Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модель анализа и описания педагогических технологий
(по Г.К. Селевко) Анализ и описание педагогических технологий строится на основе выявления и характеристики следующих частей (аспектов): I. Концептуальная часть Название технологии. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией. Концептуальная основа педагогической технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии). II. Содержательная часть Целевые ориентации технологии. Содержание и структура УВП (указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ). III. Процессуальная часть Процессуальная характеристика (методические особенности) Программно-методическое обеспечение. IV. Критериально-оценочная часть Выполнение критериев технологичности. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания. Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе. Рассматривая процесс решения педагогических задач можно выделить 4 основных этапа (Таб. 1): 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи. Условия эффективного решения педагогических задач Эффективность решения педагогических задач определяется: 1) Педагогическим мышлением педагога (способность анализировать, диагностировать). 2) Способностью интегрировать решение оперативных, тактических, стратегических задач. 3) Знанием психологии и педагогики, возрастных особенностей, законов коллектива. 4) Активным, заинтересованным отношением к взаимодействию.
Сущность понятий педагогическая задача и педагогическая ситуация Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: - как поставленная цель, которую стремятся достичь; - поручение, - задание; - вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; - проблема; - проблемная ситуация; - один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта конкретного действия (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К.Тихомиров и др.). В структуре педагогической задачи можно выделить те же компоненты, которые традиционно выделяются в структуре педагогического процесса (Рис. 1).
Однако педагогическую задачу можно представить и как динамически меняющуюся систему, включающую исходные данные, предвосхищаемые данные и собственно процесс решения. Под педагогической задачейследует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования педагогической действительности. Специфические особенности решения педагогических задач: - педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник); - решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения; - учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником. Классификация педагогических задач: По временному признаку принято различать три типа педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные. По видам деятельности выделяют дидактические, воспитательные, развивающие. По способу решения: конвергентные задачи (нетворческие, закрытые) и дивергентные задачи (творческие, открытые).
Характеристика этапов технологии решения педагогических задач (аналитический, прогностический, процессуальный, рефлексивный). 1) Аналитический этап - анализ ситуации и конкретных условий (кто является участником ситуации, каковы причины повлекшие ее возникновение и др.); диагностика индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, осуществление педагогического целеполагания решения задачи; прогноз результатов обучения и воспитания; прогноз возможных трудностей и ошибок учащихся, их ответных реакции на педагогические воздействия. 2) Прогностический этап - конструирование способа педагогического взаимодействия; формулировка конкретной педагогической за-дачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения; отбор имеющихся средств достижения искомого результата; проектирование (создание плана) воздействий и взаимодействия. 3) Процессуальный этап - осуществление плана решения задачи на практике реализация отобранного(-ых) способа, систематическое отслеживание осуществляемых действий, оперативная корректировка отобранных способов; внедрение дополнительных средств по мере осуществления процесса решения педагогической ситуации. 4) Рефлексивный этап - анализ результатов решения педагогической задачи; итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата; составление необходимой базы для обоснования и решения новой педагогической задачи. |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 344. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |