Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема сознания в фил-и. Сущ-ть, структура и функ-и сознания. Активный и творческий хар-р созн-я.
Сознание – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. Сознание – высш. форма отраж-я, всеобщ. атрибута. Изучается многими науками. Сознание – предмет изуч-я многих наук (психология, кибернетика и др.). Первые предст-я о сознании появ. еще в первобытн. общ-ве: в результ. самонаблюд-я он поним., что в его голове происход. процессы, отличные от окруж. мира. Появ. представ-я о психике, душе. Душа – нечто матер-ное. Вопрос: как душа связана с телом? Античность: душа как материя (огонь, атомы…) Платон: начин. поним. душу, мышление, созн-е как то, что не связано с вещами. Тезис о преоблад-и идеального над матер-ным. Гегель: логич. идея пребывает в мире, и в своем развитии пораждает природу. => идеализм подчерк. активный хар-р сознания (а матер-ты недооценивали эту актив-ть). Но преувеличивалась актив-ть сознания. Субъект. идеализм: абсолютизир-ся субъект. сторона сознания и отбрасыв-ся объект. стор. созн-я. Дуализм: душа – особая чуждая материи духовная субстанция. Рассматр. душу и тело как независимые друг от друга начала. (но как тогда связаны физиологич. и психологич. процессы?). Декарт: сознание, психика – то, что мы сами в себе непосредственно воспринимаем (созн-е – это только самосознание). Созн-е отражает само себя, а не внеш. дейст-ть. => созн-е объективно исслед-ть нельзя. Осн. св-во материи – протяж-ть, осн. св-во духа – способ-ть мыслить (подобно тому, как идея не имеет протяж-ти). Кант: сознание и материя отличны, сознание не имеет выхода в объект. мир. Сущ-ти вещей оно знать не может. Есть априорные формы чувствен. созерцания – П и В. Мир не восприним-ся в сознании, а орган-ся сознанием в опред. единство с помощью априорн. форм (П. и В.). Метафизич. матер-зм (Нов. врем.): рассматр. сознание как св-во материи, но не может док-ть, не обладая теорией развития, т. е. допускает долю дуализма. Материя отпечатыв-ся в голове чел-ка в образах. При чем нельзя док-ть связь образов с действит-тью. (недооценивает активность сознания). Вульгарный матер-зм: (махизм на 101%, доведенный до абсурда). Сводит сознание к материи. Сзн-е – это разновид-ть материи. => вопрос об отнош-и созн-я и материи исчезает. Разновид-ти: - Наивный (примитивн.) вульгарный, - островульгарный (возник. в Нов. вр. 18 в.( Кабанис, Фогт, Молешотт) пытались найти чел-ка и его дух. жизнь. Фогт: мозг выдел. созн-е, как печень выдел. желчь; Молешотт: чел-к есть то, что он ест) - скрытый (соврем-ть. 20 в, работающ. мозг излуч. электромагнитн. колебания, это и есть сознание). ДМ опир-ся на психологию (что под созн-ем поним. психология?). Сознание – высш. форма психич. деят-ти. Состоит из двух уровней: 1) собственно человеч. психика – высш. уровень психич. деят-ти; - бессознательн. психика – такая психич. деят-ть, кот. не контролир-ся созн-ем, за порогом осознания (установки и интуиция). На ур-не созн-я чел-к конструир. к-либо действия, когда он их усвоил, то оин уходят на бессознат. ур-нь.; - сознательн. психика: един-во трех компонентов: разум!, чел. чувства, воля. Недоразвитие к-либо из них делает психику ущербной. 2) животная очеловечен. психика – низший ур-нь, кот. не выходит за рамки живот. психики. Основа – физиологич. деят-ть. Животные охватывают только внеш. стороны предмета, а чел-к умеет мыслить абстрактно. - элементарные, но очеловечен. чувства и эмоции, кот. роднят нас с животн.; - инстинкты – врожден. ф. психич. деят-ти, тип поведения. Человеч. инстинкты: самосохран-я, деят-ти (двигат-ый), половой, исследовательский. - физиологич. деят-ть. Структура сознания: Маркс: «главный компонент созн-я – знания». 2 ступени логич. мышления: 1) рассудок – поверхностные знания, основан. на здравом смысле; 2) разумное – более глубокое знание. Оценочный хар-р созн-я зависит от потреб-тей чел-ка и от того, что и как отраж-ся; зависит от матер-ых и дух. ценностей. Потреб-ти и ценности опред-ют цели – идеальное отраж-е, результат будущей деят-ти. Чел-ку свойственно планировать свои действия. Наличие самосозн-я у чел-ка – рефлексивная форма отраж-я действ-ти, чел-к осознает себя. Появл-ся тогда, когда есть другой чел-к (по отнош-ю к нему) => необх-мо общ-во. Самосозн-е и созн-е носят соц. хар-р. Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, чел-ком движет подсознательное (инстинкты жизни, смерти, половой) XXв: С разумом чел-к может контролир-ть свою деят-ть. Функции сознания: 1. информационно-ориентировочная (в результате отраж-я созн-е дает нам такую инфор-ю, кот. позволяет нам ориентир-ся в мире) 2. оценочная или нормативная 3. управленческая или регулятивная (цели и последствия своей деят-ти). Опред-ть материю и созн-е можно только через их противопостав-е. Созн-е вторично (это рпедельно общ. опред-е созн-я). Вторичность означ., что: - созн. – продукт материи. - созн. – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. - созн. – высш. ф. отраж-я объект. мира. Сознание – высш. форма отраж-я объект. мира, присущая высокоорганизован. материи, чел-ку, кот. возникает в результ. бесконечного развития мира. Сознание – это идеальное. Это концентрир. выдел-е сущ-ти созн-я. Маркс: идеальное – это матер-ое, пересаженное в голову чел-ка и преобразованное в ней (Маркс). Есть предмет и есть идеальн. образ предм. в голове чел-ка. Предмет лишен телесности и помещен в другую телесность. Идеальность образа: 1) образ тождественен предмету, т. к. в образе есть все то, что есть в предм. 2) но они различ-ся, т. к. реальн. предмет облад. весом. Образ предм. – идеальн. ф. бытия предмета. С появл-ем созн-я в мире появ. возм-ть второго существ-я предмета. Когда предмет пересаж-ся на новый матер. субстрат. В нашем созн-и предмет выступает лишенным (или отделенным) от своего матер. субстарта и сущ-ет на базе нового субстрата – мозга. Мозг способен замещать матер. субстраты всех вещей в мире. В мире нет ничего, что не могло бы быть выражено в идеальн. форме. Идеальное – это такое явл-е, предмет кот. сущ-ет не в своем субстрате, а на базе вещ-ва и процессов мозга. Идеальное обладает способ-тью бесконечно копировать мир. Материя приобретает способ-ть воспроизв-ть себя в идеальн.форме, т.к. производит мозг, универсальн. субстрат, кот. замещает субстраты всех вещей мира. Сознание – единство объект. содерж-я и субъект. формы. Оно отражает верно действит-ть, но принадлежит чел-ку. Объект. содерж-е – то, в чем созн-е сходно с действит-тью (такие знания, кот. опред-ся не нашим созн-ем). Суб. форма – означ. то, что принадлеж. суб-ту – человеку; т. к. образ принадлеж. чел-ку, то он несет печать субъект-ти, образ всегда принадлеж. конкретн. лич-ти, зависит от здоровья чел-ка, от ур-ня историч. развития и т. д. кажд. чел-к по-разному оценивает явл-я, события. Субъект-ть – выраж. неполноту отраж-я, т. е. мысль об объекте никогда не исчерп. всего богатства его. Субъект-ть отриц. смысл: когда чел-к начин. к-либо объекту приписывать от себя (это искажает). Функции субъективного: 1) негативная: искаж-е действит-ти; искаж-е имеет ряд градаций (от неполноты, неточности до лжи). 2) позитивная: созн-е отражает дейст-ть; ошибки и заблужд-я – средства отраж-я созн-я. Созн-е способно разделять предметы и явл-я на части. Подлинная свобода мысли возможна когда субъект-ое совпадает с объект-ным. Сознание активно (подчерк. идеализм): Актив-ть в 2 формах: внутрен. и внешн. Активность – созн. способно познавать окруж. мир; а познание – это творч. процесс проникн-я в сущ-ть вещей и явл-й. Высш. проявл-е актив-ти – предвидение. Наивысш. его ф. – научн. предвидение. Оно не носит абсолютн. хар-ра, т. к. дейст-ть включ. в себя элем-ты прошл. бытия, наличное (эмпирич.) бытие и тенденции будущего. Научн. предвидение опережает наличн. бытие, но не тенденции будущего. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |