Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Указ «Об упорядочивании решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь» от 3 февраля 1997 года № 120




Это НПА. Ни в одной статье Конституции нет таких полномочий Президента, но в пункте 2 статьи 97 Конституции порядок решения вопросов АТУ относится к предмету закона, то есть к компетенции Парламента. В 1997 году, когда был принят данный указ, еще не было такого закона (В 1998 году был издан Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов АТУ РБ»). Президент вторгся в законодательные полномочия Парламента. Данный указ противоречит Конституции.

 

Распоряжения нельзя путать с поручениями! Поручение – не правовой акт! Распоряжение всегда правовой акт!

В предмет регулирования директив входят не столь важные отношения, как у декретов.

 

 

На заметку!

Если мы имеем название правового акта без конкретизации, то пишем с маленькой буквы.

Если мы имеем конкретный, единичный правовой акт, то с большой буквы пишутся названия:

1.Конституция;

2.Решение референдума;

3.Международные договоры;

4.Законы;

5.Декреты Президента;

6.Указы Президента (в том числе и директивы);

7.Постановления палат Парламента.

 

ü Например, Указ Президента 2003 года «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

ü Все другие акты пишутся с маленькой буквы, например,  постановление Совмина «Об…».

 

Задание 13. Мог ли Президент регулировать следующие отношения в данных актах?

1. Декрет «Об установлении государственного праздника – Дня независимости Республики Беларусь» от 11 декабря 1996 года № 1

Пункт 18 статьи 84 гласит, что Президент устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

Самая первая норма воспроизводит решение референдума. Но она ничего не даёт. Но смысл этого декрета становится более понятным, когда мы смотрим на следующий абзац. Президент объявил этот день праздничным и выходным днём. У декретов и указов совершенно разные предметы регулирования. Ответ в конспекте. У декрета такой же предмет регулирования, как и у закона. В п.18 ст. 84 – установление праздника полномочие президента. В данном случает должен был быть издан указ, который был издан в 1998 году (Указ «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных днях в Республике Беларусь»).

Предмет декрета неверен: это полномочия Президента, тут надо издавать указ. Ни о каком декрете речи быть не может. Предмет регулирования не соответствует Конституции, так как Парламент не имеет права устанавливать праздники, это исключительное полномочие Президента. А декрет = закон!

2. Декрет «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства» от 12 марта 2003 года № 9 (образец разбора актов Президента на экзамене!!)

К какому виду относится декрет?

Декрет временный:

· Ссылка на часть 3 статьи 101 Конституции (В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона…);

· Представляется на рассмотрение Парламента;

· Срок указан.

Можно ли было регулировать декретом названные отношения?

В пункте 2 статьи 97 указано, что в предмет ведения Парламента входит  вопрос о судопроизводстве. Президент решил вторгнуться в данные отношения, но он вправе. Президент изменил регулирование, которое было в кодексе – возникло противоречие, но приоритет отдаем декрету, так как если временный декрет вступил в силу, то верховенство признается за ним.

Определен ли в декрете срок его действия и когда он вступил в силу?

Дата окончания указывает на событие. В большинстве случаев Президент не определяет срок действия. В большинстве декретов в последнем пункте пишут, что он временный.

Дата декрета – дата подписания Президентом. Дата вступления в силу 00.00 часов 13 марта. 

Сказано, что декрет действует до вступления в силу закона о внесении изменений и дополнений в ХПК РБ. Использован способ указания на событие, который приемлем ОТП (принятие закона). Срок действия декрета установлен. Президент определил его пусть и не конкретной датой. В силу вступил со дня его официального опубликования, но по Конституции  закон вступает через 10 дней со дня его опубликования, но срок может быть изменён самим законом. Но это не закон, а декрет. По статье 104 Конституции законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.

Декрет опубликован 13 марта 2003 года. Вступил в силу с 00.00 часов 13 марта. Если бы было написано, что вступает в силу после дня официального опубликования, то с 14  марта.

Была ли особая необходимость в регулировании данных отношений?

Сессии нет, она начинается 2 апреля. Надо быстро регулировать отношения!

В данном декрете срочной необходимости НЕТ! Что, суды до 2003 года не работали???? Необходимость должна быть особой!

 

Парламент утверждает указы по поводу военного или чрезвычайного положения! Сами палаты изобрели формулировку «ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ». Та же формулировка и у Совета Республики.

Палата представителей отменила Декрет № 23 «О некоторых вопросах взимания подоходного налога с физических лиц». Но Совет Республики все равно его одобрил!

 

Конституционные основы исполнительной власти

 

Указ «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 5 мая 2006 года № 289.

В указе речь идет больше о системе Правительства, а не его структуре. Акт некачественный:

1)Название не отвечает его содержанию. Лишь п.1.8 и чуть п.1.9 реально отвечают названию акта;

2)По какой-то странной причине в преамбуле идет ссылка не на пункт 7 статьи 84, а на пункт 5.  Второй темой в этом указе являются РОГУ. Следовало ссылаться на оба пункта. Нужно было менять название (О структуре Правительства Республики Беларусь и системе республиканских органов государственного управления). В этом указе (п.1.5) о типах правоотношений, закрепляются некоторые полномочия (п.9) аппарата Совмина.

Структура Правительства по Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» и Указу не совпадает!!!

Но следует руководствоваться указом, так как определение структуры Правительства – полномочие Президента! (пункт 7 стать 84 Конституции).

Скажем пару слов о компетенции Правительства.

Обратим внимание на последний абзац статьи 107 Конституции (Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента). Если Парламент может осуществлять только то, что в Конституции, Президент только по Конституции и законам, то Правительство по Конституции, законам и актам Президента. 

По Конституции у Правительства очень мало полномочий, но на самом деле по количеству решаемых вопросов Правительство стоит на первом месте. Перечислять все полномочия слишком много для Конституции. То, что содержится  в Конституции составляет меньше 1/10 части полномочий. Они в основном содержатся в других законах, актах Президента и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...