Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология мониторинга образовательного процесса. Соотношение понятий «мониторинг» и «диагностика».




Качество образования – синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата.

Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

Термин «мониторинг» происходит от латинского слова monitor (напоминающий, предостерегающий, надзирающий).

Включает в себя:

-      объект и субъект,

-      диагностику,

-      систематические наблюдения и периодический контроль,

-      анализ и оценку состояния исследуемого объекта,

-      прогноз его изменений и возможную коррекцию,

-      разработку комплекса действий по развитию.

Под педагогическим мониторингом понимается систематическое отслеживание, наблюдение состояния объекта образовательной деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью принятия управленческих решений.

Педагогическая диагностика рассматривается как часть педагогического мониторинга.

Проведя сравнительный анализ сущностных характеристик двух понятий «мониторинг» и «диагностика», мы можем утверждать, что мониторинг не является аналогией диагностики, но включает в себя диагностический этап. Мониторинг отличается от диагностики большей системностью, технологичностью, систематичностью, создает условия для оптимизации действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.

Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе. Специфика педагогического мониторинга.

2. Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе

В основание классификации видов мониторинга могут быть положены его цели, область применения, иерархия систем управления и т.д. (Таб. 5)

Цели мониторинга: информационный мониторинг, базовый, проблемный, управленческий.

Область применения:     педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический.

Иерархия систем: управления   школьный, районный, областной (региональный), федеральный.

Основаниям экспертизы: динамический, сравнительный, комплексный.

Функции мониторинга:

1)    аналитическая функция;

2)    информационная;

3)    диагностическая функция;

4)    прогностическая функция;

5)    организационно-управленческая функция;

6)    коррекционная.


 


Характеристика технологических этапов мониторинга в образовательном процессе.

Рассмотрение мониторинга как технологии может осуществляться на основе четкого определения этапов его организации

1. Нормативно-установочный  Определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга. Выделение критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга. Подбор методик исследования

2. Диагностико-прогностический Сбор и обработка информации. Анализ полученных результатов. Выработка характеристик и рекомендаций. Прогнозирование перспектив изменения исследуемой области. Разработка плана педагогических коррекционных мер

3. Коррекционно-деятельностный       Осуществление коррекции педагогического процесса с помощью методик, обладающих максимальными коррекционными возможностями. Разработка предписаний для всех структурных единиц мониторинговой службы. Применение методик, позволяющих интенсифицировать дальнейшее развитие объекта исследования Коррекция педагогических условий в соответствии с предписанием для всех структурных подразделений

4. Итогово-диагностический    Итоговая оценка состояния объекта педагогическо-го мониторинга. Сравнение результатов, получен-ных на разных этапах с первоначальными. Определение соответствия избранного инструментария педагогического мониторинга результатам мониторинговой деятельности

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...