Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика этапов технологии деловой игры (подготовительный, моделирующий, процессуальный, рефлексивно-оценочный).
В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа: 1. Подготовительный этап: Определение темы и содержания (педагогической проблемы, объема теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению), формулировка цели игры, ее задач. 2. Моделирующий этап: Непосредственная разработка материалов деловой игры или сценария. 3. Процессуальный этап Проведение игры в соответствии с разработанной моделью. 4. Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов игры, подробный анализ полученных результатов, выступление участников, экспертов, обмен мнениями, констатация достигнутых результатов, выработка рекомендаций участникам. Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от ее состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами, которую можно рассматривать как модель управления. Игровая деятельность происходит в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника.
Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения, которая позволяет преодолеть основные трудности, связанные с неумением педагога организовать общение. Владение педагогом технологией педагогического общения имеет значение потому, что она обусловливает отношение учеников к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Функции общения: - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная.
Стадии педагогического общения и технология их реализации. Факторы, влияющие на установление педагогически целесообразных взаимоотношений.
Выделяют 4 стадии педагогического общения : - моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап); - организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; - управление общением в педагогическом процессе; - анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Первая стадия педагогического общения (моделирование) – связана с осуществлением планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы. В.А. Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку учителя к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления: Шаг 1. Вспомнить особенности коллектива, с которым предстоит взаимодействовать. Шаг 2. Восстановить опыт общения с данным коллективом. Шаг 3. Вспомнить стиль общения с данным коллективом. Шаг 4. Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока; Шаг 5. Соотнести присущий вам стиль общения с классом, с поставленными целями. Шаг 6. Составить план (конспект) взаимодействия. Шаг 7. Вспомнить ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к ученикам. Шаг 8. Попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу обще-ния на уроке. Вторая стадия педагогического общения («коммуникативная атака») – предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, которое может быть реализовано разными приемами: - речевой – вербальное общение с учащимися; - пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; - двигательно-знаковый – развешивание наглядных пособий, запись на доске и т.п.; - смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Третья стадия педагогического общения (управление общением), суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициатив-ность педагога. Для завоевания инициативы в общении В.А.Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы: 1) оперативность при организации начального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению; 3) введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми; 4) преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся; 5) сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных; 6) внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.; 7) умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность; 8) достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем. Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи. Главное назначение этой стадии – диагностически-коррекционное. Наиболее существенными факторами в установлении педагоги-чески целесообразных отношений В.А. Сластенин считает следующие: 1) Личность педагога. 2) Эмпатия (сопереживание) и идеализация как условия станов-ления отношений. 3) Педагогический такт и авторитет учителя. 4) Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников. Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочении коллектива связано с проблемой педагогического требования. Требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, - условие установления педагогически целесообразных отношений. Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные; на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те или иные нежелательные действия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 685. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |