№
п/п
| Понятия
| Содержание
|
1
| Алгоритм
| В психологии используется (не в строго математическом смысле) при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Алгоритм включает указание на необходимые для решения задачи исходные данные, критерий (или правило) по которому при достижении результата процесс признаётся законченным.
|
2
| Ассоциация
| Связь между психическими явлениями, при к-ой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечёт за собой появление другого.
|
3
| Взаимодействие
| Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
|
4
| Взаимодействие субъектно-субъектное
S 1 ↔ S 2
| Двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика, образующие общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели этого взаимодействия.
|
5
| Воспитание
| Деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов поведения, ценностных ориентаций, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
|
6
| Воспроизведение
| Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.
|
7
| Дидактогения
| Вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя негативное психическое состояние учащегося (угнетённое состояние, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях; может быть причиной неврозов.
|
8
| Забывание
| Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.
|
9
| Задача
| Данная в определённых условиях (напр. в проблемной ситуацииапр. делённых условиях () учебной ситуации ) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определённой процедуре. Задача заключает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе.
|
10
| Закон эффекта
| Когда процесс установления между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает. Подкрепляется только то поведение, операции, которое совершает субъект в данный момент. Подкрепления могут быть положительные или отрицательные.
|
11
| Закон сохранения
| Если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает, поэтому при прочих условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.
|
12
| Закон взаимосвязанности
| Если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго.
|
13
| Закон тренировки
| Чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем дольше она сохраняется в памяти.
|
14
| Закон ассимиляции
| Каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом.
|
15
| Закон результативности
| Реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; если же она сопровождается неприятными последствиями, её стараются заглушить или избежать
|
16
| Зона ближайшего развития
| Реальные и ближайшие перспективы психологического развития ребёнка – тот потенциальный уровень психологического развития, которого он может достичь при благоприятных условиях обучения и воспитания. Идея ЗБР содержит в себе мысль Л.С. Выготского о том, что обучение может вести за собой развитие, создавая у ребёнка соответствующий уровень актуального развития.
|
17
| Индивидуальный стиль деятельности
| Индивидуальное своеобразное сочетание приёмов и способов, обеспечивающие наилучшее выполнение деятельности
|
18
| Интерес
| Эмоциональное переживание познавательной потребности.
|
19
| Мотив
| Предмет потребности или опредмеченная потребность (по А.Н. Леонтьеву)
|
20
| Мотивация
| Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность; механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности (Джидарьян И.А.)
|
21
| Навык
| Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки.
|
22
| Научение
| Является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека) (И.А. Зимняя); процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
|
23
| Научение социальное
| Введённый бихевиористами термин, обозначает приобретение организмом новых форм реакций путём подражания поведению других живых существ или наблюдением за ним.
|
24
| Обобщение
| Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Выделяют простейшие и комплексные обобщения.
|
25
| Обучаемость
| Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению) зависит продуктивность учебной деятельности (З.И. Калмыкова); Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения
|
26
| Обучение
| 1) Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний (А.К. Маркова); 2) Деятельность учителя в учебном процессе (Н.Ф. Талызина)
|
27
| Обученность
| Совокупность всех характеристик психического развития как результат предыдущего обучения.
|
28
| Ориентировочная деятельность
| Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения.
|
29
| Ориентировочная основа действий
| Система представлений человека о цели, плане и средствах её осуществления предстоящего или выполняемого действия
|
30
| Ответственность
| Самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом; гарантирование личностью достижения результата деятельности своими силами, при заданном ею самой уровне сложности и времени достижения с учётом возможных трудностей (К.А. Абульханова - Славская). Регулятор поведения личности на основе моральных оценок своих и чужих намерений, действий и их последствий (Т.В. Морозкина). Показатель зрелости личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин)
|
31
| Отметка
| «суммация отдельных оценок», ориентир, отражающий возможности и особенности школьника в успешном овладении предметом (Б.Г. Ананьев)
|
32
| Оценка
| (средство) педагогического воздействия на учащегося, побуждающая его к действиям, знаниям (Б.Г. Ананьев)
|
33
| Педагогическая деятельность
| Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
|
34
| Педагогические способности
| Индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося как субъекта общения, познания, труда (Н.В. Кузьмина).
|
35
| Понимание
| 1) Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий
|
36
| Припоминание
| Умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации.
|
37
| Проблема
| Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
|
38
| Проблемная ситуация
| Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
|
39
| Проблемное обучение
| Организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
|
40
| Проблемно-эвристический (исследовательский) метод
| Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин
|
41
| Профессиональные педагогические позиции
| Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение (А.К. Маркова)
|
42
| Профессиональная компетентность
| Совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер), обеспечивающие её эффективность (А.К. Маркова)
|
43
| Профессионально – важные качества
| Индивидуальные качества (способности) субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения (В.Д. Шадриков)
|
44
| Профессиограмма
| Систематизированное, научно обоснованное описание требований, которые та или иная профессия предъявляет человеку, в частности – знаний, навыков, умений, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться с соответствующей профессиональной деятельностью.
|
45
| Развитие
| Совокупность изменений, ведущая к переходу того, что изменяется (развивается) на более высокий уровень функционирования или совершенства. Этот смысл вкладывается в выражения: человеческое развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие, социальное развитие и пр.
|
46
| Рефлексия
| Обращённость сознания человека на познание себя самого, в частности на познание собственных психических состояний и процессов.
|
47
| Самовоспитание
| Сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
|
48
| Самоконтроль
| Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний
|
49
| Самосознание
| «Я - концепция» - относительно устойчивая, в большей – меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
|
50
| Смысловой барьер
| Взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл
|
51
| Сотрудничество
| Гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результата этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся.
|
52
| Социализация
| Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
|
53
| Сохранение
| Фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии.
|
54
| Способности
| Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
|
55
| Способности проективные
| Обращены к способам воздействия на учащегося, на его потребность в саморазвитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении.
|
56
| Способности перцептивные
| Способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
|
57
| Умение
| Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков, формируемый путём упражнений, применяемый не только в привычных, но и в изменённых условиях.
|
58
| Умственные действия
| Действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.
|
59
| Упражнение
| Повторное выполнение действия с целью его усвоения.
|
60
| Уровень актуального развития
| Наличный уровень подготовленности ученика, характеризующийся тем, какие задания ученик может выполнить самостоятельно.
|
61
| Усвоение
| 1) Основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. 2) сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно - перцептивные, мнемологические), обеспечивающие приём, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала; 3) результат учения, учебной деятельности.
|
62
| Учение
| 1) процесс приобретения знаний, навыков, умений (а развитие – приобретение способностей, новых качеств) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); 2) специфический вид учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); 3) тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени, но в её русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности (А.Н. Леонтьев).
|
63
| Учебная деятельность
| Деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (в широком смысле); Ведущий вид деятельности младшего школьника. Особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий (в узком смысле).
|
64
| Фасилитация социальная
| Явление, согласно которому деятельность человека в окружении других людей улучшается, его действия облегчаются, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом.
|
65
| Фрейм
| (от англ. рамка), понятие, используемое в программированном обучении. Информация (вопросы или пробелы) заключается в определённые рамки (фреймы).
|
66
| Центрация
| Особым образом построенное взаимодействие учителя с учащимися, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения (в гуман. психологии)
|
67
| Эксперимент формирующий
| Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Его синонимом является генетико-моделирующий метод.
|