Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознание – св-во высокоорганизован. материи. Созн-е и мозг. мышление и язык.




Сознание – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. Сознание – высш. форма отраж-я, всеобщ. атрибута. Изучается многими науками.

Сознание – предмет изуч-я многих наук (психология, кибернетика и др.).

Сознание – высш. форма психич. деят-ти. Состоит из двух уровней:

1) собственно человеч. психика – высш. уровень психич. деят-ти;

- бессознательн. психика – такая психич. деят-ть, кот. не контролир-ся созн-ем, за порогом осознания (установки и интуиция). На ур-не созн-я чел-к конструир. к-либо действия, когда он их усвоил, то оин уходят на бессознат. ур-нь.;

- сознательн. психика: един-во трех компонентов: разум!, чел. чувства, воля. Недоразвитие к-либо из них делает психику ущербной.

2) животная очеловечен. психика – низший ур-нь, кот. не выходит за рамки живот. психики. Основа – физиологич. деят-ть. Животные охватывают только внеш. стороны предмета, а чел-к умеет мыслить абстрактно.

- элементарные, но очеловечен. чувства и эмоции, кот. роднят нас с животн.;

- инстинкты – врожден. ф. психич. деят-ти, тип поведения. Человеч. инстинкты: самосохран-я, деят-ти (двигат-ый), половой, исследовательский.

- физиологич. деят-ть.

Сознание – высш. форма отраж-я объект. мира, присущая высокоорганизован. материи, чел-ку, кот. возникает в результ. бесконечного развития мира.

Сознание – это идеальное. Это концентрир. выдел-е сущ-ти созн-я.

Идеальность образа:

1) образ тождественен предмету, т. к. в образе есть все то, что есть в предм.

2) но они различ-ся, т. к. реальн. предмет облад. весом.

Сознание – единство объект. содерж-я и субъект. формы. Оно отражает верно действит-ть, но принадлежит чел-ку.

Сознание и мозг.  

Созн. опред-ся как св-во мозга, но это не так.

Мозг – это биологич. орган, биологич. ур-ня, а созн-е соц. явл-е. У животных нет созн-я, но есть мозг. Сознание не м. б. св-вом биологич. органа.

Созн. – это св-во высокоорганизован. материи – чел-ка.

Мыслит чел-к при помощи мозга, это непосредствен. носитель мысли.

Связь мозга и созн-я – проблема психофизиологии.

1. Концепция тождества.

Античность, материал-ть души + вульгарн. матер-изм (сводит созн-е к материи, электромагнит. колеб-я мозга).

2. Концепция протвипостав-я (не зависимы, не связаны).

Идеализм, религия.

17-18 вв. Психофизиологический параллелизм.

Использ-сь материалистами: если мозг поврежден, то психика наруш-ся. Дуализм, параллельность.

Сеченов, Павлов: проблема связи на научную основу. Учение о физиологич. основе психики и созн-я.

Центр. нервн. сист. - в основе психич. процессов. Физиология – фундамент психического.

Есть два вида деят-ти ЦНС – низшая и высшая, находятся во взаимосвязи.

Психика – идеальн. образ, физиология – матер. процессы мозга.

Психофизиологич. парадокс: Сущ-ют две качественно различные картины деят-ти матер. мозга – психологическая и физиологическая. Восприятие мира происход. через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следов-но, в голове возникают качественно разнообразные образы.

На психологич. ур-не деят-ть мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явл-й, на физиологическом – как сист.качественно тождественных процессов возбужд-я

Физ. процесс однороден (все сигналы преобраз-ся в однородный нервный поток, не несущий кач-ва вещей). Как созд-ся образы вещей? Мозг способен выражать бесконечное многообразие мира (универсальн. содерж-е), это матер. обобщение мира. Он преображает нервный процесс в идеальн. образ.

Законы мышления не сводятся к ф/х/физиолог. закономер-тям, кот. сост-ют только матер. основу мышления.

Закономер-ти соотнош-я физического и психического:

1) возникая и существуя засчет – глубокая завис-ть

2) психическое – качественно-своеобразная функ-я мозга и подчин-ся собствен. законам

3) психическое, будучи высшим по отнош-ю к физ., оказывает обратное влияние на его процессы.

Орлов: каждое псих. явл-е имеет свой физ. эквивалент и наход-ся в структурн. взаимосвязи с ним. Психика имеет теневую сист. и находится в структурн. соответ-и с ней. В мозге д. б. особые структуры клеточного или надклеточ. ур-ня, кот. обслуживают психич. деят-ть. Для объясн-я этих структур недостаточно физ. процессов.

Мышление и язык.

Труд оказал влияние и на язвк. Т. к. всё происходит в общ-ве, то появ. потреб-ть в общение. Труд. деят-ть, созн-е и язык формир-сь вместе.

У животных есть способ-ти к звуковой сигнализации (ориентир-ся на основе звук. сигналов и на основе чувств. образов), но они не связаны (предметы не обознач-ся звуками).

А в процессе труд. деят-ти они взаимосвязаны.

Чел-к придает знач-е звуков. сигналу – рефлекс и реакция. Необх-мо стало в процессе труд. деят-ти.

Звук. сигнал приобретает функцию знака, кот. имеет знач-е.

Животное реагирует на звучание, а чел-к на знач-е звука.

На базе языковых знаков возник. переход от чувств. ступени отраж-я на ур-нь логич. отраж-я, т. е. к понятийн. мышлению. Оно позволяет чел-ку вычленить св-ва предм., их признаки, взаимосвязи.

Можно иметь образ предмета, но образно св-ва их получ. невозможно.

Возник. понятийн. мышление – это язык. Передача инфо-и в коллективе.

Язык – звуков. матер. оболочка мысли, слова явл-ся единицами языка; они выступ. в виде движущ. матер. слоев воздуха, т. е. язык материален.

Мышление же идеально.Мысль м. б. заменена матер. знаком (искусствен. языки).

Слова– знаки, кот. замещают предметы, их св-ва, отнош-я между предм. Этот знак – носитель знач-я.

Предмет, знак и знач-е:

Знак (слово) - матер. заменитель предмета, кот. выражает знач-е. Знач-е – идеальн. отраж-е предмета, выражен. в знаке в матер. форме - знаке.

Знак, знач-е и предм. – НЕравноценны; определяющее – предмет.

Знач-е отраж. предмет,Ю а знак замещает предм. => знач-е обладет сходством с предм., а знак не облад. сходством (слово стол не похоже на реальн. стол).

Связь между знаком и знач-ем явл. естественно-исторической.

Мысль м. б. заменена матер. знаком.

Связь знака с предметом условна (договор), она явл. результ. нашего соглаш-я.

Если мы берем сист. знаков, то она не условна, т. к. эти знаки формир-ся с учетом знач-я, кот. они несут.

Мышление и язык наход-ся в диалектич. единстве. Т. е. они возникают, сущ-ют и развив-ся на единой матер. основе (основе практич. деят-ти людей).

Язык – матре. сторона, мышление – идеальная.

Мышление без языка НЕ может сущ-ть, оно может развив-ся только на базе языка.

Всякая попытка оторвать мышление от языка ведет к идеальному. А попытка их отождест-ть ведет к вульгарн. матер-зму.

Любой язык меняется в процессе истории (знач-е, ударение).

Язык служит как формой выраж-я мысли, так и ср-вом общения людей. Поэтому язык всегда есть явл-е соц-ое, он несет четкий конкретно-историч. отпечаток и порожден предметно-практич. деят-тью людей, их обществ. отнош-ми, культурн. традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общ-ва и передает их из поколения в поколение.

С помощью языка осущ-ся планир-е будущих действий, т. е, реализуется прогностич. функ-я мышления, что отличает чел-ка от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...