Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ТЕМА: Физиология системы крови
Цель занятия:выяснить состав, функции и физико-химические свойства крови, функции форменных элементов крови.
Изучаемые вопросы:Состав и количество крови в организме человека. Функции крови: дыхательная, питательная, выделительная (экскреторная), гомеостатическая, регуляторная, терморегуляторная, защитная.
Физико-химические качества крови: плотность, вязкость, осмотическое давление крови, онкотическое давление крови, реакция крови.
Эритроциты. Состав, функция, количество. Группы крови, резус-фактор.
Тромбоциты. Сосудисто-тромбоцитарний и коагуляционный механизмы свертывания крови.
Лейкоциты. Образование лейкоцитов. Общие функции лейкоцитов. Механизм выполнения защитной функции лейкоцитами (фагоцитоз). Классификация лейкоцитов. Функции разных видов лейкоцитов. Физиологический и патологический лейкоцитоз. Лейкопения.
Иммунитет и его виды.
Регуляция системы крови нервным и гуморальным путем.
Учебно-целевые задачи:получить понятие о свойствах крови, ее функциях.
Контрольные вопросы:
1. Каков состав крови?
2. Назовите количественные характеристики составных частей крови.
3. Перечислите и охарактеризуйте функции крови.
4. Перечислите и охарактеризуйте физико-химические качества крови.
5. Функция эритроцитов и как их форма связана с функцией?
6. Гемоглобин, его строение и процесс переноса кислорода.
7. Какие вещества обусловливают группы крови? Что такое резус-фактор?
8. Функция тромбоцитов, их количество и строение.
9. Механизмы свертывания крови.
10. Классификация лейкоцитов, функции разных видов лейкоцитов.
11. Что такое лейкоцитоз и лейкопения?
12. Что такое иммунитет и его разновидности?
13. Как регулируется система крови?
Тесты
1.
| Регуляторная функция крови заключается в:
| А
| переносе гормонов от желез внутренней секреции к органам и тканям;
| В
| регуляции процессом обмена веществ в клетках и тканях;
| С
| способности переносить медиаторы симпатической и парасимпатической нервной системы к органам и тканям.
| 2.
| Осмотическое давление крови – это:
| А
| давление создаваемое солями;
| В
| сила движения воды через мембрану из раствора менее концентрированного в раствор более концентрированный;
| С
| давление создаваемое водой при переходе через мембрану клеток из раствора более концентрированного в раствор менее концентрированный.
| 3.
| Онкотическое давление крови создается:
| A
| крупными молекулами белка;
| B
| содержанием органических веществ;
| C
| содержанием солей.
| 4.
| Гемоглобин – это:
| A
| соединение железа и кислорода;
| B
| соединение железа с гидроксильной группой ОН-;
| C
| соединение белка и железа.
| 5.
| Процесс разрушения эритроцитов называется:
| A
| гемолиз;
| B
| гемопоэз;
| С
| эритроцитоз.
| 6.
| Уменьшение числа эритроцитов называется:
| A
| анемия;
| B
| гемофилия;
| C
| эритропения.
| 7.
| Гемоглобин присоединяет к себе кислород в:
| A
| кровеносном русле;
| B
| легочных капиллярах;
| C
| в капиллярах тканей.
| 8.
| Процесс склеивания эритроцитов называется:
| A
| агглютинация;
| B
| ретракция;
| C
| гемопоэз.
| 9.
| При переливании крови необходимо учитывать:
| A
| возраст, группу крови и функциональное состояние человека;
| B
| группу крови и резус-фактор;
| C
| характер перенесенных заболеваний и группу крови.
| 10.
| Переливать следует только:
| А
| кровь здорового человека;
| В
| от донора к реципиенту;
| С
| идентичной группы и резус-фактора.
| D
| все эти факторы
| 11.
| При повреждении крупных сосудов тромб образуется:
| A
| из белка фибрина;
| B
| из эритроцитов;
| C
| из белков агглютиногенов.
| 12.
| Заболевание, при котором снижается способность крови к свертыванию, называется:
| А
| гемофилия;
| В
| анемия;
| С
| гиперлейкемия.
| 13.
| В сосудах с большим диаметром и высоким кровяным давлением, при свертывании крови действует:
| А
| механизм активного образования тромба;
| В
| коагуляционный механизм;
| С
| сосудисто-тромбоцитарный механизм.
| 14.
| К гранулоцитам относятся:
| A
| нейтрофилы, лимфоциты.
| B
| эозинофилы, базофилы и нейтрофилы.
| C
| лимфоциты и моноциты.
| 15.
| Функция моноцитов:
| A
| участие в образовании неспецифического иммунитета;
| B
| способность фагоцитировать болезнетворные микробы;
| C
| участие в миогенном лейкоцитозе.
| 16.
| Лейкоцитоз может быть:
| A
| физиологический и миогенный;
| B
| эмоциональный и пищевой;
| C
| патологический и физиологический.
| 17.
| Физиологический лейкоцитоз бывает:
| А
| пищевой, миогенный, эмоциональный;
| В
| болевой, физический, пищевой;
| С
| адаптационный, стрессовый, эмоциональный.
| 18.
| Миогенный лейкоцитоз возникает:
| A
| при повреждении мышц;
| B
| при переутомлении;
| C
| при мышечной работе.
| 19.
| Иммунитет – это:
| А
| невосприимчивость организма к заболеваниям;
| В
| способность лейкоцитов к фагоцитозу;
| С
| способность организма переносить инфекционные заболевания.
| 20.
| Органами кроветворения являются:
| А
| кровь, костный мозг, печень, селезенка и лимфатические железы;
| В
| красный костный мозг, печень, селезенка и лимфатические железы;
| С
| печень, костный мозг, селезенка, кровь.
| практическое занятие 9
ТЕМА: Физиология СЕРДЦА
Цель занятия:повторить строение сердца, выяснить основные свойства сердечной мышцы.
Изучаемые вопросы:Строение сердца: предсердие, желудочки, виды клапанов сердца. Основные свойства сердечной мышцы: автоматизм (узлы сердца), возбудимость, проводимость, сократимость. Процесс сокращения сердца: систола и диастола каждого отдела и сердца в целом. Электрокардиограмма, запись и трактовка зубцов. Показатели функционального состояния сердца: минутный, систолический объем крови.
Регуляция деятельности сердца: саморегуляция (гетерометрическая, гомеометрическая), вегетативная нервная регуляция, рефлекторная регуляция, регуляция сердечной деятельности нервным и гуморальным путем.
Учебно-целевые задачи:получить понятие одинамике сокращений сердца, электрокардиограмме, регуляции деятельности сердца.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите из каких частей состоит сердце, какими клапанами они соединяются?
2. Что такое автоматизм сердечной мышцы? Опишите путь прохождения возбуждения по узлам сердца.
3. Возбудимость сердечной мышцы и ее фазы.
4. Опишите динамику сокращения сердца, его фазы.
5. Каким образом регистрируется работа сердца и как расшифровывается запись сердечной деятельности?
6. Какие существуют механизмы регуляции деятельности сердца?
Тесты
1.
| Из скольких камер состоит сердце?
| А
| 2
| В
| 3
| С
| 4
| D
| 5
| 2.
| Как называются камеры сердца?
| А
| предсердия и мешочки
| В
| предсердия и желудочки
| С
| желудочки и мешочки
| D
| желудочки и створки
| 3.
| Куда открываются клапаны из предсердий?
| A
| в желудочки
| B
| аорту
| C
| легочные вены
| D
| легочную артерию
| 4.
| Основные свойства сердечной мышцы
| A
| проводимость, возбудимость
| B
| сократимость, возбудимость, автоматизм
| C
| автоматизм, возбудимость, проводимость, сократимость
| 5.
| С помощью каких образований осуществляется автоматическое сокращение сердца?
| A
| пейсмекеров, синусного узла, волокон Пуркинье, атриовентрикулярного узла, пучка Гиса, ножек пучка Гиса;
| B
| синусного узла, атриовентрикулярного узла, пучка Гиса
| С
| песмекеров, волокон Пуркинье, синусного узла
| 6.
| Уменьшение частоты сердечных сокращений называется:
| A
| гипофункция;
| B
| брадикардия;
| C
| тахикардия
| 7.
| Расслабление сердечной мышцы называется:
| A
| систола;
| B
| экстрасистола;
| C
| диастола.
| 8.
| Электрокардиограмма это –
| A
| графическая регистрация биотоков сердца;
| B
| колебания сердечной деятельности;
| C
| стандартные отведения.
| 9.
| Сколько колебаний (зубцов) характерно для типичной ЭКГ?
| A
| 3
| B
| 4
| C
| 5
| D
| 6
| 10.
| Зубец Р отражает:
| А
| сокращение желудочков;
| В
| расслабление предсердий;
| С
| сокращение предсердий;
| D
| расслабление желудочков.
| 11.
| Интервал R – R отражает :
| A
| состояние покоя всей сердечной мышцы;
| B
| время движения возбуждения от предсердий к желудочкам;
| C
| отражает длительность сердечного цикла;
| D
| отражает возбуждение предсердий.
| 12.
| Что такое минутный объем крови?
| А
| количество крови, выбрасываемой желудочком сердца в минуту;
| В
| количество крови, выбрасываемой предсердиями за один выброс;
| С
| количество крови, выбрасываемой аортой и легочной артерией за минуту.
| 13.
| Рефлекторная регуляция сердца осуществляется с помощью рецепторов:
| А
| хеморецепторов, барорецепторов;
| В
| барорецепторов, терморецепторов, хеморецепторов;
| С
| терморецепторов, фонорецепторов, механорецепторов.
| 14.
| Наибольшее значение в рефлекторной регуляции имеют рефлексогенные зоны:
| A
| в синусах сонных артерий, в артериолах, в венулах;
| B
| в дуге аорты, в синусах сонных артерий, в стенках полых вен и правого предсердия;
| C
| в дуге аорты, в артериолах, в артериях;
| 15.
| Высшим отделом, регулирующим деятельность сердца является:
| A
| вегетативная нервная система;
| B
| кора головного мозга;
| C
| парасимпатическая нервная система;
| D
| симпатическая нервная система.
|
практическое занятие 10
|