Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная природа мышления человека.




Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает. Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание. Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить. Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям. Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру. Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

 

Основные процессы мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

1. Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных сторон, свойств.

2. Синтез – мысленное объединение отдельных компонентов в одно целое.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека и тесно взаимосвязаны между собой.

3. Сравнение – осуществляется на основе анализа - установление сходства или различия между предметами и явлениями. Прежде чем сравнивать, выделяют один или два признака, по которым будет проводиться сравнение.

· полное или неполное

· поверхностное или глубокое

4. Обобщение – выделение в предметах или явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закономерности, формулы.

5. Абстрагирование– процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания конкретного предмета.

6. Конкретизация – возвращение мысли от общего, абстрактного к конкретному единичному.

 

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение

Виды мышления:

1. Наглядно действенное –оперирование конкретными предметами. Успешность решения мыслительной задачи зависит от знания субъектом способов обращения с конкретным предметом. Лучше всего развито у людей, занятых ручным трудом. В онтогенезе формируется первым к 3-м годам.

2. Наглядно-образное –мышление с помощью образов предметов и явлений. Тесно связано с чувственным познанием. Интенсивно развивается у дошкольников и младших школьников.

3. Словесно-понятийное– решение мыслительной задачи осуществляется целиком в сознании мыслящего субъекта. Он не прибегает к практическому изучению деятельности. Мышление осуществляется с помощью понятий. Развито у людей, занятых умственным трудом.

Связь мышления и речи. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Мышление протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение – форма мышления, которая отражает объекты действительности в их связях и отношениях. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты практической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичными и общими. Высказывая суждения, мы рассуждаем о предметах и явлениях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появляются новые знания, которые существуют теперь в форме умозаключений.

Умозаключение – это вывод, полученный из нескольких суждений, который дает нам новое знание о предметах и явлениях окружающей действительности.

· Индуктивное – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений.

· Дедуктивное – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего положения.

· Умозаключение по аналогии – движение мысли от частного к частному. На основании сходства двух предметов в одном отношении можно предположить их сходство в другом отношении.

На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и об их связях с другими явлениями.

 

57. Мышление в процессе решения задач. Осознаваемое и неосознаваемое в мышлении.

Первый этап, непосредственно связанный с осознанием задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую для ориентировки в условиях задачи, анализа компонентов, выделения наиболее существенных и соотнесение их друг с другом.

Следующий этап – построение различных гипотез возможного решения. Этот этап в значительной мере определяет эффективность мышления, поскольку переход от одной гипотезы к другой знаменует переход от одного видения задачи к другому.

На этом этапе одна из гипотез может привести к формированию общей схемы решения, и человек переходит к двум последующим этапам – осуществление решения и его проверка.

Индивидуальные    особенности мышления. Качества ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. 

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности.

Качества ума– любые различия в мыслительной деятельности людей, ктороые носят длительный характер.

1. Гибкость – подвижность мыслительных процессов, умение учитывать меняющиеся условия. Свобода от стереотипов.

Обратное: инертность – воспроизводить что-то, когда-либо увиденное.

2. Самостоятельность – способность ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Самостоятельность ума предполагаеткритичностьума– способность трезво оценивать свои и чужие умственные способности.

3. Глубина – способность доходить до сути различных явлений.

4. Широта – способность охватывать всю проблему целиком, включая ее особенности и нюансы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...