Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания в фил-и. Сущ-ть, структура и функ-и сознания. Активный и творческий хар-р созн-я.




Сознание – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. Сознание – высш. форма отраж-я, всеобщ. атрибута. Изучается многими науками.

Сознание – предмет изуч-я многих наук (психология, кибернетика и др.).

Первые предст-я о сознании появ. еще в первобытн. общ-ве: в результ. самонаблюд-я он поним., что в его голове происход. процессы, отличные от окруж. мира. Появ. представ-я о психике, душе. Душа – нечто матер-ное. Вопрос: как душа связана с телом?

Античность: душа как материя (огонь, атомы…)

Платон: начин. поним. душу, мышление, созн-е как то, что не связано с вещами. Тезис о преоблад-и идеального над матер-ным.

Гегель: логич. идея пребывает в мире, и в своем развитии пораждает природу. => идеализм подчерк. активный хар-р сознания (а матер-ты недооценивали эту актив-ть). Но преувеличивалась актив-ть сознания.

Субъект. идеализм: абсолютизир-ся субъект. сторона сознания и отбрасыв-ся объект. стор. созн-я.

Дуализм: душа – особая чуждая материи духовная субстанция. Рассматр. душу и тело как независимые друг от друга начала. (но как тогда связаны физиологич. и психологич. процессы?).

Декарт: сознание, психика – то, что мы сами в себе непосредственно воспринимаем (созн-е – это только самосознание).

Созн-е отражает само себя, а не внеш. дейст-ть. => созн-е объективно исслед-ть нельзя.

Осн. св-во материи – протяж-ть, осн. св-во духа – способ-ть мыслить (подобно тому, как идея не имеет протяж-ти).

Кант: сознание и материя отличны, сознание не имеет выхода в объект. мир. Сущ-ти вещей оно знать не может. Есть априорные формы чувствен. созерцания – П и В. Мир не восприним-ся в сознании, а орган-ся сознанием в опред. единство с помощью априорн. форм (П. и В.).

Метафизич. матер-зм (Нов. врем.): рассматр. сознание как св-во материи, но не может док-ть, не обладая теорией развития, т. е. допускает долю дуализма. Материя отпечатыв-ся в голове чел-ка в образах. При чем нельзя док-ть связь образов с действит-тью. (недооценивает активность сознания).

Вульгарный матер-зм: (махизм на 101%, доведенный до абсурда). Сводит сознание к материи. Сзн-е – это разновид-ть материи. => вопрос об отнош-и созн-я и материи исчезает. Разновид-ти:

- Наивный (примитивн.) вульгарный,

- островульгарный (возник. в Нов. вр. 18 в.( Кабанис, Фогт, Молешотт) пытались найти чел-ка и его дух. жизнь. Фогт: мозг выдел. созн-е, как печень выдел. желчь; Молешотт: чел-к есть то, что он ест)

- скрытый (соврем-ть. 20 в, работающ. мозг излуч. электромагнитн. колебания, это и есть сознание).

ДМ опир-ся на психологию (что под созн-ем поним. психология?).

Сознание – высш. форма психич. деят-ти. Состоит из двух уровней:

1) собственно человеч. психика – высш. уровень психич. деят-ти;

- бессознательн. психика – такая психич. деят-ть, кот. не контролир-ся созн-ем, за порогом осознания (установки и интуиция). На ур-не созн-я чел-к конструир. к-либо действия, когда он их усвоил, то оин уходят на бессознат. ур-нь.;

- сознательн. психика: един-во трех компонентов: разум!, чел. чувства, воля. Недоразвитие к-либо из них делает психику ущербной.

2) животная очеловечен. психика – низший ур-нь, кот. не выходит за рамки живот. психики. Основа – физиологич. деят-ть. Животные охватывают только внеш. стороны предмета, а чел-к умеет мыслить абстрактно.

- элементарные, но очеловечен. чувства и эмоции, кот. роднят нас с животн.;

- инстинкты – врожден. ф. психич. деят-ти, тип поведения. Человеч. инстинкты: самосохран-я, деят-ти (двигат-ый), половой, исследовательский.

- физиологич. деят-ть.

Структура сознания:

Маркс: «главный компонент созн-я – знания».

2 ступени логич. мышления:

1) рассудок – поверхностные знания, основан. на здравом смысле;

2) разумное – более глубокое знание.

Оценочный хар-р созн-я зависит от потреб-тей чел-ка и от того, что и как отраж-ся; зависит от матер-ых и дух. ценностей.

Потреб-ти и ценности опред-ют цели – идеальное отраж-е, результат будущей деят-ти. Чел-ку свойственно планировать свои действия.

Наличие самосозн-я у чел-ка – рефлексивная форма отраж-я действ-ти, чел-к осознает себя. Появл-ся тогда, когда есть другой чел-к (по отнош-ю к нему) => необх-мо общ-во. Самосозн-е и созн-е носят соц. хар-р.

Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, чел-ком движет подсознательное (инстинкты жизни, смерти, половой)

XXв: С разумом чел-к может контролир-ть свою деят-ть.

Функции сознания:

1. информационно-ориентировочная (в результате отраж-я созн-е дает нам такую инфор-ю, кот. позволяет нам ориентир-ся в мире)

2. оценочная или нормативная

3. управленческая или регулятивная (цели и последствия своей деят-ти).

Опред-ть материю и созн-е можно только через их противопостав-е.

Созн-е вторично (это рпедельно общ. опред-е созн-я). Вторичность означ., что:

- созн. – продукт материи.

- созн. – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка.

- созн. – высш. ф. отраж-я объект. мира.

Сознание – высш. форма отраж-я объект. мира, присущая высокоорганизован. материи, чел-ку, кот. возникает в результ. бесконечного развития мира.

Сознание – это идеальное. Это концентрир. выдел-е сущ-ти созн-я.

Маркс: идеальное – это матер-ое, пересаженное в голову чел-ка и преобразованное в ней (Маркс). Есть предмет и есть идеальн. образ предм. в голове чел-ка. Предмет лишен телесности и помещен в другую телесность.

Идеальность образа:

1) образ тождественен предмету, т. к. в образе есть все то, что есть в предм.

2) но они различ-ся, т. к. реальн. предмет облад. весом.

Образ предм. – идеальн. ф. бытия предмета.

С появл-ем созн-я в мире появ. возм-ть второго существ-я предмета. Когда предмет пересаж-ся на новый матер. субстрат. В нашем созн-и предмет выступает лишенным (или отделенным) от своего матер. субстарта и сущ-ет на базе нового субстрата – мозга.

Мозг способен замещать матер. субстраты всех вещей в мире. В мире нет ничего, что не могло бы быть выражено в идеальн. форме.

Идеальное – это такое явл-е, предмет кот. сущ-ет не в своем субстрате, а на базе вещ-ва и процессов мозга.

Идеальное обладает способ-тью бесконечно копировать мир. Материя приобретает способ-ть воспроизв-ть себя в идеальн.форме, т.к. производит мозг, универсальн. субстрат, кот. замещает субстраты всех вещей мира.

Сознание – единство объект. содерж-я и субъект. формы. Оно отражает верно действит-ть, но принадлежит чел-ку. Объект. содерж-е – то, в чем созн-е сходно с действит-тью (такие знания, кот. опред-ся не нашим созн-ем). Суб. форма – означ. то, что принадлеж. суб-ту – человеку; т. к. образ принадлеж. чел-ку, то он несет печать субъект-ти, образ всегда принадлеж. конкретн. лич-ти, зависит от здоровья чел-ка, от ур-ня историч. развития и т. д. кажд. чел-к по-разному оценивает явл-я, события.

Субъект-ть – выраж. неполноту отраж-я, т. е. мысль об объекте никогда не исчерп. всего богатства его.

Субъект-ть отриц. смысл: когда чел-к начин. к-либо объекту приписывать от себя (это искажает).

Функции субъективного:

1) негативная: искаж-е действит-ти; искаж-е имеет ряд градаций (от неполноты, неточности до лжи).

2) позитивная: созн-е отражает дейст-ть; ошибки и заблужд-я – средства отраж-я созн-я.

Созн-е способно разделять предметы и явл-я на части.

Подлинная свобода мысли возможна когда субъект-ое совпадает с объект-ным.

Сознание активно (подчерк. идеализм):

Актив-ть в 2 формах: внутрен. и внешн.

Активность – созн. способно познавать окруж. мир; а познание – это творч. процесс проникн-я в сущ-ть вещей и явл-й.

Высш. проявл-е актив-ти – предвидение. Наивысш. его ф. – научн. предвидение. Оно не носит абсолютн. хар-ра, т. к. дейст-ть включ. в себя элем-ты прошл. бытия, наличное (эмпирич.) бытие и тенденции будущего. Научн. предвидение опережает наличн. бытие, но не тенденции будущего. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...