Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровень: сущ-ть созн-я, материи и их соотнош-я.Стр 1 из 32Следующая ⇒
Соц-эконом. и духовн. предпосылки возник-я фил-и. Предпосылки возник-я Ф. связаны с кризисом в общ-ве. До Ф. функцию выхода из кризиса выполн. мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого: - эконом. развитие Греции, эконом. подъем в IX—VII веках до н. э - отделение городов от деревень - развитие производительных сил - развитие торговли и судоходства - путешествия - накопление новых знаний - разделение труда на умственный и физический - появление частной собственности - стратификация общества - возникновение и расширение греческих колоний - увеличение богатства и его перераспределение - рост народонаселения и прилив его в города Исходя из данных причин, в общ-ве появилась необх-ть создания права, законодат-ва для защиты частной собств-ти. Рост знаний об обычаях др. народов приводит к кризису мифологич. мировоззрение и людям треб-ся рациональн. объяснение действит-ти. Греция станов. центром ремесленной индустрии и торговли. Осущ-ся переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд раздел-ся на умственный и физический, появ-ся классы. Господствующ. класс получает больше свободн.времени и занимается умственным трудом. Эта умствен. деят-ть направлена на попытки объяснить сущ-ть мира, чел-ка, месте чел-ка в мире. Отсюда и возникает Ф. Разруш-е сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизнен.позиции. Ф. была одним из ответов на это треб-е. Она предложила чел-ку новый тип самоопред-я: не через привычку и традицию, а через собствен. разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образ-е, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известн.степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, раздел-сь, и на протяж-и нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюд-ся жестокая схватка между родом и духом, началами, кот.прежде выступали как нечто единое. Ф., таким образом, возникает в момент кризиса традицион.уклада жизни и традицион.ценностей. С одной стор., она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в знач-ти устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на кот. можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры. Фил-я от греч. буквально означ. «любовь к мудрости». По некотор.историч. свидет-вам, слово «философ» впервые употребил древнегреч. математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высок. мудрости и достойному образу жизни. Истолк-е же и закреп-е в европ. культуре термина «философия» связывают с именем древнегреч. мыслителя Платона. В учении Платона софия — это мысли божества, определяющ. разумное, гармоничн.устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией. В отлич. от мифологич. и религиозн. миросозерцания философ. мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для кот. стали доводы интеллекта. Реальные наблюд-я, логич. анализ, обобщения, выводы, доказ-ва постепенно вытесняют фантастич.вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологич. мышления. Бытующие в народе мифы переосмыслив-ся с позиций разума, получают новое, рациональн. истолк-е. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретич. миропоним-я. Философс. мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреч. философы полагали, что разум «управ.всем при помощи всего» (Гераклит).
Мировоззрение и типы мировоззрения. Особ-ти религиозн. и философск. мировоз-я. Человек – разумн. соц. сущ-во. Его деят-ть целесообразна. Чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь: выбрать цели, принять реш-я. Для этого ему нужно глубокое и правильное поним-е мира – мировоззрение. М. – это сист. наиболее общих представ-й о мире в целом и месте чел-ка в нем, а также сист. принципов, кот. люди руководств-ся в жизни. Центр. вопрос – вопр. о смысле чел-ка в общ-ве. Особ-ть мировоз-я: оно дает систему ориентаций Ч в мире, способ-ть понимать смысл истории и жизни, судьбу чел-ка в этой связи. Типы: - житейское - религиозное - философское (философско-религиозное и научное). Религиозное мировоззрение: Близко к мифологическому, но разводит сакральное и земное. В основе религиозного мировоз-я лежит идея существ-я высшего разума. Важнейш. компонент – теоцентрическ. мировоз-е: бог – начало мира, первоисточник и первопричина. Поиск высших ценностей, истинного пути – в центре любого РМ. Все переносится в иную жизнь, «вечную», все поступки оценив-ся по этому критерию. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойч-ть челов. бытию, помогает ему преодолевать житейск. трудности. Почему религия сущ-ет до сих пор? Это объясн-ся ее функциями: мировоззренческая, познавательная, интегративная, рекреационная (удовлетв-е), компенсаторная (помощь), воспитательная. Стала общест. институтом. Философское мировоззрение: Возникн-е – развитие и станов-е рабовладельческого общ-ва. Первоначально возник матер-зм как разновид-ть философ. мировоз-я, как научная реакция на религиозн. форму М. Стихийн. материалисты. Философск. М шире, чем научное, т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, а ФМ – еще и на ощущения. Особенности: - рациональное объяснение - понятийно-категориальный аппарат - системный характер - рефлексивный характер - ценностный характер - оценочный характер - требует определенного уровня интеллекта ФМ не всеисторично, оно меняется, обогащается. Состоит из двух компонентов: научно-теоретическое знание и духовно-практическое. Отнош-е Ч к миру – вечный предмет фил-и. Цель фил-и – вынести чел-ка из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать смысл жизни. Мировоз-е сущ-ет в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убежд-й, а также образа жизни чел-ка и общ-ва. Фил-я явл. одной из основных форм обществ. сознания, системой наиболее общих понятий о мире, места чел-ка в нем.
ОВФ и его структура (стороны и ур-ни). Формы матер-зма и идеализма. Агностицизм. Формы агност-зма. Причины агн-зма. Энгельс, «Л. Фейербах и конец классич. немец. фил-и». «Великий вопрос всей, в особ-ти новейшей Ф, есть вопрос об отнош-и мышления к бытию, духа к природе». Вопрос об отнош-и сознания к материи. Уровень: Что первично? Первичность, смысл: 1) какова природа мира, или что ему предшествует? существ-ло ли созн-е раньше природы или наоборот? матер-сты считают, что материя, природа породила созн-е, на опред. ступени своего развития. Идеалисты считают, что природа – творение духа. 2) что чему принадлежит? матер-зм: созн-е – свойство высокоорганизован. материи. Идеализм – природа принадлежит сознанию. 3) что что определяет? М: материя есть причина самой себя и для своего существ-я не нуждается ни в чьем сознании И: сознание первично, в основе мира – сознание или нечто духовное. Матер-зм – одно из главных философ. направ-й, обосновывающее первичность материи и вторичность созн-я, понимает мир таким, какой есть, без посторонних прибавлений. Идеализм – одно из главных философ. направ-й, признающее созн-е первичным, материю вторичным, признает сотворение мира. Подходы: 1) монистич. – принимает за основу одно начало: Маркс (м), Гегель (и) 2) дуалистич.: два начала, равноправны и не связаны (Декарт, Кант) 3) нейтрализм: есть некое третье начало (энергетизм). уровень: сущ-ть созн-я, материи и их соотнош-я. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |