Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Сущность и роль принципа активности в образовательном процессе.




Активность личностиспособность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Активность в учении это не просто деятельное состояние личности, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

Уровни активности:

Первый уровень воспроизводящая активность.

Второй уровень интерпретирующая активность.

Третий уровень творческий.

На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии:

- проблемное обучение,

- технология современного проектного обучения,

- интерактивные технологии,

- коммуникативные технологии

- игровые технологии

Игровые технологии

Игра это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную;

- коммуникативную;

- функцию самореализации личности;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую;

- функцию коррекции;

- функции межнациональной коммуникации;

- функцию социализации.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделяются четыре группы целей игровых технологий:

- дидактические;

- воспитывающие;

- развивающие;

- социализирующие.

Сущность деловой игры как активной формы обучения

 

Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации деятельности учащихся, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию.

Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бернштейн М. М.)

В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

(по Вербицкому А.А.)

- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

- принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

- принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

- принцип двуплановости; принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

- принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

Цели использования деловых игр

- формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

- воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

- передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;

- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

- обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

 



Виды педагогических технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Многообразие педагогических игр может быть классифицировано по различным основаниям

По виду деятельности:   физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического процесса:       а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области: игры по дисциплинам.

По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения

Виды деловых игр могут быть распределены по группам, формируемым на основе ряда критериев

По назначению:   учебные игры, научно-исследовательские, проектировочные.

По широте охвата вопросов:     ситуативные, функциональные, комплексные.

По уровню процессов управления:      имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, метод инсценировки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...