотрено право нанимателей создавать объединения нанимателей и вступать в них. Правовое положение этого субъекта определяется в частности следующими статьями ТК: 352, 355, 356, 358, 359, глава 36 ТК.

 

Понятие и содержание коллективных соглашений

 

Общая характеристика социально-партнерских соглашений была дана в теме источников трудового права.

Статья 358. Соглашение

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Важно знать: социально-партнерские соглашения относятся к категории нормативных соглашений, и, соответственно, включают в себя черты договора-сделки и нормативного акта.

Вывод: отнесение соглашений к числу нормативных актов не отражает их двойственную юридическую природу. Анализ норм ТК позволяет сделать вывод, что зако
нодатель не относит коллективные договоры и соглашения к законодательству о труде (смотри статью 7 ТК). Акты законодательства обладают бо́льшей юридической силой, чем локальные нормативные правовые акты (смотри статью 7 ТК, а также решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20 марта 2002 года № Р-139/2002).

Содержание коллективных соглашений формирует их условия. Согласно части 1 статьи 358 ТК соглашения содержат обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере, при этом согласно статье 360 ТК соглашения включают в себя нормативные положения.  


Коллективное соглашение – это нормативное правовое соглашение, содержащее в себе принятые в пределах компетенции сторон в особом договорном порядке нормы и обязательства по решению вопроса в социально-трудовой сфере на уровне Республики Беларусь определенной отрасли, территории, профессии.

О. В. Чесалина

 

Понятие и содержание коллективного договора

 

Коллективный договор имеет двойственную правовую природу. Он является источником права, а именно договором с нормативным содержанием.

 

Коллективный договор можно рассматривать в следующих аспектах:

1.юридический факт-обязательство, договор-сделка;

2.нормативный договор;

3.локальный нормативный правовой акт;

4.вид договора о труде.

 

Нормативный договор имеет тело договора, но душу закона.

 

Легальное определение коллективного договора дано в статье 361 ТК:

Статья 361. Коллективный договор

Коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 272-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Коллективные договоры и соглашения – это результат коллективных переговоров и согласованного волеизъявления сторон (работников, нанимателей, в трехсторонних соглашениях – государственные органы).

Локальный нормативный правовой акт –это волеизъявление одного лица – нанимателя – проявление его нормативной власти. Процедура согласования или уведомления профсоюза при принятии некоторых локальных нормативных правовых актов не превращает эти акты в социально-партнерские, поскольку участие профсоюза является вторичным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...