Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика и метафизика. Историч. формы диал-ки и метафизики.
Измен-ся ли мир, или он статичен? Второй по знач-ю крупный вопр. фил-ии – о движении и развитии. (18-19 вв.) В завис-ти от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отриц-е развития. Диалектика: Диал-ка – опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир предст-ся вечно изменяющимся, вечно движущимся. 1) Мир – единое связанное целое, все предметы, явления взаимод-ют, обуславливают друг друга. 2) Мир развив-ся. Сущ-ют качественно разнородные формы движ-я материи (физ., хим., био., соц.) 3) Развитие – превращ-е количествен. измен-й в качественные. Скачкообразный переход от низшего к высшему, поступат. движ-ие, спираль. (хар-р и направ-е). 4) Материи свойственно самодвиж-е (причина развития). Источник – внутрен. противоречия. Единство и борьба противоположностей. Метафизика: Метафизика – опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир неизменен, статичен. 1) мир – изолированные, несвязанные предметы, не взаимод-ют (Линней, Кювье – био. виды неизменны) 2) развитие есть только механическое измен-е. Она главная, к ней сводятся другие. 3) развитие – постепенное количествен. увелич-е/уменьш-е предметов. По кругу, нет нового. Нет измен-й в сущ-ти (Коперник о солнечной системе, Ньютон – во Вселенной ничего не меняется => нет вопроса о возникн-и мира). 4) Материя косноинертна, ее естествен. состояние – неподвижность. Причина – внешний толчок. Историч. формы диалектики: Античная: стихийная; целостное восприятие природы (созерцание), постоянство измен-й и движ-я всего существующего. Термин вводят Сократ и Платон (человек, его мышление). Милетская школа (Фалес и др.) Есть первооснова (вода, «беспредельное», воздух). Идея всеобщей взаимосвязи. Гераклит, «О природе» 1) учение о всеобщей изменчивости природы; 2) огонь (изменение в чистом виде) 3) единство и борьба противопол-тей (источник измен-й) Все течет, все измен-ся, нельзя войти в одну реку. Преувелич-е изменчивости – релятивизм (нельзя и одного раза войти в реку). Преуменьш-е – догматизм. Диалектика классич. немец. фил-и (Кант, Фихте, Гегель). Примен-е диал-ки в области знания, формулировка общих законов и разработка систем категорий, взаимосвязь друг с другом. Гегель (объект. идеалист): 1) абсолют. логич. идея – сверхчелов. мысль, самостоятельно существующая в мире и порождающая природу и чел-ка; 2) диал-ка. Три закона диалектики. Этапы развития логической идеи: 1. Логика (до простр-ва и времени, создает сеть философ. категорий) - учение о бытии (кол-во, качество и мера) - учение о сущности - учение о понятии (механизм, химизм, органицизм) Чистое бытие – ничто, лишено всякого содерж-я. Борьба бытия и заложенного в нем небытия дает становление. 2. Природа. 3. Дух – находит адекватную форму для своего самопозн-я, чел-ка, чел-к появл-ся закономерно. - субъективный (антропология, феноменология, психология) -объективный (права, морали, политики) - абсолютный (искусство, религия, философия) Диал-ка требует, чтобы развитие было бесконечным, иначе дух остан-ся (гегелевская фил-я, конституцион. монархия). Материалистическ. диал-ка (Маркс, Энгельс +совр.) Научная материалистич. диалектика: Крупные открытия 19 века: - Клеточная теория Шванна и Шлейдена (единство растений и животных по происхожд-ю; - Майер – закон сохран-я и превращ-я энергии (превращ-е в разные формы; единство природы в целом, самодвиж-е материи) - «Происхожд-е видов» Ч. Дарвина: нет статичных видов. Генетическая общ-ть. Чел-к – вершина эволюции. - Менделеев, периодическ. система. Взаимосвязь всех элементов, единое целое. - Тьер и Тьерри, открытие классов. системы и классов. борьбы. Маркс и Энгельс: научная интеграция диал-ки. Рассматрив-ся как теория развития чел-ка, природы и челов. мышления. Историч. формы метафизики: 1) Античность Элейская школа. Ксенофан: у кадого народа есть боги, но границы на небе и на земле не одинаковы. Приписывают черты людей богам; считал, что есть единый бестелесный непознаваемый бог. Перменид: сущ-ет единое неподвижное бытие (мир), а небытия нет. Мир един, не разложим, нет пустоты и нет движ-я. Любое движ-е – иллюзия, в бытии по мнению, а не в бытии по истине. Проблема познаваемости. Онтология учения о мире и гносеология учения о позн-и мира. Бытие по мнению искажает действит-ть. Зенон: в истинном мире движ-я нет. Движ-е противоречиво, а противоречия в действит-и быть не может, поэтому только в воображ-я. Апории Зенона (затруд-я): дихотомия (деление пополам, движение не может начаться), летящая стрела, стадий и др. 2) Метафизика Нов. врем. (17-18 вв.) Рассматр-ет факты без их взаимосвязи. Опирается на естествознание.
13. Предмет, структура и функции научной фил-и. Понятие «предмет» тесно связано с понятием «объект». Объект науки – объектив. реальн-ть или широк. обл-ть действит-ти. Предмет науки – часть объекта науки, часть реальн-ти. Частные науки изучают часть объектив. реальности, а фил-я – всю объектив. реальность, мир как систему. В поним-и предмета фил-и в истории фил-и можно выделить 2 пути, крайности. I. Теория (чрезмерн. поним-е фил-и). 1. (чрезмерно широко) Фил-я как наука наук (античность, имеет историч. оправдание). Ф предст-ет собой всё научное знание. Все знания, противопоставлен. вере. Аристотель относил многие науки к фил-и: медицину, политику, и матем., и физику. Происход. процесс объед-я единого знания в рамках фил-и. Такой же взгляд на предмет характерен и для Нов. врем. Во 2 полов. 15в. развив. Практич. Знания. Бэкон и Декарт – родонач-ки фил-и Нов. врем. У них фил-я включ. в себя всё теоретич. и эмпирич. знание. Фил-я – объединитель всего научн. знания. М. НВ провозглашали задачей позн-е природы и необх-ть поставить его на службу чел-ку. Ньютон, Лаплас. М. опирался на естествозн-е. цель: познать законы природы. О. И.: противопоставили созерцание позн-ю природы, претендуют на обладание истиной. Фил-я – царица наук. Они игнорир-ют естествозн-е, сущ-ть мира – не в мире, а за миром => не нужно изучать сущ-ть вещей. 2. (чрезмерно узко) С.И.: идеал науки – не поиск истины, а изуч-е единичных отдельн. вещей, описание наших ощущений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |