Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хозяйственное развитие США в 1950-1960-е гг. 




Можно выделить два этапа послевоенного развития экономики США, которые неслучайно совпадают с двумя этапами НТР. Это послевоенное 20-25-летие, ознаменованное доминированием кейнсианства в экономической теории и значительными темпами хозяйственного роста, и последующие десятилетия XX в., напротив, отмеченные тенденцией к падению данного показателя.

Вторая мировая война дала мощный толчок экономическому развитию США и привела их к бесспорному лидерству в послевоенном мире. Так, промышленное производство страны с 1938 по 1948 гг. выросло более чем в два раза.Выросла доля США и в мировом производстве. Если перед войной США давали 40 % промышленной продукций капиталистических стран, то к концу войны – 62 %. Валовой национальный продукт страны возрос с 200 млрд долл. в 1940 г. до 300 млрд долл. в 1950 г. За годы войны численность безработных сократилась на 10 млн чел.

Экономическое превосходство США основывалось и на их финансовой мощи. Страна обладала более чем 70 % мирового резерва монетарного золота.

В послевоенный период правительство США решало следующие первоочередные задачи: реконверсия производства; уменьшение, по сравнению с военным периодом, государственного вмешательства в экономику; приостановление спада промышленного производства; разработка и реализация социальных программ. Решению всех этих задач в значительной мере способствовало осуществление «Плана Маршалла» на протяжении 1948-1951 гг., а также гонка вооружения в условиях развязавшейся «холодной войны».

Важным стимулирующим фактором развития экономики США стала война в Корее (1950-1953 гг.).Решающим фактором развития экономики США в 1950-1960-е гг. стала НТР, которая получила серьёзную финансовую поддержку со стоны государства.

Особенности экономического развития послевоенной Германии.

  Первые послевоенные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Германии, ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выживания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд. долларов.

К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство. Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии. К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала ведущим субъектом европейской интеграции. В начале 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. назван «немецким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и др.

Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал Людвиг фон Эрхард. Основываясь на теории неолиберализма, он создал концепцию «социального рыночного хозяйства» и воплотил ее на практике в Германии

При реализации программы Л. Эрхарда самой непопулярной и жесткой стала денежная реформа. 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых немецких марок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсия и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1.

Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определял размер обязательных резервов. Цены были отпущены на свободу и выросли на несколько процентов. Сохранению стабильности валюты способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, соответствующих покупательной способности населения.Благодаря реформам, цены стабилизировались и даже снижались. Изменилась структура экономики в пользу производства товаров народного потребления. Жилье предоставлялось миллионам беженцев и пострадавшим от бомбардировок.

 

Отличия этатистской и либеральной модели (Великобритания, Япония, США и ФРГ).

Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистскийхарактер и была направлена на общую милитаризацию Германии и подготовку ко Второй мировой войне. Нацистское правительство предпочло обновлению важных в военном отношении тяжелой и топливной отраслей промышленности, созданию предприятий, которые выпускают военную технику. Это требовало сосредоточения огромных средств и средств у государства.

Германия осуществляла национализацию, средства производства оставались преимущественно в частной собственности. Однако предприниматели имели слишком ограниченные возможности распоряжаться своими средствами производства. Промышленные ресурсы распределялись и предоставлялись только для выполнения задач централизованного плана. Вопрос объемов производства, его ассортимента, цен на продукцию решали централизованно.

Фашистский режим установил жесткий контроль за валютными расчетами, внешней торговлей. Широко применяли методы налогового регулирования, предоставления субсидий и кредитов, однако главным стал прямой административный диктат.

Итак, в 1938 г в Германии сформировалась тоталитарная централизованная система управления, в которой рынок перестал играть роль регулятора экономики. Основную структуру такого управления создали на базе и действующих синдикатов, которые без изменений превратили в органы централизованного управления, а их аппарат выполнял общественно-правовые функции.

Япония

Развитие государственного предпринимательства в 20-х годах также выделял Японию среди ее союзников. Государственные предприятия отличались высоким техническим уровнем. Правительство пыталось влиять на экономическую ситуацию, используя как меры силового давления на предпринимателей, так и средства поощрения. Для Востока руководящая роль государственного сектора в экономике сочеталась с частнособственническими монополистическими объединениями в виде семейных концернов. Это положительно отразилось на экономике, способствовало социальной стабильности в обществе. Однако мировой кризис охватил и Японию: в течение 1929-1931 гг. валовая стоимость продукции фабрично-заводской промышленности страны сократилась на 32%, стоимость продукции сельского хозяйства уменьшилось почти на 60%, численность безработных увеличилась до 3 млн. В результате проявились наиболее слабые стороны японской экономики: неравномерность развития отдельных отраслей промышленности, отставание сельского хозяйства, появление большого числа предприятий спекулятивного характера. Важной особенностью экономического развития Японии в этот период была значительная роль государственного сектора, превосходившего в техническом отношении частный. Преодоление последствий экономического кризиса шло на основе милитаризации экономики. Особенность этого процесса в Японии была связана с тем, что экономика страны была еще отсталой. Курс на милитаризацию экономики был основан на развертывании военно-инфляционной конъюнктуры, в соответствии с которой был запрещен вывоз золота и ускорился выпуск бумажных денег. Усилились административные методы государственного регулирования экономики. Была ликвидирована часть мелких и средних предприятий, а остальные объединены в "контрольные ассоциации", которые работали под жестким контролем государства. Происходило централизованное распределение ресурсов, рабочей силы.

Либеральная модель сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США.

Здесь уровень занятости среди большей части населения низкий, но относительно высокий уровень социального перераспределения.

Для либеральной модели (например в США) характерно:

- доминирование частной собственности, поощрение частного предпринимательства. Стремление до минимума снизить налоговую нагрузку на предпринимателя, сопровождается сокращением государственных программ социальной помощи.

- сильная конкуренция, которая обеспечивается жёсткой антимонопольной политикой;

- незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства).

- относительно низкие налоги;

- социальная политика выстраивается исходя из того, что каждый трудоспособный член общества должен сам стремится заработать на себя, на свою семью и свою старость. Эта модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов.

- сильная социальная дифференциация;

Общество, которое в своем развитии стремится ориентироваться на либеральные модели, неизбежно сталкивается с их позитивными и негативными последствиями, и социальные исследования в области образования призваны обнаруживать возникающие конфликты, их механизмы. Социальная селекция в таком обществе осуществляется при помощи тонкого, замаскированного и тем не менее четко работающего механизма. Он включает в себя разнообразие каналов обучения, формальную и неформальную иерархию типов школ, явные и латентные ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости, судей-педагогов, которые принимают должные правила игры. Без понимания этих скрытых от прямого наблюдения механизмов невозможно оценить плюсы и минусы различных моделей образования в контексте происходящих социальных сдвигов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...