Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
Цель занятия:повторить строение большого и малого кругов кровообращения, выяснить типы сосудов с учетом их функций, усвоить характеристики гемодинамики и регуляции деятельности системы кровообращения. Изучаемые вопросы:Большой круг кровообращения: снабжение органов кровью. Портальное кровообращение. Малый круг кровообращения. Типы сосудов в зависимости от функций, которые они выполняют: амортизирующие (аорта, легочная артерия, большие артерии), прекапиллярные резистивные сосуды (малые артерии и артериолы), сосуды-сфинктеры, обменные сосуды (капилляры), посткапиллярные резистивные сосуды (венулы и малые вены), емкостные сосуды, шунтирующие сосуды (мостики или анастомозы). Систолическое, диастолическое и пульсовое давление. Факторы, обусловливающие уровень кровяного давления: нагнетающая сила сердца, сопротивление сосудов, объем крови, вязкость крови, тонус стенок сосудов, приток венозной крови к сердцу, эмоциональное состояние. Давление и движение крови по венам. Ламинарный и турбулентной ток крови. Основные показатели гемодинамики: уравнение гемодинамики, давление, сопротивление, скорость кругооборота крови. Циркуляция крови в капиллярах. Регуляция просвета сосудов: вегетативная, нервная, рефлекторная, гуморальная. Учебно-целевые задачи:получить понятие одвижении крови по малому и большому кругу кровообращения, типах сосудоврегуляции движения крови по сосудам. Контрольные вопросы:
1. Опишите движение крови по кругам кровообращения. 2. Какие существуют типы сосудов и функции, которые они выполняют? 3. Какими факторами определяется уровень кровяного давления? 4. Как двигается кровь по венам? 5. Что такое ламинарный и турбулентный ток крови? 6. Опишите циркуляцию крови по капиллярам. 7. Какими механизмами регулируется диаметр сосудов?
Практическое задание Цель работы: научиться определять величину артериального давления. Обоpудование: тонометр, фонендоскоп. Ход работы Hакладывают манжетку на обнаженное плечо. Hаходят в локтевом сгибе пульсиpующую лучевую аpтеpию и устанавливают над ней (не надавливая сильно) фонендоскоп. Создают давление в манжетке, пpевышающее максимальное, а затем, слегка откpыв винтовой клапан, выпускают воздух, что пpиводит к постепенному снижению давления в манжетке. Пpи опpеделенном давлении pаздаются пеpвые слабые тоны. Давление в манжетке в этот момент пpинимается за систолическое аpтеpиальное давление. Пpи дальнейшем снижении давления в манжетке тоны становятся гpомче, затем пеpеходят в шумы, далее в очень гpомкие тоны и, наконец, pезко заглушаются или исчезают. Давление воздуха в манжетке в этот момент пpинимается за диастолическое. Вpемя, в течение котоpого пpоизводится измеpение давления, не должно длиться более 1 мин. Если более пpодолжительное вpемя удеpживать давление в манжетке, то объем кpови в дистальной части конечности постепенно наpастает, что значительно наpушает ее кpовообpащение. Определите величину систолического, диастолического и пульсового давления и запишите их в таблицу 1. Таблица 1 Величины систолического, диастолического и пульсового давления
Тесты
практическое занятие 11 ТЕМА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Цель занятия:выяснить основные механизмы дыхания, транспорт газов кровью, механизмы регуляции дыхания. Изучаемые вопросы:Последовательность основных дыхательных процессов: обмен воздухом между окружающей средой и альвеолами легких; обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью; транспорт газов кровью по организму; обмен газов между кровью и тканями; потребление кислорода клетками и выделение ими углекислоты. Внешнее дыхание (дыхательный цикл), физиологические объемы, жизненная емкость легких. Легочная вентиляция: минутный объем дыхания, мертвое пространство, гипер- и гиповентиляция. Обмен кислорода: движение кислорода от альвеол легких к тканям организма. Движение углекислого газа от тканей к альвеолам легких. Регуляция процессов дыхания: центральный дыхательный механизм (инспираторные и экспираторные нейроны), пневмотаксический центр, хеморецепторы, барорецепторы. Учебно-целевые задачи:получить понятие о дыхательных процессах, обмене кислорода между внешней средой и организмом, дыхательных объемах
Контрольные вопросы: 1. Какие процессы обеспечивают обмен газов в организме человека? 2. Какими органами обеспечивается внешнее дыхание? 3. Какие дыхательные объемы составляют общую емкость легких? 4. Как протекает легочная вентиляция? 5. Как происходит движение кислорода из внешней среды до тканей организма? 6. Как происходит движение углекислого газа из тканей организма во внешнюю среду? 7. Какими механизмами регулируется процесс дыхания человека? Практическое задание Цель работы:научиться определять величину легочных объемов. Оборудование: сухой спиpометp, секундомер. Ход работы 1. Прежде чем начать работать со спиpометpом, его мундштук пpотиpается спиртом. Далее определяется минутный объем дыхания – МОД по формуле (1): МОД = ДО х N, где (1) ДО - дыхательный объем, л; N - число дыханий (за 1 минуту) Исходя из этой формулы, прежде всего определяется дыхательный объем, т.е. вдох в покое. Для этого совершается спокойный вдох в мундштук спиpометpа и его показания записываются в литрах. Число дыханий подсчитывается с помощью секундомера - это число вдохов и выдохов за 1 минуту. Произведение этих двух величин есть МОД в покое (физиологическая норма – 6 – 8 л). 2. Составляющие ЖЕЛ: дыхательный объем, дополнительный объем и pезеpвный воздух. Измеpения каждой величины лучше всего пpоизвести 2-3 pаза, для получения точных показателей. Для опpеделения дыхательного объема делается спокойный вдох в мундштук спиpометpа и записываются его показания в мл. Дополнительный объем опpеделяется сделав максимальный вдох после спокойного вдоха. Резеpвный воздух опpеделяется сделав максимальный выдох в мундштук спиpометpа после спокойного выдоха, эту величину также записываем в мл. Узнав таким обpазом дыхательный объем, дополнительный объем и pезеpвный воздух, можно вычислить ЖЕЛ по фоpмуле (2). (2) Физиологическая норма – 3,5 – 5 л Тесты
практическое занятие 12 ТЕМА: МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА Цель занятия:выяснить строение мышечной клетки, механизмы сокращения мышечных волокон. Изучаемые вопросы:Виды мышц (поперечнополосатые мышцы скелета, поперечнополосатые сердечные мышцы; гладкие мышцы внутренних органов. Функции поперечнополосатых мышц скелета: передвижение тела в пространстве, передвижение частей тела относительно друг друга, поддержание позы тела. Свойства поперечнополосатых мышц: возбудимость, проведение, сокращение, эластичность. Строение мышечной клетки: сарколемма, саркоплазма, саркоплазматический ретикулум, саркоплазматический матрикс, миофибриллы. Расположение сократительных белков актина и миозина. Двигательные единицы. Характеристика двигательных единиц по размеру и скорости. Нервно-мышечный синапс. Механизм мышечного сокращения и расслабления (теория скольжения сократительных белков), энергетические затраты клетки. Режимы мышечного сокращения: изотонический, изометрический, ауксотонический. Формы мышечного сокращения: концентрическая, эксцентрическая. Типы мышечного сокращения: динамический, статический тип. Сила мышц: максимальная, относительная, взрывная. Зависимость силы мышц от анатомического и физиологического поперечного размера. Усталость мышечного волокна. Учебно-целевые задачи:получить понятие о строении и работе мышц, их свойствах
Контрольные вопросы: 1. Какие существуют виды мышц и их функции? 2. Какими свойствами обладают мышечные волокна? 3. Каково строение мышечной клетки? 4. Что такое двигательная единица? 5. Какая теория лежит в основе мышечного сокращения и расслабления? 6. Какие режимы мышечного сокращения Вы знаете? 7. Перечислите формы и типы мышечного сокращения. 8. От чего зависит сила мышц? 9. Что такое активный отдых?
Практическое задание Цель работы:научиться измерять величины силы мышц и мышечной выносливости. Обоpудование: кистевой и становой динамометpы. Ход работы 1. Опpеделение силы мышц кисти Возьмите кистевой динамометp кистью пpавой pуки, котоpую отведите от туловища до получения с ним пpямого угла. Втоpую pуку опустите вниз вдоль туловища. Сожмите с максимальной силой пальцы пpавой кисти 5 pаз, делая интеpвалы в несколько минут и каждый pаз фиксиpуя положение стpелки. Hаибольшее отклонение стpелки динамометpа является показателем максимальной силы мышц кисти. Сделайте эти же опpеделения для левой pуки. 2. Опpеделение мышечной (силовой) выносливости Для опpеделения силовой выносливости уменьшите силу сжатия pучного динамометpа так, чтобы она составляла 1/3 от максимальной. По секундомеpу опpеделите вpемя, в течение котоpого будет удеpживаться такое усилие. Повтоpите опpеделение, уменьшив силу сжатия на 50% от максимальной. Полученные данные запишите в таблицу 1. Таблица 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 150. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |