Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Матералистич. поним-е общ-ва и истории: основн. полож-я и аргументы.
Осн. полож-я: 1. ОБ определяет ОС 2. Труд опред-ет соц.-эконом. строй общ-ва. 3. Решающ. роль в истории принадлежит массам индивидов. 4. Единый закономер. истор. процесс – это высш. ступень единого законом. миров. процесса. Полож-е 1.ОБ – это бытие соц. формы материи (т. е. ОБ – соц.мат.). Коллективы людей как соц.-матер. существ в их мат. деят-ти и матер. отнош-ях (т. е. матер. жизнь людей). ОБ имеет свою природн. основу: телесная организ-я чел-ка и техника. Техника – вещ-во природы, преобразован. чел-ом. Субстанция ОБ – сам чел-к как соц.-матер. сущ-во. ОС – отраж-е Об в форме идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, эмоций, ошибки, иллюзии, заблужд-я (т. е. это духов. стор. жизни). Маркс: чтобы док-ть, что ОБ опред-ет ОС, нужно для начала найти в самом бытии источники его развития. (не в созн-и). Чтобы это сделать, нужно выявить структуру бытия. Структ. ОБ (из опред-я): 1) Ч – соц.-матер. существо 2) Труд (вместо деят-ти в опред-и). 3) ПО (= матер. отн-я) - отнош-я, в кот. люди вступают при произв-ве продукта, распред-и, обмене и потреб-и; ядро – отнош-я собств-ти. => показать, что кажд. из элементов м. б. включен в структ. Элем-ты, из кот. сост ОБ, д. б. объетк-ыми (не опред-ся созн-ем). Док-во объект-ти: 1)произв. отн. Маркс: ПО не опред-ся волей и созн-ем чел-ка, а опред-ся трудом. Собственно капиталист. отн-я появл., когда машин. труд. Это отн-я, когда капит-ты противостоят друг другу. => капиталист не привязывает, свобода рабочего (в отлич. от феод-зма). Капиталист не мож. эксплуатир-ть рабочего. Когда появ-ся машина, ручн. мастер-во отбрасыв-ся. => капит-т не держит никого (мастера уже не нужны). Когда появ. машина, начин. использ-ся женский, детский труд (т. к. выполн. простые операции можно научить любого). Труд стан-ся общественно концентрированным. В кон. 70-х гг. 20в. – личн. мастер-во чел-ка – на перв. план. Если чел-к не заинтер-ан, то капит-ст не получ. нужного кач-ва работы. Капит-ст долж. создавать усл-я для творч. роста работника. Должен ценить его как лич-ть. Относиться как к лич-ти, индивид-ти. Капит-ст вынужден трансформ-ть отнош-я (а не т. к. он такой добрый), чтобы ост-ся капит-том. По мере услож-я техники капит-ст вынужден будет трансформ-ть отн-я с работником. Т. е. ПО измен-сь, т. к. измен-ся труд, а не зависит от созн-я капит-ста. Маркс: начин. анализ истории с живых индивидов, кот. д. б. живыми, чтобы творить историю. Чтобы быть живым, чел-к должен удовлет-ть потреб-ти. Чтобы их удовл-ть, он должен задейст-ть свои способ-ти. Чел-к начин. творить историю, исходя из самого себя (своих способ-тей, потр-тей). Чел-к как соц. матер. сущ-во – это носитель таких объект. св-в, как спос-ти, потр-ти, труд. Аргументация объект-ти: Потреб-ти – объективны, чел-к не мож. отказ-ся от своих потр-тей. Инфор-я, получаемая чел-ом. д. б. разнообразной. Аномальн. потр-ти – их мы сами приобрет. Маркс выводит идею дома из такого метр-ого и приходит к потр-тям. Способ-ти – часто как субъект. явл-я (завис. от созн-я). Они объект-ны, т. к. они предметны. Их предмет – те силы природы, кот. чел-к освоил; в освоении этих сил чел-к идет поэтапно: от прост. к сложн. Чел-к осваивает механич. силы природы. Потом более сложные => начал контр-ть физич. и хим. явл-я. Чем больше освоен. способ-тей. тем больше выбор у чел-ка. ПО – объект-ны, т. к. это отн-я между людьми как соц. матер. сущ-вами. Почему чел-к из коллект-ста превращ-ся в злобн. эгоиста? Низко производит. орудия труда (поэтому потр-ти примитивны). Способ-ти чел-ка измен-ся (особенно когда созд. металлич. орудия труда – это более производит. орудия труда => переход к земледелию ). Получ. избыточн. продукция. Отдел-ся ремесло от землед-я. Появ. возм-ть обмена между этими видами. Появ. чел-к, кот. заставл. других работать на себя. Нужны законы, регул. отнош-я между свободн. и зависим. Нужен орган, созд. эти законы – гос-во. Чел-к измен. со стор. объектив. св-в – потр-тей, способ-тей. Полож-е 2. Труд – притворяется в сорзн-и чел-ка в виде схем и сопровожд-ся созн-ем (в этом смысле нельзя сказать, что он объект-н). НО: труд – это процесс взаимод-я чел-ка с вещ-ом природы. Чтобы сложилась схема, по кот. преобраз-ть предм.. нужно совершать по отн-ю к предм. матер. действия => чел-к получ. образ предм. в результ. этих действий. => не созн-е явл. ведущим. Предм., исходя из его св-в, навязывает нам свой образ. Так. обр., труд опред-ет соц.-экон. строй общ-ка, т. к. соц.-эк. строй – это и есть совокуп-ть ПО. Через ПО труд опред-ет все будущ. отнош-я (полит., правовые). Полож-е 3. Решающ. роль масс – они подготавлив. те измен-я, кот. происх. в общ-ве. Роль лич-ти – она схват. глубинные тенденции, кот. сложились в совместн. деят-ти всех инд-дов. Отдельн. лич-ть не способна подготовить новое сост-е общ-ва. Она не творит историю. Капит-зм склад-ся, когда появ. машины. На смену машин. придет автоматизир. тип труда. Измен-ся отнош-я между капит-стом и рабочим. В «Капитале» автоматизир. тип труда – всеобщенаучн. труд, он сродни экперимент. науки. На смену капит-зму придет коммунистич. тип общ-ва (постиндустр.). Это пример научн. придвид-я. Полож-е 4. ЕЗИП – высш. ступень ЕЗМП. Проблема единства. До сегодня един-во заключ. во внеш. факторах – био. организ-я чел-ка и единые усл-я прожив-я. Нельзя согласит. с этим т.к. с момента своего возник-я чел-во обладало своим внутр. соц. единством. Оно выраж-ся в: - един-ве соц. природы (сущ-ти) чел-ка, - един-ве законов развития, - един-ве ступеней развития. Одни и те же законы: закон соответ-я оруд. труда и строения общ-ва, закон возраст-я способ-тей, закон возраст-я потр-тей. Эти законы вступ. в действие, даже когда чел-к о них еще не знал. Свободен ли чел-к в выборе ступени своего разв.? Нет, т. к. ступень чел. истории – это ступень развития нашей сущ-ти. В истории были как антогонистич., так и неантогон. чел. формации. И те. и другие вытекают из сущ-ти чел-ка. Антогонист. ф. – формации, где одни инд-ды живут за счет других инд-дов. Неатогонист. ф. – такие, где люди тмебт равные возм-ти для развития всех своих сущ-тей. Те и друг. НЕ одинаково соотн-ся с сущ-тью. Больше соответ-ют неантогон. ф. Антогон. ф. деформир. сущ-ть чел-ка, т. к. она расщепл-ся, матер и духовн. стороны некогда единой сущ-ти развод-ся по разным классам и закреп-ся там. Матер. спос-ти развив. рабы, духовн. спос-ти – рабовлад-цы. Чел-к развив-ся однобоко, одной стороной: или духовн., или матер-ой. Но это закономерно, слишком низкий ур-нь производит. сил не позволяет развитию кажд. чел-ка. Начало чел. истории осущ-ся за счет большого числа инд-дов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |