Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы мыслительной деятельности




Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности.

В психологии, мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. Этот процесс связан с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Чувственной основой являются ощущение, восприятие, представление.

Решение мыслительных задач проходят несколько этапов:

1.Осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ;

2.Анализ условий задачи;

3.Само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.

4.Проверка правильности решения.

Основные элементы и операции мышления

Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности.

В психологии, мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. Этот процесс связан с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Чувственной основой являются ощущение, восприятие, представление.

Основные операции мышления:

*Анализ и синтез

*Индукция и дедукция

*Абстрагирование

*Классификация

*Сравнение

*Аналогия

*Обобщение и конкретизация и т.п.

Основными элементами, которыми оперирует мысль, в процессе решения задачи являются:

1.Понятия, т.е. отражения общих и существенных признаков каких-либо предметов или явлений;

2.Суждения – установление связи между предметами и явлениями

3.Умозаключения – вывод из одного или нескольких суждений нового суждения

Речь – важнейший компонент человеческой деятельности

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы духовной и материальной культуры, преобразует свои потребности, строит общество, сохраняет и совершенствует природу.

Важнейшими компонентами любой деятельности являются – восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

*средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

*средство общения (коммуникации)

*орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

Свойства речи:Содержательность, понятность, выразительность, действенность;

Требования к речи:

1.Доступность – взвешенность содержания, учет культурно-образовательного уровня.

2.Ассоциативность

3.Сенсорность

4.Экспрессивность – выразительность мимики и т.д.

5.Интенсивность – темп подачи информации

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...