Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность.




Интеллект– глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Виды интеллекта:

  1. Теория Спирмана

а) Общий интеллект (G-фактор)

б) Специфический интеллект (S-фактор)

Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

  1. Теория Кеттела

а) Кристаллический интеллект – все знания, приобретенные путем обучения человека

б) Флюидный интеллект – способность решать новые задачи, новые проблемы

По мнению Р. Кеттелла, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Это совокупность врожденных способностей, которые необходимы человеку для решения проблем адаптации к окружающей среде. Примерно к 20 годам он достигает наибольшего расцвета. Вместе с тем формируется и «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Он образуется при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Флюидный интеллект максимум развития достигает в 20-25 лет, а потом падает, а кристаллический развивается до 50 лет.

  1. Теория Гарднера
  1. Лингвистический
  2. Логико-математический
  3. Пространственный
  4. Музыкальный
  5. Телесно-кинестетический
  6. Трансперсональный – понимание других
  7. Интерперсональный – понимание себя

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Интеллект и креативность связаны до определенного среднего уровня развития интеллекта (примерно до 120 баллов IQ; если у человека больше 120 баллов IQ, связь между интеллектом и творчеством исчезает).

 

63. Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.

Язык – это система кодов и знаков, сложившаяся в ходе общественно-исторического развития человека и существующая объективно.

Речь – процесс пользования языком в конкретной ситуации общения.

Речь тесно связана с языком но речь обладает отличительными характеристиками.

· В языке есть только общее – значение, а речь индивидуальна и характеризуется личностным смыслом.

Значение – вся совокупность связей и отношений, которая стоит за данным словом.

Личностный смысл – тот оттенок значения, который актуален для данного субъекта в конкретной ситуации.

· Язык изменяется очень медленно, в течение столетий. Речь постоянно меняется в зависимости от ситуации общения, состояния человека.

· Основания для классификации и виды языка и речи различны.

· Язык не подвержен нарушениям, это всегда норма. А речь подвержена. Нарушения речи называются афазиями.

           Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.

 Ситуативная речь –речь, содержание которой понятно лишь при одновременном восприятии ситуации общения. Ситуативная речь формируется первой в онтогенезе.

Ситуативная речь связана с процессами восприятия. Опирается на восприятие субъектами ситуации общения, поэтому обладает следующими характеристиками:

1. Она может быть эллиптичной

2. Допускает аграмматизмы – нарушения грамматической конструкции

3. Используются предельно простые предложения. Это допускается, потому что восприятие речи дополняется восприятием ситуации (мимика, жесты, паузы)

Контекстная речь– речь, содержание которой понятно из самого высказывания.

Для нее характерно:

1. Нормативность, т.е. соблюдение всех правил

2. Лексическая, грамматическая, синтаксическая избыточность

Ситуативная речь развивается естественным путем, а контекстной речи необходимо обучаться путем упражнений именно в контекстном говорении.

- Интериоционная (внутренняя) –переход из внешнего плана во внутренний.

- Экстериоционная (внешняя) –реализация внутреннего замысла во внешний план

Внешняя речь характеризуется в следующих процессах:

- говорение (устная речь)

- аудирование (устная речь)

- чтение (письменная речь)

- письмо (письменная речь)

Внутренняя речь, ее механизмы и связь с внешней речью.

Если внешняя речь связана с процессом общения, то внутренняя с мышлением. Внутренняя речь функционирует как при внешней (отражает ее), так и без нее. 2 фазы внутренней речи:
Расчлененная фаза (внутреннее проговаривание)
Нерасчлененная фаза (собственно внутренняя речь)Механизмы речи:Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синт. мех. отражают физиологические характеристики речевого высказывания при работе коры полушария. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонетическими, артикуляционными…)Механизмы восприятия речиМеханизмы организации речевого ответа
Процессы интериоризации речи (при слушании и чтении внешняя => внутренняя) и экстериоризации речи (говорение и письмо, внутренняя => внешняя)
Образ – знак – эмоции

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...