Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель анализа и описания педагогических технологий




(по Г.К. Селевко)

Анализ и описание педагогических технологий строится на основе выявления и характеристики следующих частей (аспектов):

I. Концептуальная часть

Название технологии.

Идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией.

Концептуальная основа педагогической технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии).

II. Содержательная часть

Целевые ориентации технологии.

Содержание и структура УВП (указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ).

III. Процессуальная часть

Процессуальная характеристика (методические особенности)

Программно-методическое обеспечение.

IV. Критериально-оценочная часть

Выполнение критериев технологичности.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.

Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе.

Рассматривая процесс решения педагогических задач можно выделить 4 основных этапа (Таб. 1):

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Условия эффективного решения педагогических задач

Эффективность решения педагогических задач определяется:

1) Педагогическим мышлением педагога (способность анализировать, диагностировать).

2) Способностью интегрировать решение оперативных, тактических, стратегических задач.

3) Знанием психологии и педагогики, возрастных особенностей, законов коллектива.

4) Активным, заинтересованным отношением к взаимодействию.

 

Сущность понятий педагогическая задача и педагогическая ситуация

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно:

- как поставленная цель, которую стремятся достичь;

- поручение,

- задание;

- вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления;

- проблема;

- проблемная ситуация;

- один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта конкретного действия (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К.Тихомиров и др.).

В структуре педагогической задачи можно выделить те же компоненты, которые традиционно выделяются в структуре педагогического процесса (Рис. 1).

Субъект (Педагог)
Субъект (Студент)
Цель
Содержание
Методы, формы, средства решения
Результат

 

 


Однако педагогическую задачу можно представить и как динамически меняющуюся систему, включающую исходные данные, предвосхищаемые данные и собственно процесс решения.

Под педагогической задачейследует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности.

Специфические особенности решения педагогических задач:

- педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник);

- решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения;

- учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником.

Классификация педагогических задач:

По временному признаку принято различать три типа педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные.

По видам деятельности выделяют дидактические, воспитательные, развивающие.

По способу решения: конвергентные задачи (нетворческие, закрытые) и дивергентные задачи (творческие, открытые).

 

 


Характеристика этапов технологии решения педагогических задач (аналитический, прогностический, процессуальный, рефлексивный).

1) Аналитический этап - анализ ситуации и конкретных условий (кто является участником ситуации, каковы причины повлекшие ее возникновение и др.); диагностика индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, осуществление педагогического целеполагания решения задачи; прогноз результатов обучения и воспитания; прогноз возможных трудностей и ошибок учащихся, их ответных реакции на педагогические воздействия.

2) Прогностический этап -        конструирование способа педагогического взаимодействия;

формулировка конкретной педагогической за-дачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения; отбор имеющихся средств достижения искомого результата; проектирование (создание плана) воздействий и взаимодействия.

3) Процессуальный этап - осуществление плана решения задачи на практике реализация отобранного(-ых) способа, систематическое отслеживание осуществляемых действий, оперативная корректировка отобранных способов; внедрение дополнительных средств по мере осуществления процесса решения педагогической ситуации.

4) Рефлексивный этап - анализ результатов решения педагогической задачи; итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата; составление необходимой базы для обоснования и решения новой педагогической задачи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...