Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движ-е как атрибут материи. Метафизич. и илеалистич. трактовки взаимосвязи материи и движ-я. Движ-е и покой. Классиф-я основн. форм матрерии и движ-я.
Атрибут – это неотъемлемое св-во, сущностное св-во чего-либо. Атрибуты материи - это св-ва, присущие ей на вех этапах (такие как движ-е и развитие, простран-во, отраж-е, неисчерп-ть). Сложность начин. тогда, когда мы пытаемся дать к-либо опред-е движ-я. Суть движ-я опред-ся с помощью целой серии опред-й. Простейшим и наиболее общ. образом Энгельс определял движ-е: «Движ-е, в примен-и к материи, – это измен-е вообще». Т. е. всякое измен-е - движ-е. Больш. вклад в учение о движ-и внесли матер-ты 18века: борьба против идеализма. Толанд: движ-е – это существен. св-во материи и оно неотделимо от нее. Механич. форма движ-я – на первый план. Особое место в разраб-ке учения о движ-и заним. Гегель. Он указ. на источник движ-я – внутрен. противоречие. Взгляд диалектич. матер-зма: 1) движ-е – неотъемлем. сво-во материи, это ее атрибут, они не разрывны => движ-е – способ существ-я материи. 2) движ-е опред-ся как любое измен-е или измен-е вообще – это переход вещей, явл-й из одного сост-я в другое. => выделяют: - механич. движ-е – измен-е места в простран-ве, - физич. движ-е (измен-н напряж-ти поля), - хим. движ-е (измен-е хим. состава), - био. движ-е (процессы живого организма), - соц. движ- е (производств. деят-ть чел-ка). 3) движ-е предст-ет собой противоречие. Источник противоречия – взаимодействие противополож-тей. Древность (Зинон): летящая стрела покоится в каком-то месте, сумма покоев движ-я не дает. Нов. врем.: движ-е и покой – равноправн. модусы – это такое св-во предмета, кот. присуще ему только в некотор. сост-ях. Спиноза: исходн. сост-е мира – покой, а движ-е вторично (17век). Гегель: впервые высказ. мысль о том, что источник не вне движ-я, а в самом движ-и. Движ-е – это противоречие устойчивости, покоя и измен-я. Задача: выразить движ-е через покой. В процессе измен-я вещь остается самолй собой, но в то же время приобретает что-то новое. Любое сохран-е опред-ся через покой. Покой – внутренне необходимый момент движ-я, сохран-е сост-я движ-я., т. к. покой – это само движ-е, взятое со стороны его устойч-ти, а не что-то, стоящее рядом с движ-ем. Движ-е не возм-но без устойч-ти, покоя и измен-я, а покой, устойч-ть - без измен-я. Движ-е – абсолютно (т. к. все новое в мире поражд-ся движ-ем, измен-ем, развитием) , а покой – относителен. Он лишь фиксирует результат этого. Покой – это условие дифференцир-я. Нет абсолютно покоющихся предметов. Движ-е и покой. Понятие движ-я раскрыв-ся через противопостав-е покою. Материалистич. диалектика вовсе не отрицает реальн. покоя. Движ-е д. б. связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Покой и движ-е НЕ явл-ся равноправными. Покой выступает как момент движ-я. Поэтому диалектика рассматр-ет движ-е как абсолютное, покой как относит-ый. Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах кажд. покоящегося сост-я происходят непрерывн. измен-я, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое сост-е покоя рано или поздно сменяется новым сост-ем относительн.покоя. Поскольку всякое движе-е вкл. в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движ-я получает широк. и узкий смысл. В широк. смысле движ-е – целостн. процесс, включающ. моменты покоя и собственно движ-е, движ-е в узком смысле – за вычетом покоя. Движ-е абсолютно, покой относителен. В результ. движ-я появл-ся что-то новое. Внутри покоя происходит движ-е, т.е. он относителен. Абсолютно покоящееся – ничто. Без покоя нельзя выделить ступени. Соотн-е материи и движ-я. Они наход-ся в неразрывн. взаимосвязи. Нет и не было ни одного матер. объекта, кот. был бы лишен движ-я. Описать один предмет нельзя, не указав на то, как он измен-ся (нельзя понять жизнь без движ-я, если уберем из чел-ка труд и мышление, то мы потеряем чел-ка). По вопр. о взаимосвязи материи и движ-я сложились 2 крайние т. з.: Материя без движения и движение без материи. 1)Материя мож сущ-ть без движ-я (это предст-е есть в метафизич. матер-зме). Материя может наход-ся в абсолютн. покое, пока в нее не привносится внеш. сила. В природе все формы энергии в качествен. отнош-и способны переходить в тепловую энергию. Обратно – затруднено. 1.Естествозн-е, теория тепловой смерти Вселенной. Клаузис-Томпсон: В замкнут. системах превращ-е энергии имеет тенденцию к сост-ю теплового равновесия. Что будет с миром, если 2-ой закон ТД применить к целому миру? Вывод: в будущем темп-ра повсеместно выровн-ся до низкого уровня, хаотичн. движ-е перестанет переходить в упорядочен. виды движ-я, материя не будет работать => наступит всеобщ. тепловая смерть Вселен. Но диалект. матер-зм не может принять такую картину мира. Такая т. з. опроверг-ся. Энгельс: дает критику этой теории. Теория теплов. смерти противоречит закону сохран-я и превращ-я энергии. Вселенная бесконечно суще-ет. Если бы теория тепл. смерти была верна, то это равновесие давно бы нуступило. Первая естеств.-научн. критика этой теории – флуктуацион. теория Больцмана: ТД сист., находясь в сост-и теплов. равновесия, способна сама выйти из этого сост-я. Сегодня устан-но, что 2-ой закон ТД примен-ся к замкнутым системам, но не к Вселенной в целом. Концепция тепл. смерти явл. несовместимой с принципами развития. 2) Движ-е мож. сущ-ть без материи (кон. 19 – нач. 20вв.: шк. Энергитизма). Энергитизм – идеалистич. теч-е в естествозн-и, представители кот. пытаются назвать энергию основой всего. Родоначальник - Оствальд: все природные, обществ-ые и психич. явл-я свод-ся к различн. сост-ям энергии. Энергия явл. основой всего существующего. Ленин: критикует эту т. з. Наход-ся в движ-и может либо материя, либо созн-е. Движ-е ничего сущ-ть не может. Т. к. Оствальд материю отрицает, то остается созн-е, а движ-е созн-я – идеализм. Идеализм в естествозн-и: материя исключ-ся. Эйнштейн: предубежд-я против атомной теории можно объяснить засчет их позитивистск. филос. установки. Гейзенберг: энергетизм только в некоторых состояниях.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |