Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Надзор за исполнением законов о труде.
Конституция РФ 1993 года провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Одним из направлений защиты прав и свобод является защита социальных и трудовых прав граждан. По вопросам защиты законных прав в сфере труда граждане обращаются в Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекцию) и ее территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах РФ, в прокуратуру, суды общей юрисдикции, к Уполномоченному по правам человека в РФ, в профсоюзы. Согласно статье 353 (часть 4) Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Правовая основа: ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", процессуальное законодательство; Приказом Генпрокурора РФ 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", а также его указанием 2000 г. "Об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности". При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Осуществление надзора за исполнением законов о труде в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками ("предметный" принцип осуществления надзора). Задачами прокурорского надзора за законностью в деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов являются: - своевременное реагирование на сигналы о правонарушениях в целях выявления нормативно-правовых актов, противоречащих действующему федеральному законодательству о труде; - планомерное и всестороннее осуществление надзора за соблюдением законности в деятельности Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов; - защита государственных и общественных интересов посредством поддержания обвинения в судах общей юрисдикции по уголовным делам, связанным с невыплатой заработной платы, предъявление исков в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан; о признании неплатежеспособных и убыточных предприятий банкротами; возбуждение административных производств за нарушение законодательства о труде и охране труда. Источники поступления информации о нарушении трудового законодательства являются: 1. Письменные и устные обращения граждан; 2. Сведения о нарушении трудового законодательства могут также содержаться в материалах прокурорских проверок, представлений следователей, вносимых по уголовным делам. 3. Определенные данные могут быть получены органами прокуратуры в региональных органах по статистике (о штатной и фактической численности работающих, заработной плате, движении работников, производственном травматизме и др.). 4. Источником могут быть и личные (визуальные) наблюдения прокуроров, и восприятие ими окружающей реальной действительности. Основным правовым средством выявления и пресечения нарушений трудового законодательства являются прокурорские проверки. В ходе проверок на предприятиях, в организациях, учреждениях прокурор выясняет: - с какого возраста работодатель заключает трудовые договоры с работниками; - со всеми ли работниками заключаются письменные трудовые договоры; - соблюдаются ли сроки заключения трудового договора; - соблюдаются ли сроки испытания при приеме на работу и правомерно ли их установление; - уклонялся ли работодатель от заключения трудового договора; - не нарушаются ли права работников при приеме на материально-ответственную работу и в случаях, когда является обязательным медицинский осмотр; - имеются ли факты отказа в приеме на работу беременным женщинам и лицам, обремененным семейными обязанностями; - не нарушается ли порядок приема на работу несовершеннолетних и соблюдается ли установленный трудовым законодательством режим их трудовой деятельности; - соблюдаются ли правила охраны труда работников и техники безопасности и др. Деятельность прокуроров по соблюдению природоохранного законодательства. Правовая основа: Конституция РФ; ФЗ «О прокуратуре»; Приказ Генпрокурора 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В связи с этим возрастает значение природоохранной функции государства, в частности, прокуратуры. Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор: за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Осуществляют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности. Задачи надзора: - защита экологических прав граждан и, в первую очередь, их права на благоприятную окружающую среду; - обеспечение экологической безопасности в регионах и в целом в стране; - защита, сохранение и рациональное использование природных богатств России; - позитивное воздействие на деятельность природоохранных и других органов, наделенных функциями экологического контроля, призванных обеспечить надлежащее исполнение экологического законодательства; - повышение экологической культуры должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, граждан как составной части общей культуры, формирования у них правильного, максимально адаптированного к действительности экологического мировоззрения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |