![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления в психологии XX века
Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности. Направления психологии в 20 веке: Течение бихевиоризма – основоположник Джон Уотсон: психология как наука не должна заниматься сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению, а поведением. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений за поведением, с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующий стимул. S→R (стимул-реакция). Необихевиористы: S →I→ R. Предметом изучения психологии является поведение, а не душа и сознание и т.п. Гештальтпсихология – основатель был немецкий ученый Макс Вертхеймер. Выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Гештальт (форма, образ, структура) - это пространственная наглядная форма, воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Разработали теорию психологического образа, первыми применили системный подход к изучению психических явлений. Предмет психологии – целостный образ воспринимаемых предметов. Глубинная психология (психоанализ) – психика содержит 3 образования: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». «Я» - это сознание. «ОНО» - влечение или мотивация. «СВЕРХ-Я» - совесть. Основой развития конфликтов является конфликт между «оно» и «сверх - я». Предмет изучения психологии – влечение. Основные принципы психологии Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности. Основные принципы: 1.Принцип детерминизма (причинности) – общенаучный принцип, этот принцип отражает факт взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияний различных объектов и явлений реального мира, при которых действия одних выступают причиной возникновения или изменения других. 2.Принцип системности – любое явлении изучается как единое целое. Система – это совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и относительно устойчивых взаимоотношениях, функционирующая как единое целое. 3.Принцип развития – выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества.
Категории и методы психологического исследования Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности. Категории, которые составляют предмет и содержание психологии. *Мотив *Образ *Деятельность *Личность *Общение *Переживание Методы психологического исследования: 1.наблюдение – преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие внешних проявлений психики. 2.самонаблюдения (интроспекция) – это метод наблюдения человека за собственными психическими явлениями. 3.эксперимент – отличатся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Бывает лабораторный (в искусственных условиях, со строгим контролем всех влияющих факторов), естественный (это психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение, незаметно для испытуемого), обучающий (метод исследования и формирования психического процесса, состояния, качества личности) 4.тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного развития или качества личности 5.анкета – это методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющее опросный лист, для получения ответов, на заранее составленную систему вопросов. 6.социометрия – метод исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимостью 7.интервью – сбор информации, полученной в виде ответов на заранее сформулированные вопросы. 8.беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения Эффективность любого метода зависит от его валидности (соответствие тому для чего он предназначается) и надежности (позволяет получить одни и те же результаты, при многократном использовании метода). Психика и мозг человека. Строение нервной системы Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность. Функция психики: - отражение объективной реальности - регулирование поведения, активности, деятельности - обеспечение выживания организма Структура психики Структуру определяют психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психический процесс – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, проявляющейся в виде реакций, и длящиеся от доли секунды до десятков минут. Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы делятся на 3 вида: 1.Познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление. 2.Эмоциональные – эмоции, чувства, переживания. 3.Волевые – принятие решения, волевое усилие и т.п. Психическое состояние – уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, свойственные для него, в каждый данный момент времени (могут длиться в течение часов, дней, лет и т.п.). Психические состояния имеют рефлекторную природу. Они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий. Наиболее изученными являются общие психические состояния и эмоциональное состояние (настроение). Наиболее устойчивыми являются психические свойства. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства делятся на: - на интеллектуальные свойства - волевые свойства (решительность, настойчивость и т.п.) - эмоциональные свойства (чуткость, нежность и т.п.) Структурные образования, которые объединяют в себя различные психические свойства: 1.жизненная позиция личности – включает в себя систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую уровень активности человека. 2.Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения. 3.Способности – это система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности. 4.Характер – система отношений и способов поведения. Психика и мозг ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Спинной мозг регулирует работу мышц туловища и конечностей. Помещаются центры наиболее простых рефлексов. В ствольной части головного мозга, содержащей продолговатый мозг, мозжечок и средний мозг, происходит регуляция работы внутренних органов и сложных движений организма, обеспечивающих устойчивое равновесие при ходьбе, беге и т.д. Самыми высокими отделами ЦНС являются большие полушария головного мозга. Расположена кора головного мозга, толщиной 2-5мм и содержащей 15млрд клеток. Левое (у правшей) отвечает за информацию, представленную с помощью речи, счет, чтение и логические рассуждения. Правые (у правшей) – отвечает за творчество, оперирует образами и т.п. Деятельность мозга, построена по рефлекторному типу. Все рефлексы делятся на безусловные (являются врожденные и относительно неизменные реакции организма на внешние воздействия + некоторые врожденные движения) и условные (это благо приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни индивида, не закрепляется генетически и не передается по наследству). Близким к безусловным рефлексам по характеру проявления является инстинкт, т.е. врожденные неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида. Это врожденная последовательность реакций в ответ на строго-определенный раздражитель. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |