Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и основные функции психики




Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Функция психики:         

- отражение объективной реальности

- регулирование поведения, активности, деятельности

- обеспечение выживания организма

Структура психики человека

Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Структура психики

Структуру определяют психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психический процесс – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, проявляющейся в виде реакций, и длящиеся от доли секунды до десятков минут.

Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы делятся на 3 вида:

1.Познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление.

2.Эмоциональные – эмоции, чувства, переживания.

3.Волевые – принятие решения, волевое усилие и т.п.

Психическое состояние – уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, свойственные для него, в каждый данный момент времени (могут длиться в течение часов, дней, лет и т.п.).

Психические состояния имеют рефлекторную природу. Они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.

Наиболее изученными являются общие психические состояния и эмоциональное состояние (настроение). Наиболее устойчивыми являются психические свойства.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства делятся на:

- на интеллектуальные свойства

- волевые свойства (решительность, настойчивость и т.п.)

- эмоциональные свойства (чуткость, нежность и т.п.)

Структурные образования, которые объединяют в себя различные психические свойства:

1.жизненная позиция личности – включает в себя систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую уровень активности человека.

2.Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения.

3.Способности – это система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности.

Характер – система отношений и способов поведения.

 

Развитие психики в процессе онтогенеза.

Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Онтогенез – (онтос – сущее, генезис - происхождение) – это развитие психики индивида, начиная с рождения до смерти, от старости.

Года жизни Возрастная классификация Характеристика
До 1года жизни Грудной возраст (первые 10дней – новорожденный) Быстрый рост и духовное развитие
1-3года Ранний детский возраст Начинает развиваться фантазия, характер, воля.
3-6(7)лет Первый детский возраст (дошкольный)

Возникновение потребностей в серьезной деятельности, но произвольное внимание еще слабое

7(8) – 11(12) Второй детский (младший школьный)
13-16 мужчины 12-15 женщины Переломный подростковый (старший школьный) Усиленный рост организма, развитие вторичных половых органов
Мужчины 17-21 Женщины 16-20 Юношеский возраст Продолжается развитие и созревание организма
Женщины 21-35 Мужчины 22-35 Ранняя зрелость Относительная стабильность телосложения,
Мужчины 36-60 Женщины 36-55 Поздняя зрелость Угасание физиологических функций организма, до появления старческих изменений (выпадение зубов, ухудшение памяти и т.п.)
Мужчины 61-71 Женщины 56-74 Преклонный возраст (пожилой возраст) Активное проявления старческих изменений, угасание физиологических и физических функций организма
75 - 90   Старческий возраст  
>90 лет долгожительство Заканчивается смертью в связи с вырождением органов и т.п.

1.Закон неравномерности развития – это изменение отдельных психических функций, имеет разные темпы, как в период роста, так и период старения (6-7лет ускоренное развитие всех функций – памяти, мышления и т.п.; 7-20 развитие идет с замедлением, 20лет – оптимум в развитии, 20-50 ускоренное ухудшение сенсорики, после 50лет процесс ухудшения замедляется).

2.Закон гетерохронности – отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, т.е. развиваются те функции, которые являются наиболее важными в данный период времени (достижение различных видах зрелости: физиологическая, психологическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности).

 

Развитие психики в филогенезе.

Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Филогенез – (филэ – племя, генезис – происхождение) – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.

1) элементарная чувствительность – на этом этапе осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. существует ощущение. Основная форма поведения – рефлексы инстинкты, таксисы (это инстинктивная форма пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно-необходимым элементам окружающей среды, либо от неблагоприятных.

2) предметное восприятие (перцепция) – возникает отражение целостных предметов, т.е. возникает восприятие, когда возникает целостный образ объекта. Основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животное способно отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.

3) интеллектуальная психика – возникает отражение отношений между предметами. Основная форма поведения – интеллектуальная.

Основные черты интеллектуального поведения:

- способность решать двухфазные задачи

- способность решать одну и ту же задачу разными способами

- использование примитивных орудий

Психика человека – это качественно более высокий уровень развития. Развитие психики человека происходила в процессе трудовой деятельности, а для этого вида деятельности характерны:

 - употребление и изготовление орудий труда, их сохранение и последующее использование.

- продуктивный характер и целенаправленный процесс труда

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...