Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и основные качества восприятия




Восприятие – это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В психологии есть другой термин – перцепция.

Основные свойства восприятия:

1) апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта

2) предметность – проявляется в том, что объект воспринимается нами, именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело.

3) константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности.

4) обобщенность (категориальность) – означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

Внимание, виды внимания

Внимание – это активная направленность сознания человека на те или иные явления или предметы действительности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего основного.

Основные свойства внимания:

1.Фиксированный объем. Объем – это показатель количества объектов одновременно находящихся в поле внимания.

2.Устойчивость – это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту

3.Концентрация – это повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия

4.Распределение – это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно

5.Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

6.Предметность – это способность выделять определенный комплекс сигналов в соответствии с центральными установками, личной значимостью и актуальностью.

Существует 2 вида внимания:

· Произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте

· Непроизвольное – возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений

Факторы, влияющие на избирательность внимания:

1.Актуальность информации, интерес

2.Недостаточность автоматизированности действий

3.не доведенные до конца действия

4.информация, связанная с мотивацией

 

Память и ее виды

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, осмысливалось человеком, т.е. сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Существуют 3 процесса, синтез которых, образует память:

1.запоминание – здесь происходит анализ, индетефикация информации и ее кодирование.

2.хранение информации – организация и удержание информации.

3.воспроизведение – способность использовать хранящуюся информацию. Процесс произвольного воспроизведения – припоминание.

Все 3 процесса неразделимы, иначе процесс памяти будет нарушен.

Различают 2 основных вида памяти:

1.генетическая память – сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные форм видового поведения (инстинкты). Информация хранится в молекулах ДНК.

2.прижизненная память – сохраняет информацию с момента рождения до смерти.

Виды прижизненной памяти:

- двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций

- образная память – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия. Бывает: *зрительная память; *слуховая; *осязательная; *обонятельная; *вкусовая

- эмоциональная память – сохраняет и воспроизводит пережитые нами чувства, о собственных эмоциональных состояниях

- вербальная память (семитическая, словесно-логическая) – это память включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматически правила родного языка

Классификация памяти:

1.по степени проявления воли

- произвольная

-непроизвольная

2. по времени сохранения материала

- мгновенная память (память-образ) – связана с удержанием точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации; 0,1 – 0,5секунды.

- кратковременная память – сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Работает без предварительной сознательной установки на запоминание. 20секунд без повторения.

- оперативная память – хранится информация, необходимая для решения конкретной задачи. Срок хранения зависит от этой задачи – от нескольких секунд до нескольких дней.

- долговременная память – способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Может воспроизводиться сколько угодно раз без потери, а многократное воспроизведение только упрочивает ее отложение.

Факторы, влияющие на память:

*работа мозга и ЦНС

*среда

*характер деятельности человека

*тип личности

Качества памяти:

1.объем – количество объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия

2.быстрота – количество затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала

3.точность – это степень того что припоминается с тем что воспринималось.

4.длительность – это количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомнится то, что запомнилось.

Мышление: виды и их характеристика

Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности.

В психологии, мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. Этот процесс связан с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Чувственной основой являются ощущение, восприятие, представление.

Решение мыслительных задач проходят несколько этапов:

1.Осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ;

2.Анализ условий задачи;

3.Само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.

4.Проверка правильности решения

Основные операции мышления:

*Анализ и синтез

*Индукция и дедукция

*Абстрагирование

*Классификация

*Сравнение

*Аналогия

*Обобщение и конкретизация и т.п.

Основными элементами, которыми оперирует мысль, в процессе решения задачи являются:

1.Понятия, т.е. отражения общих и существенных признаков каких-либо предметов или явлений;

2.Суждения – установление связи между предметами и явлениями

3.Умозаключения – вывод из одного или нескольких суждений нового суждения

Виды мышления:

*По средствам решения задачи:

- наглядно-действенное – осуществление задачи решается при помощи конкретного действия;

-наглядно-образное мышление – средством решения является образ

Словесно-логическое мышление (теоретическое, абстрактное) – решение задачи осуществляется только при помощи логики, не обращаясь к империческим данным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...