Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сущ-ти чел-ка в фил-и.




Сущ-ть чел-ка(подходы Гегеля):

1) тождество вещи самой себе, т. е. в вещи мы должны найти именно те св-ва, кот. делают вещь именно данной вещью. Лишив её их, мы её теряем.

2) отличие вещи от другой(проверить, есть ли еще такие).

3) сущ-ть – сложн. многоуровн. образ-е.

Животное не трудится, не мыслит (это специфич. соц. св-ва), и общение присуще только че-ку (т. к. это отнош-е). Если лишить одного, то Ч перестанет быть Ч. Нет единой концепции сущ-ти чел-ка:

1)Чисто соц. сущ-ти чел-ка.

Чел-к – чисто соц. сущ-во, в нет ничего био. Организм чел-ка – соц. образ-е, а не био, т. к. наш организм отлич-ся от организма животного.

«+»: подчерк., что у чел-ка одна сущ-ть (чел-к – соц. сущ-во).

« – »: не решается проблема генезиса соц. сущ-ти, откуда все эти соц. св-ва взялись. Если они не подготовлены био. ступенью, то вопр. – откуда оно взялось? А если подготовило, то оно отбрасыв-ся. Нарушена логика вещь – св-ва – отнош-я.

2) Концепц. биосоц-ой сущ-ти.

Организм наш – био. образ-е. Сторонники этого подхода потеряли идею един-ва сущ-ти => сущ-ть – двойное образ-е. Потеряна идея, что чел-к – соц. сущ-во.

Сущ-ть чел-ка социальна, но на био. закрыть глаза нельзя. => сущ-ть – соц-на, но структ. – биологич. (организ-я, структ.).

Био. вынесли за рамки сущ-ти. Сущ-ть – плоское, одноуровневое. Био., вынесенное за рамки сущ-ти, стан-ся второстепенным для чел-ка, не важным, не существ-ым, переходит к чисто соц. подходу.

Чисто соц. сущ-ть не мож. проявл-ся в био. существ-и (в нем био. сущ-ть).

«+»: Наличие полноценной био. организ-и.

«+»: Функции по законам живого

« –»: Две сущ-ти, дуальное сущ-во, на одном ур-не.

3) Интегральн. соц. сущ-ть чел-ка.

Преодолев. минусы первых двух, сохраняя их плюсы! Конц. опир-ся на концепц. уровней соотнош-я высш. и низш., закономер-ти: появл-е, сохран-е основой, включ-е в себя (нет у 1 и 2), подчин-е (нет во 2), интеграция..

Энгельс: закономер-ти:

1. высшее возник. из низшего, больше ему взяться не откуда.

2. высш. сохран. низш. в кач-ве своей широк. природн. основы.

3. высш. не только сохран. низш. в кач-ве своей шир. прир. основы, но и включ. в себя низшее.

4. низш., включен. в высш., наход-ся там в подчинен. отнош-и к высш.

5. интегративн. хар-р высш. (высш. – сложн. многоуровн. интегральн. образ-е, включающ. в себя все предшеств. ступени).

Здесь подчерк. плюсы первого подхода (соц. сущ-во). Но появ-е соц-го, био. не отбрасыв-ся, оно присут-ет, но оно включено и подчинено соц-ому.

Чел-к: (1) Сущ-ть чел-ка в совокуп-ти всех обществ. отн-й (это опред-е не м. б. использ-но в кач-ве самост. опред-я; тут сущ-ти нет в самом чел-ке, она вынесена в общ-во, чел-ка растворили в сист. отн-й).

Маркс (6-ой тезис): сущ-ть чел-ка – это не абстракт, присущий отдельн. инд-ду, сущ-ть чел-ка в совокуп-ти всех обществ. отн-й(основа метафизиков).

Здесь подчерк. важн. сторона: чел-к – обществ. сущ-во.

Маркс противопост-л это позиции Фейербаха (естеств-ое и обществ-е сост-е Ч). Если чел-к формир-ся вне общ-ва, то он свои соц. св-ва развить не может. Чел-к формир-ся в общ-ве!!

Маркс критикует матер-стов и говорит: общ-во в такой же мере формирует чел-ка, в какой мере чел-к будет изменять это общ-во, овладев ур-нем – развивает дальше: осваивая новые силы природы и т.п.

Инд-д сущ-ет самост-но, общ-во сущ-ет только через и на базе инд-дов. Общ-ва без инд-дов не будет! => сущ-ть, кот. оторвана от чел-ка и вынесена в общ-во, тоже не может сущ-вать отдельно; она может сущ-вать только через индивид. сущ-ти (как общее). На основе инд. сущ-тей формир-ся внутр. мир чел-ка, его свобода. ответ-ть, индивид-ть. 

=>опред-е д. б. дополнено => Чел-к (2) – творч., активное, преобразующ. сущ-во, творящее самого себя (единствен. в мире), свою сущ-ть в процессе создания условий своего существ-я (происх. развитие самого чел-ка) совместно с друг. инд-дами (чел – обществ. сущ-во).

Творч. сущ-ть чел-ка – это концентрация сущ-ти мира (пирамида). Материя – причина самой себя => чел-к – причина самого себя, сам себя развивает, подним. на след. ступень развития. НО: чел-к делает это опосредовано (через. преобраз-я природы), а материя – непосредственно.

 

Сущностн. силы чел-ка. Способ-ти и потреб-ти, природа, классиф-я, структура.

сущ-ть Ч. проявл. в сущностн. св-вах. В них 2 ур-ня:

1) актуальный. Сущностн. св-ва:

- труд, мышление, общение, язык (они все взаимосвяз., не могут друг без друга).

- коллект-зм и индивид-ть,

- свобода и ответст-ть,

- этичность и эстетичность.

2) потенциальный (возможностный):

- способ-ти и потреб-ти (это еще только готовность Ч к к-либо виду деят-ти, нацеленность), а они в действии – это труд (поэтому он на актуальном).

Потреб-ть – нужда в чем-либо, обусловлен. противоречием между наличным и необходимым сост-ем Ч.

Способ-ть – готовность Ч. к к-либо виду деят-ти, матер-ой или духовной, к преобраз-ю природы и самого себя.

Классиф-я потр-тей: по субъекту (индивид-ые, обществ-ые), по объекту (на что направ.):

1)Матер-ые – это П. чел-ка как соц. матер. сущ-ва в матер. усл-ях его существ-я. А т. к. чел-к – сложн. интегр. преобраз-е => потр-ти дел. на:

- простые (еда, жилье, одежда, свеж. возд., самосохр. (физиолог., био.)

- и сложные (труд, П. в общении как обмене деят-тью).

2) Духовные (правовые, полит-ие, нравств-ые, П. в позн-и, в образ-и, в воспит-и, смысле жизни). Они тоже слож. интегр. образ-е.

Био. основа П. в позн-и – ориентировочно исследоват. инстинкт. Если чел-к не удовл. П. в позн-и, то он заболевает.

Био. основа П. в труде – стремление потратить энерг., совершить двигат. действия.

Структ. потр-тей:

*Матер-ые:

- предм. П (непосредств. предм. или явл-е (сохр-е окруж. среды в неизмен. виде). Предм. МП одинак. объективен для каждого; это всегда конкрет. предм.

- будущ. потребностн. сост-е (новое сост-е, к кот. он придет через потреб-е предм. матер. П. ).

- П. как матер. сост-е.

*Духовные:

- предмет: чувственно-понятийн. образ (худ. образ, науч.теория, прав. норма). Предм. сущ-ет субъективно, на базе созн-я.

- будущ. потребностн. сост-е(то новое дух. сост-е, к кот. чел-к приходит через потреб-е предм. дух. П).

- П.как переживание.

Поним-е природы П.(подходы):

1) все потр-ти объективны.

2) все П. субъективны (П. в алкоголе, наркотик.)( разводят понятия П. и нужда0,

3) П – единство объект-го и субъект-го (П. в пище – объект., а способ ее удовл-я – субъект-ый).

Итог: матер. потр-ти – объективны, Дух. потр-ти – единство объект. и субъект-го.

Классиф-я способ-тей.

1)Способ-ти к матер. деят-ти. Способ-ти – интегр. образ-е (т. е. имеют био. осн.).Структура:

- физиологич.компонент: двигат. действия и затраты.

- соц. ур-нь: матер. компонент (способ-ти к матер. действ.) и духов. комп. (психич. процессы). Определяющ. здесь – матер. комп., т. к. прежде чем у чел-ка появ. образ итога, он должен совершить к-либо действия.

2) Способ-ти к духов. деят-ти. Структ.:

- физиологич. комп. (физиологич. процесс, происходящ. в голове).

- соц. ур-нь: матер. комп. (совокуп-ть матер. действ.) и духов. комп. (психич. процессы). Определяющ. – духовный. А все действ. направ-ны на воплощ-е образа.

С: -формируют потреб-ти; - создают предмет для П.

П: - стимулируют развитие С. С определяют потребность → возникновение новых П → П обуславливают усложнение С.

Реализация и развитие потреб-тей зависит от ур-ня развития способ-ей, выражен. в кол-ве и кач-ве труда. Неравным способ-тям и вкладу в обществ. развитие должны соответ-ть и неравные условия, неравное удовлетв-е потреб-тей, как простых, так и сложных. Направ-ть системы потреб-тей на опережающее развитие способ-тей, в первую очередь способ-тей к труду. Также структура потреб-тей имеет ярко выражен. направ-ть на развитие способ-тей высококвалифицирован. труду.

Способ-ти и потреб-ти наход-ся в единстве, кот. выступ. в трёх основн. отнош-ях:

1. Одно есть непосредственно другое. Т. е. способ-ть есть потреб-ть иметь способ-ть, и наоборот.

2. Одно опосредует другое. Удовлетворяя потреб-ти, мы одновременно реализуем способ-ти, и наоборот.

3. Одно создаёт себя как другое.

Учитыв-ся динамика развития способ-тей и потреб-тей (развив-ся аналогично). Больш-во исслед-лей полагают, что потреб-ти первичны. В непосредствен. плане, в повседневн. жизни это так, но если углуб-ся в сущ-ть чел-ка, то способ-ти опережают потреб-ти.(Если перевести на актуальн. ур-нь, то это произв-во и потреб-ие, но здесь производство первично).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...