Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика этапов технологии деловой игры (подготовительный, моделирующий, процессуальный, рефлексивно-оценочный).




В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа:

1. Подготовительный этап:

Определение темы и содержания (педагогической проблемы, объема теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению), формулировка цели игры, ее задач.

2. Моделирующий этап:

Непосредственная разработка материалов деловой игры или сценария.

3. Процессуальный этап

Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов игры, подробный анализ полученных результатов, выступление участников, экспертов, обмен мнениями, констатация достигнутых результатов, выработка рекомендаций участникам.

Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от ее состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами, которую можно рассматривать как модель управления. Игровая деятельность происходит в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника.

 


 

 


Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения, которая позволяет преодолеть основные трудности, связанные с неумением педагога организовать общение.

Владение педагогом технологией педагогического общения имеет значение потому, что она обусловливает отношение учеников к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Функции общения:

- коммуникативная;

- интерактивная;

- перцептивная.

 

Стадии педагогического общения и технология их реализации. Факторы, влияющие на установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

 

Выделяют 4 стадии педагогического общения :

-      моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);

-      организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

-      управление общением в педагогическом процессе;

-      анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Первая стадия педагогического общения (моделирование) – связана с осуществлением планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы.

В.А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку учителя к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления:

Шаг 1. Вспомнить особенности коллектива, с которым предстоит взаимодействовать.

Шаг 2. Восстановить опыт общения с данным коллективом.

Шаг 3. Вспомнить стиль общения с данным коллективом.

Шаг 4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока;

Шаг 5. Соотнести присущий вам стиль общения с классом, с поставленными целями.

Шаг 6. Составить план (конспект) взаимодействия.

Шаг 7. Вспомнить ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к ученикам.

Шаг 8. Попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу обще-ния на уроке.

Вторая стадия педагогического общения («коммуникативная атака») – предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, которое может быть реализовано разными приемами:

-      речевой – вербальное общение с учащимися;

-      пауза с активным внутренним требованием внимания к себе;

-      двигательно-знаковый – развешивание наглядных пособий, запись на доске и т.п.;

-      смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Третья стадия педагогического общения (управление общением), суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия.

Основным условием управления общением является инициатив-ность педагога.

Для завоевания инициативы в общении В.А.Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы:

1)    оперативность при организации начального контакта с классом;

2)    оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;

3)    введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

4)    преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

5)    сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;

6)    внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

7)    умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

8)    достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное.

Наиболее существенными факторами в установлении педагоги-чески целесообразных отношений В.А. Сластенин считает следующие:

1)    Личность педагога.

2)    Эмпатия (сопереживание) и идеализация как условия станов-ления отношений.

3)    Педагогический такт и авторитет учителя.

4)    Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников.

Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочении коллектива связано с проблемой педагогического требования. Требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, - условие установления педагогически целесообразных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные; на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те или иные нежелательные действия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 685.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...