Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика правового статуса прокурора как особого участника гражданского процесса
Статья 14 ГК РФ допускает самозащиту гражданских прав. Между тем самозащита далеко не всегда эффективна, а зачастую просто невозможна. Например, невозможно выселить кого-либо из жилого помещения во внесудебном порядке, а судебный порядок по таким и некоторым другим делам не будет легитимным без участия в судопроизводстве прокурора.[14] В обыденной жизни граждане и юридические лица зачастую сталкиваются с необходимостью защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Невыплата заработной платы, причинение вреда, невыполнение алиментных обязательств, отказ продавца возместить стоимость недоброкачественного товара - с подобными нарушениями гражданских, семейных и трудовых прав хорошо знакомы все. Подобные спорные ситуации влекут за собой необходимость обратится в суд для защиты нарушенных прав, по устранению препятствий в реализации гражданских прав, ликвидации последствий правонарушений. Ст. 11 ГК РФ гласит: "Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд". Гражданское судопроизводство на современном этапе - одна из самых сложных форм правоприменительной деятельности. Через гражданское судопроизводство осуществляется реакция Российского государства на гражданские правонарушения; гражданское судопроизводство помогает субъектам в реализации тех прав, которые не могут быть реализованы без помощи суда.[15] В условиях продолжающегося реформирования современной российской правовой системы и укрепления частноправовых начал институт гражданского судопроизводства становится одним из основных инструментов обеспечения стабильности гражданского оборота. Однако, несмотря на провозглашенное и юридически закрепленное, в том числе на конституционном уровне, равенство "каждого" во взаимоотношениях друг с другом, говорить о равенстве в силу объективно обусловленных причин (состояние здоровья человека, уровень его образования, материальное положение, социальный статус и т.д.) затруднительно. В этой связи возникает потребность вмешательства публичных образований и охраны прав и законных интересов наименее защищенных субъектов права. Необходимо государственное вмешательство, когда речь идет о публичном интересе. Эти задачи в судебном гражданском процессе выполняет прокуратура На сегодняшний день правовое положение прокуратуры имеет особое значение, именно она выступает гарантом в защите прав и интересов граждан, государства, общества в целом. Никакой иной орган в Российской Федерации не наделен столь широким кругом полномочий осуществления возложенных на него задач, в том числе надзора над исполнением законов в стране. 2002 год был ознаменован появлением в Российской Федерации двух основополагающих процессуальных кодифицированных нормативных правовых актов - Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ, внесших существенные изменения в правовой статус прокурора. Данные изменения коснулись в первую очередь полномочий прокурора по возбуждению дела в суде[16]. Участие прокурора в гражданском процессе регламентировано ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор уполномочен обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В теории гражданского процессуального права вопрос о правовом положении прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица, является спорным. Отсутствие единого подхода к разрешению проблемы правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве обусловливает неослабевающий интерес ученых к исследованию данного вопроса, как в науке гражданского процессуального права, так и в науке прокурорско-надзорного права. В действующем Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации недостаточно четко определены роль и процессуальное положение прокурора, однако сущность и правильное разрешение обозначенной проблемы имеет не только теоретическое и практическое значение, но и способствует пониманию правовой природы участия прокурора в гражданском процессе, определяет характер взаимоотношений прокурора с другими участниками процесса и содержание его процессуальных прав и обязанностей. На протяжении длительного времени среди ученых проблема определения правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве является дискуссионной, в связи с чем в научной литературе были высказаны различные точки зрения. Представители первого направления считают, что прокурор является стороной (истцом). В обоснование указанной позиции приводится довод, что тот, кто возбудил процесс, выступает как истец, а следовательно, как сторона по делу. Прокурор, предъявивший заявление, занимает положение стороны (истца) в процессе, поскольку иск прокурора предполагает наличие ответчика, являющегося стороной по делу, а если есть ответчик, то должен быть и истец, также прокурор вступает в процесс для защиты нарушенного материального права. Как отмечает А.А. Ференц-Сороцкий, "взаимоотношения суда с прокурором определяются так же, как и взаимоотношения со стороной, прокурор и частное лицо выступают как соистцы". В развитие вышеназванной позиции в научной литературе высказывается вторая точка зрения, согласно которой прокурор в гражданском процессе является стороной лишь в "процессуальном смысле". Сторонники этой точки зрения аргументируют свою позицию тем, что прокурор использует процессуальные права и обязанности истца, является субъектом доказывания своих требований, несмотря на то, что субъективного материального интереса в деле не имеет и материально-правовые последствия решения суда на него не распространяются. Так, В.Н. Щеглов считает, что "признание прокурора процессуальным истцом адекватно отражает его положение как активной стороны, наделенной правом поддержания иска с использованием всех предусмотренных законом средств и добивающейся таким путем восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов". Наиболее правильной мне представляется позиция тех авторов, которые считают, что прокурор в силу специфики выполняемых им функций занимает самостоятельное процессуальное положение и его нельзя отождествлять с другими лицами, участвующими в деле. Можно согласиться с мнением К.С. Юдельсона: "Основания участия прокурора в... гражданском процессе всегда едины - осуществление законо-охранительной функции". Поэтому, как справедливо отмечает А.А. Власов, "что бы ни делал прокурор в гражданском и арбитражном процессе... необходимо иметь в виду, что цель участия прокурора в судопроизводстве одна - содействие осуществлению задач правосудия"[17]. Прокурор как представитель государства выполняет свою должностную функцию, не будучи субъектом спорного материального правоотношения, даже в случае предъявления иска в интересах других лиц он остается представителем государства, основной задачей которого является защита государственных и общественных интересов. Прокурор, участвуя в деле, выступает самостоятельно, независимо от других участвующих в деле лиц, ибо у него имеется свой интерес к процессу, вытекающий из его компетенции. По своему содержанию интерес прокурора - государственный. Он заинтересован в защите интересов субъекта права и из этого следует, что процессуальные действия совершаются прокурором в целях оказания помощи субъектам нарушенного права или охраняемого законом интереса. Возбуждая гражданское дело или давая заключение по делу, он выступает как представитель государства, и его процессуальный юридический интерес вытекает из общей задачи прокуратуры - надзор за законностью. Анализ норм ГПК РФ показывает, что законодателем до настоящего времени не решен вопрос о процессуальном положении прокурора, обращающегося в суд с заявлением в интересах определенного лица. Между отдельными положениями ГПК РФ, регламентирующими процессуальную деятельность прокурора при предъявлении и рассмотрении его заявления судом, имеется ряд противоречий, которые не способствуют правильному пониманию правовой природы участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Так, согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Кроме того, в соответствии со ст. 38 ГПК РФ лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца. Однако далее в противоречие вышеизложенным нормам закона законодатель указал, что стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Процессуальные полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве регламентируют ст. ст. 34, 35, 45, 189, 190, ч. 2 ст. 320, ч. 3 ст. 376, ст. 394 ГПК РФ.[18]. Статья 34 ГПК РФ относит прокурора к лицам, участвующим в деле, а ст. 45 ГПК РФ раскрывает формы и основания такого участия, а также процессуальные права прокурора. Однако помимо указанных норм немалая часть процессуальных норм, регулирующих участие прокурора в гражданском судопроизводстве, находится в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации". Именно в указанном Законе предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и гражданина прокуратура Российской Федерации осуществляет надзорную функцию. Прокурор, участвующий в гражданском судопроизводстве, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Прокурор обладает и специфическим правом, которого нет ни у одного из других участников гражданского судопроизводства - правом принесения представлений (апелляционных, кассационных, надзорных, частных). Прокурор является единственным из лиц, участвующих в деле, которому можно заявить отвод (как правило, отводы заявляются лицам, содействующим правосудию и осуществляющим правосудие). Основания для отвода прокурора подразделяются на три группы: - если при предыдущем рассмотрении данного дела прокурор участвовал в нем в качестве секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика; - если прокурор является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей; - если прокурор лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. Следует иметь в виду, что заинтересованность прокурора носит не личный материальный, а государственно-правовой характер, а потому наличие личной заинтересованности прокурора в исходе дела является основанием для его отвода вне зависимости от того, в каком деле прокурор собирается принять участие. Развитие процессуальной науки и реформирование законодательства повлекло за собой увеличение количественного состава видов гражданского судопроизводства. Если ГПК РСФСР 1964 г. различал три вида гражданского судопроизводства, то действующий ГПК РФ называет шесть таких видов: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство, производство, возникающее из третейских правоотношений, и производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Вид гражданского судопроизводства определяет наименование лиц, участвующих в деле, и их правовое положение, специфику возбуждения судопроизводства, возможность использования отдельных средств защиты, сроки, распределение обязанностей по доказыванию, особенности вынесения и исполнения итогового судебного акта. Между тем вне зависимости от вида производства прокурор именуется одинаково (в отличие от всех других лиц, участвующих в деле), его процессуальное положение видоизменяется лишь за счет некоторых полномочий диспозитивного характера. Например, только в исковом судопроизводстве прокурор может отказаться от иска, изменить предмет или основание иска, размер требований, но особого значения с точки зрения правовых последствий эти права не имеют, так как их реализация должна быть санкционирована сначала истцом (то есть тем, в чьих интересах требование было предъявлено), а затем - судом[19]. Принимая во внимание, что в порядке искового производства в настоящее время рассматривается основная часть гражданских дел в судах общей юрисдикции, рассмотрим участие прокурора именно в нем. В современном праве под иском понимают средство защиты права, предполагаемое обратившимся за защитой (истцом) нарушенным или оспоренным, направленное против предполагаемого нарушителя (ответчика) к суду. Исковое производство характеризуется следующими чертами: 1) наличием спора о праве, который призван разрешить суд; 2) равенство субъектов спора; 3) предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес; 4) возбуждается исключительно подачей в суд особого процессуального документа - искового заявления, отвечающего требованиям ст. 131 ГПК РФ. Выделяют две формы участия прокурора в исковом судопроизводстве: - предъявление иска; - вступление в уже начавшийся по инициативе других лиц процесс для дачи заключения по делу.[20] Наибольший объем процессуальных прав принадлежит прокурору, инициирующему исковое судопроизводство в защиту прав и интересов других лиц - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также граждан в указанных выше случаях. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При этом истцами, обладающими в полном объеме диспозитивными (специальными) правами, будут являться те, в чьих интересах предъявлен иск. Отсюда следует, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц, даже если прокурор настаивает на продолжении судебного разбирательства. К прокурору нельзя предъявить встречный иск[21]. В любом случае прокурор не является стороной в исковом судопроизводстве, занимая собственное процессуальное положение. При вступлении прокурора в дело также необходимо иметь в виду, что на него распространяются требования о соблюдении процессуального срока обращения с жалобой гражданском процессе на судебный акт. Начало течения срока исковой давности по искам прокурора определяется по правилам гражданского законодательства таким образом, как если бы за защитой обращалось само лицо, чье право нарушено. Однако если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, пропущенный прокурором срок подачи заявления по уважительной причине может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора. Не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления само по себе позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Прямое указание закона является другим основанием участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а именно вступление в уже начатый процесс по инициативе других лиц по делам, например, о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ); о лишении родительских прав (ст. 70 Семейного кодекса РФ); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ); об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ)[22]. Данный перечень содержит категории дел, относящихся к исковому производству, к производству дел особого производства и дел, возникающих из публичных правоотношений, касающихся основных прав граждан на жилище, труд, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и др. При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом в известность соответствующего прокурора, а при назначении дела к судебному разбирательству - направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела[23]. При этом согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. В настоящее время суд лишен права привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. При вступлении прокурора в дело также необходимо иметь в виду, что на него распространяются требования о соблюдении процессуального срока обращения с жалобой в арбитражном процессе и представлении в гражданском процессе на судебный акт. Начало течения срока исковой давности по искам прокурора определяется по правилам гражданского законодательства таким образом, как если бы за защитой обращалось само лицо, чье право нарушено. Однако если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, пропущенный прокурором срок подачи заявления по уважительной причине может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора. Не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления само по себе позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. В п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Однако эта норма Закона о прокуратуре на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"[24] должна применяться в части, не противоречащей ГПК РФ. В действующем ГПК РФ указания на возможность прокурора вступить в дело в любой стадии процесса не содержится, в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ говорится лишь о праве прокурора вступить в процесс для дачи заключения по делу. При производстве в суде первой инстанции заключение прокурора завершает часть судебного разбирательства, именуемую "рассмотрение дела по существу", за которой следует другая часть судебного разбирательства - судебные прения. Поэтому прокурор может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу. Прокурор дает правовое заключение после исследования всех доказательств (ст. 189 ГПК РФ). По своей юридической сути заключения прокурора являются актами применения права со всеми присущими им характерными признаками и особенностями, обусловленными отраслью, в которой они применяются. Заключения прокурора следует рассматривать не только как определенный способ оформления процесса применения гражданско-процессуальных норм, но и как само правоприменительное действие[25]. Тот и другой моменты отражаются в понимании правоприменения как совершения компетентными субъектами актов индивидуального значения. Заключение прокурора является результатом применения материального, гражданско-процессуального права, представляющее собой комплекс мыслительных и фактических, организационных и юридических операций, имеющих целью обеспечить нормальное течение процесса реализации правовых предписаний. Законодатель не устанавливает требования относительно формы, структуры и содержания заключений. Гражданское процессуальное законодательство не предусматривает, в какой форме - в устной или письменной - дается заключение, в ст. 189 ГПК РФ закреплено, что "председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору". Представляется, что письменная форма заключения обязательна, когда оно составляется до начала судебного разбирательства и ему предшествует проведение работы по сбору, проверке сведений, проведение обследования, которая позволяет занять определенную позицию по делу. Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда обстоятельства, по которым прокурор дает свое заключение, выясняются в суде, прокурор основывает свое заключение исключительно на доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Лицо, действующее в процессе от имени прокуратуры, воспринимает доказательства непосредственно, участвует в их исследовании, в процессе чего у него формируется определенное мнение по поводу обстоятельств дела. Отложение разбирательства дела для того, чтобы орган смог в письменном виде составить свое заключение, представляется нецелесообразным и затягивающим процесс. Поэтому прокурор должен излагать суду заключение устно, с занесением в протокол судебного заседания. В случае необходимости проведения предварительного обследования заключение должно быть составлено письменно. Письменное заключение прокурора оглашается в судебном заседании. Устное заключение прокурора заносится в протокол судебного заседания и подписывается прокурором. Заключению прокурора, как акту-документу по применению права присущи общие черты актов применения права: 1) в целом имеют разовое значение - касаются лишь конкретной ситуации и содержат индивидуальное предписание, в нем строго индивидуализируются субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации; 2) подобно иным правоприменительным актам представляют собой официальный акт - документ, выражающий волю государства и постановляемый компетентным органом, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений; 3) направлены на то, чтобы вызвать определенные юридические последствия индивидуального характера. Особенностью заключения прокурора в гражданском судопроизводстве является то, что оно не носит обязательный характер для суда, а имеют значение рекомендации. Это объясняется отраслевым характером акта применения права, закреплением в ст. 8 ГПК РФ принципа независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Заключение исследуется и оценивается судом одинаково наравне с другими доказательствами по делу. Если суд не согласен с заключением, то в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении[26]. Таким образом, заключение прокурора в гражданском судопроизводстве можно определить как официальное решение компетентного органа по конкретному гражданскому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в письменной (устной) форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Заключение прокурора, изложенное в устной или письменной форме, включает в себя: изложение сущности требований истца; изложение возражений ответчика; анализ фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства; анализ доказательств; вывод о применении закона; предложение о разрешении иска: удовлетворить полностью или частично, отказать в иске, прекратить производство по делу и т.п. Заключение, как процессуальный акт, исходящий от прокурора, должно отвечать определенным требованиям. Оно должно быть объективным, т.е. позиция прокурора, как блюстителя закона, должна отражать интересы лица, права которого нарушены, независимо от его процессуального положения в суде. Заключение должно быть обоснованным, т.е. все положения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств. Оно должно быть полным. Прокурору надлежит высказаться определенно о судьбе заявленного иска, а не альтернативно, не оставлять решение "на усмотрение суда". Заключение должно быть законным, то есть основанным на нормах материального и процессуального права. Для разрешения вопроса о том, относить ли заключение прокурора к доказательствам, необходимо руководствоваться тем, что следует понимать под доказательством. Наибольшее распространение и поддержку в научных кругах, законодательное закрепление (ст. 55 ГПК РФ) получило направление, представители которого рассматривают доказательство как одно целостное явление, имеющее две неразрывно связанные стороны - внутреннюю и внешнюю. Ни сведения о фактах отдельно от средств доказывания, ни средства доказывания отдельно от сведений не могут быть доказательствами. Таким образом, значение заключения прокурора в исковом производстве состоит в том, что: - заключение прокурора является гарантией осуществления задач гражданского судопроизводства; - в нем отражается мнение специализированного органа по поводу разрешения дела; - заключение, как акт, носящий рекомендательный характер, помогает суду вынести законное и обоснованное решение по спору между сторонами. Анализ судебной практики показал: слушания по указанной категории дел судами нередко откладываются в связи с неявкой в судебное заседание прокурора, но, однако, какие-либо меры реагирования по данным фактам судами не принимаются[27]. Чтобы избежать этого, судам необходимо указывать на подобные нарушения прокурора и иные факты ненадлежащего исполнения прокурорами своих обязанностей. Как лицо, участвующее в деле, прокурор вправе обжаловать судебные акты в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, во-первых, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и, во-вторых, суд признает эти причины уважительными. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения апелляционной жалобы (представления) не должен превышать двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта, если иное не установлено ГПК РФ. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд общей юрисдикции принимает судебный акт, именуемый определением. Судебные акты подписываются судьями, рассматривавшими дело, и вступают в законную силу со дня их принятия. Суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, а также устанавливает правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта. В данном случае суд исходит из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Кассационное представление в суд общей юрисдикции может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебных актов (ст. 376 ГПК РФ). Постановление суда кассационной инстанции в гражданском процессе, а вступает в законную силу со дня его принятия (ст. 391 ГПК РФ). В надзорной инстанции проверяется: не нарушает ли оспариваемый судебный акт единообразие в толковании и применении судами норм права; права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.[28] Надзорные представления на судебные постановления могут быть принесены в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ст. 391.2 ГПК РФ). Надзорное представление прокурора - это акт реагирования Генпрокурора РФ (его заместителя) на вступившее в законную силу судебное постановление, вносимый в Президиум ВС РФ по гражданскому делу или в Президиум ВАС РФ по арбитражному делу в целях отмены (полностью или в части) или изменения данного судебного постановления. Право прокурора на обжалование судебных актов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства никоим образом не должно касаться возможности осуществления им надзора над деятельностью судов, но призвано обеспечивать рассмотрение позиции прокурора вышестоящим судом для исключения случаев ошибочного применения нижестоящими судами материального и процессуального права, что отражается на более эффективной защите прокурором нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, публично-правовых образований. Таким образом, рассмотрев особую роль прокурора в защите публичных интересов, можно определить: основной целью участия прокурора в суде является защита прав и охраняемых законом интересов граждан, интересов общества и государства. При этом прокурор не выполняет надзорную функцию, а выступает как самостоятельная процессуальная фигура в защиту государственных, общественных и иных интересов. Участие прокурора в защите публичных интересов в гражданском судопроизводстве оказывает немаловажное влияние на законное, обоснованное и справедливое разрешение дел данной категории. Тем не менее, процессуальный статус прокурора должен иметь своей целью повышение эффективности защиты интересов всего общества, что возможно путем уравнивания его правомочий в деле отстаивания публичных интересов с правомочиями лиц, защищающих свои частные интересы. Таким образом, прокуратура в России осуществляет надзорную функцию. Вместе с тем эта функция не должна входить в противоречие с принципом независимости судей и принципом диспозитивности гражданского судопроизводства. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов отдельного гражданина может быть подано прокурором только в тех случаях, когда этот гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. С заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор вправе обратиться без всяких оговорок. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |