Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Сущность и роль принципа активности в образовательном процессе.
Активность личности–способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Активность в учении – это не просто деятельное состояние личности, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Уровни активности: Первый уровень – воспроизводящая активность. Второй уровень – интерпретирующая активность. Третий уровень – творческий. На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии: - проблемное обучение, - технология современного проектного обучения, - интерактивные технологии, - коммуникативные технологии - игровые технологии Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную; - коммуникативную; - функцию самореализации личности; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую; - функцию коррекции; - функции межнациональной коммуникации; - функцию социализации. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Выделяются четыре группы целей игровых технологий: - дидактические; - воспитывающие; - развивающие; - социализирующие. Сущность деловой игры как активной формы обучения
Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации деятельности учащихся, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию. Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бернштейн М. М.) В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры (по Вербицкому А.А.) - принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения; - принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции; - принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц; - принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности. - принцип двуплановости; принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности. - принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности. Цели использования деловых игр - формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; - воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; - передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия; - обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; - воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; - обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
Виды педагогических технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Многообразие педагогических игр может быть классифицировано по различным основаниям По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические; По характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области: игры по дисциплинам. По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения Виды деловых игр могут быть распределены по группам, формируемым на основе ряда критериев По назначению: учебные игры, научно-исследовательские, проектировочные. По широте охвата вопросов: ситуативные, функциональные, комплексные. По уровню процессов управления: имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, метод инсценировки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 485. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |