Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень: сущ-ть мира, чел-ка, их соотнош-я (место чел-ка в мире), перспективы его существ-я.




Чел-к – матер. сущность, наделенная сознанием.

Формы идеализма:

- объективный: в основе мира – объект. сознание, не зависящее от чел-ка (мировой дух, Бог): Платон, Гегель.

- субъективный: есть только челов. ощущ-е, индивид. сознание чел-ка (Беркли, Юм, Фихте, Кант). Мир – мир ощущ-й, переживаний, настроений. Сенсуализм (в разуме нет такого, чего нет в ощущениях). Солипсизм – есть только я, а остальное – комплексы ощущ-й (абсурдно, против здравого смысла). Беркли: все есть в сознании Бога.

Формы материализма:

- античный (стихийный, наивный): есть первоначало – стихия (Милетская школа, атомисты, Демокрит);

- механистический, метафизический (Бэкон, Локк) – на основе эмпирических знаний;

- диалектический (Маркс и Энгельс)

Оборотная сторона ОВФ – познаваем ли мир?

Вопрос появился еще в античности. Первыми усомнились скептики.

Агностицизм – отвергает возм-ть познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Доводы в пользу агностицизма:

1) Когда объективно существующие вещи действуют на наше созн-е, оно не может изменяться иначе, как в соответ-и со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те измен-я, кот. они производят в нашем созн-и.

2) Решение проблемы ощущ-я: челов. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей.

3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-ый, объектив. мир всегда шире того, кот. представлен в нашем чувствен. опыте, мы не способны делать на основе опыта заключ-я истинной или строгой всеобщности. Действит. мировоз-е принципиально невозможно. (Научный матер-зм мог появиться только пройдя критику Канта способ-ти челов. разума к познанию сущ-ти бесконечного мирового целого).

Причины агностицизма:

- Объект познания очень сложен;

- Методологическ.  основания, на кот. стоит ученый, его мировоз-е.

- Больш-во агностиков – субъектив. идеалисты. Проще приписать те или иные свойства, явления природы сверхъестественным силам, нежели объяснить самому;

- Игнориров-е диалектики. Неумение применить ее.

- игнориров-е роли практики, созерцательн. хар-р фил-и.

В рамках агностицизма отриц-ся абсолю. истина, роль науки сводится к познанию сущ-ти. Отриц-ся не знание, а возм-ть с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности.

Юм: нашему уму ничего не м. б. доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотнош-ем восприятия и объекта. Чел-к познает окруж. среду через ощущ-я, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущ-ть мира нельзя.

Кант: вне нашего сознания имеются матер. предметы, кот. воздействуют на наши органы чувств и взаимод-ют между собой; в голове возникают ощущ-я в виде хаоса. Сознание с одной стор. воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью простр-ва и времени, кот. не зависят от матер. предметов, это формы созн-я). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть – бескон-ть, т.е. мир непознаваем, но знание возможно. Мы в состоянии правильно воспринимать только св-ва вещей, а не их суть. Мир бесконечен, а Ч имеет дело с ограничен. частью, поэтому мы не можем знать сущ-ти мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...