Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ТЕМА: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ
КАФЕДРА БИОМЕХАНИКИ И СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Методические рекомендации к практическим занятиям
Донецк - 2014
ББК 28.903 я 73
УДК 612 (075)
Д 30
Деминская Л.А. Физиология человека: метод. реком. к практ. занятиям / сост. Л.А. Деминская, И.Г.Партас; ДГИЗФВиС. - Донецк: ДГИЗФВиС, 2014. - 66 с.
Методические рекомендации к проведению практических занятий по курсу «Физиология человека», предназначены для студентов, обучающихся по направлениям: «Здоровье человека», «Физическое воспитание» и «Спорт». Методические рекомендации к практическим занятиям предлагаются ко всем темам курса: центральная нервная система, вегетативная нервная система, сенсорные системы; высшая нервная деятельность, физиология мышечной ткани, сердечная деятельность, система кровообращения, дыхательная система, система пищеварения, система выделения, обмен веществ и энергии.
ББК 28.903 я 73
УДК 612 (075)
Д 30
Составитель: к.пед.н., доцент Л.А. Деминская
преподаватель И.Г.Партас
Рецензенты: к.б.н., доцент В.Н.Повх
Методические рекомендации утверждены на:
заседании кафедры БСМ
Протокол № от
заседании научно-методического совета ДГИЗФВиС
протокол № от
заседании Ученого совета ДГИЗФВиС
протокол № от
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………….
| 4
| практическое занятие 1. Тема: Клетка. Общая физиология возбудиМых тканей
|
5
| практическое занятие 2. ТЕМА: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
|
7
| практическое занятие 3. ТЕМА: ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
|
11
| практическое занятие 4. ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
16
| практическое занятие 5. ТЕМА: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
| 22
| практическое занятие 6. ТЕМА: ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
|
26
| практическое занятие 7. ТЕМА: ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
| 31
| практическое занятие 8. ТЕМА: Физиология системы крови
|
34
| практическое занятие 9. ТЕМА: Физиология СЕРДЦА
| 38
| практическое занятие 10. ТЕМА: СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
|
40
| практическое занятие 11. ТЕМА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
|
45
| практическое занятие 12. ТЕМА: МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
| 50
| практическое занятие 13. ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
|
54
| практическое занятие 14. ТЕМА: Физиология системы выделения
|
58
| практическое занятие 15. ТЕМА: Обмен веществ и энергии
|
61
| Рекомендованная литература
| 65
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физиология человека является основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов невозможно правильно оценить функциональное состояние организма человека, его работоспособность в различных условиях деятельности и обитания. Знание физиологических механизмов регуляции функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после мышечной нагрузки.
Раскрывая основные механизмы, которые обеспечивают жизнедеятельность целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений в работе различных органов и систем.
Физиология – экспериментальная наука и ее изучение сопровождается практическими работами, которые подтверждают теоретические знания. Выполнение практических работ позволит приобрести студентам навыки в постановке и проведении экспериментов.
Практические занятия проводятся в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физиология человека». В помощь студентам при подготовке к практическим занятиям подготовлены данные методические рекомендации, в которых отражены тема и цель занятия, вопросы для теоретического ознакомления с темой и вопросы для контрольного опроса. Для самопроверки и самокоррекции изученного материала к каждому практическому занятию приведены тестовые задания с правильным ответом.
практическое занятие 1
Тема: Клетка. Общая физиология возбудиМых тканей
Цель занятия:рассмотреть общее строение клетки живого организма, мембранный потенциал покоя и действия.
Изучаемые вопросы:Строение животной клетки, основные органоиды, их функции. Особенности строения мембраны. Связь формы животной клетки с функциями, которые она выполняет.
Мембранный потенциал покоя клетки. Распределение ионов химических элементов на поверхности мембраны и внутри, величина мембранного потенциала покоя.
Мембранный потенциал действия клетки. Состояние возбуждения клетки после действия раздражителя – процессы деполяризации, рефрактерность (абсолютная та относительная), реполяризация. Пороговый, подпороговый и надпороговый раздражители. Функция и действие натрий-калиевого насоса. Источник энергии в клетке.
Учебно-целевые задачи: изучить принципы возникновения и прекращения возбуждения в животной клетке.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности строения животной клетки?
2. Каковы формы животной клетки и ее зависимость от функции ткани, к которой она принадлежит?
3. Свойства животной клетки.
4. Каковы составляющие мембранного потенциала покоя?
5. Мембранный потенциал действия животной клетки и его обеспеченность энергией.
6. Каковы этапы перехода клетки от состояния покоя до состояния возбуждения?
Тесты
1.
| Способность клетки реагировать на различные раздражения -это:
| А
| возбудимость;
| В
| адаптация;
| С
| рефрактерность.
| 2.
| В состоянии покоя клетки поры ее мембраны открыты для:
| А
| ионов натрия;
| В
| ионов калия;
| С
| ионов хлора.
| 3.
| В состоянии покоя клетки внутренняя поверхность ее мембраны заряжена:
| А
| нейтрально;
| В
| положительно;
| С
| отрицательно.
| 4.
| Для поддержания определенной величины мембранного потенциала покоя включается механизм:
| А
| кальций – натриевый насос;
| В
| натрий - калиевый насос;
| С
| натрий - кальциевый насос.
| 5.
| Работа данного механизма заключается в том, что:
| А
| ионы калия – перемещаются в клетку, а ионы натрия из клетки;
| В
| ионы кальция выводятся из клетки, а ионы натрия нагнетаются в клетку;
| С
| ионы натрия перемещаются в клетку, а ионы калия выводятся из клетки.
| 6.
| Требуется ли энергия для работы насоса?
| А
| да;
| В
| нет.
| 7.
| При раздражении клетки поры ее мембраны открываются для ионов:
| А
| натрия;
| В
| хлора;
| С
| калия.
| 8.
| Сила раздражителя, необходимая для того, чтобы вызвать состояние возбуждения в клетке, называется:
| А
| хронаксия;
| В
| реобаза;
| С
| рефрактерность.
| 9.
| В состоянии относительной рефрактерности, клетка ответит возбуждением на:
| А
| пороговое раздражение;
| В
| надпороговое раздражение;
| С
| подпороговое раздражение.
| 10.
| При абсолютной рефрактерности, клетка отвечает возбуждением на:
| А
| в этом состоянии клетка не отвечает возбуждением на раздражение;
| В
| пороговое раздражение;
| С
| подпороговое раздражение.
| практическое занятие 2
ТЕМА: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Цель занятия:рассмотреть строение центральной нервной системы, нейрона, синапса, рефлекторной дуги, свойств нервных центров, видов торможения в центральной нервной системе, функции отделов центральной нервной системы (ЦНС).
Изучаемые вопросы:Общее строение ЦНС. Структурная единица ЦНС – нейрон, его строение. Виды нейронов в зависимости от функции, которую он выполняет. Строение синапса, нейромедиаторы.
Рефлекс, его виды в зависимости от среды раздражителя; биологического значения для организма; отделов мозга, в котором формируется ответ на раздражение; характер реакции-ответа. Состав рефлекторной дуги, путь возбуждения от раздражителя до реакции-ответа.
Нервный центр и его свойства: одностороннее проведение возбуждения, замедленное проведение возбуждения, суммация возбуждения в нервных центрах, трансформация ритма возбуждения, усталость нервного центра, тонус нервного центра. Торможение в центральной нервной системе: досинаптическое, постсинаптическое, постсинаптическое обратное торможение. Закономерности координации ЦНС: иррадиация, концентрация, реципрокные отношения, общий конечный путь, принцип обратной связи, доминанта.
Спинной мозг, его строение, функции. Головной мозг, его отделы, функции каждого отдела: продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, варолиев мост, промежуточный мозг, базальные ганглии, ретикулярная формация, лимбическая система, кора больших полушарий.
Учебно-целевые задачи:изучить строение и функционирование разных отделов ЦНС
Контрольные вопросы:
1. Каково общее строение ЦНС и ее функции?
2. Каково строение нейрона и виды его отростков.
3. Какие существуют виды нейронов?
4. Каково строение синапса.
5. Рефлекс, его виды.
6. Рефлекторная дуга, ее состав.
7. Что такое нервный центр и каковы его свойства?
8. Какие бывают виды торможения в ЦНС?
9. В чем выражается координирующая роль ЦНС?
10. Строение и функции спинного мозга.
11. Функции продолговатого мозга, среднего мозга, мозжечка, варолиевого моста, промежуточного мозга, базальных ганглиев, ретикулярной формации, лимбической системы, коры больших полушарий.
Тесты
1.
| Отростки нервной клетки называются:
| А
| аксон и дендрит;
| В
| нейроны;
| С
| миелиновые волокна.
| 2.
| Основные функции нейрона:
| А
| рецепторная, интегративная, эффекторная;
| В
| иннервировать клетки тканей;
| С
| передавать нервные импульсы в головной мозг.
| 3.
| Виды нейронов:
| А
| афферентные, миелиновые, эфферентные;
| В
| чувствительные, двигательные и вставочные;
| С
| звездчатые, пирамидные и мотонейроны.
| 4.
| Синапс – это:
| А
| окончание аксона;
| В
| место передачи торможения от одной клетки к другой;
| С
| место контакта двух клеток (одна из которых обязательно нейрон).
| 5.
| Синапс образован из:
| А
| пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны;
| В
| пузырьков с медиатором и синаптического расширения;
| С
| аксона и той клетки, которую он иннервирует.
| 6.
| Нейромедиатор это:
| А
| химическое вещество, изменяющее углеводородный обмен в клетке, прилегающей к синапсу
| В
| химическое вещество, вызывающее возбуждение или торможение клетки, прилегающей к синапсу
| С
| фермент, вызывающий изменение в метаболизме клетки, прилегающей к синапсу
| 7.
| Тормозными нейромедиаторами являются:
| А
| гамма - аминомаслянная кислота и глицин;
| В
| ацетилхолин и норадреналин;
| С
| ацетилхолин и глицин.
| 8.
| Нейромедиаторы, вызывающие возбуждение это:
| А
| гамма - аминомаслянная кислота и глицин;
| В
| ацетилхолин, адреналин и норадреналин;
| С
| ацетилхолин, адреналин и глицин.
| 9.
| Рефлекс – это:
| А
| ответная реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, протекающая при участии ЦНС;
| В
| совокупность нервных клеток, необходимых для ответной реакции;
| С
| реакция организма на раздражения, поступающие только из внешней среды.
| 10.
| Состав рефлекторной дуги:
| А
| мотонейрон, мышечная клетка, спинной мозг;
| В
| афферентные нейроны, вставочные нейроны, эфферентные нейроны;
| С
| рецепторы, афферентные нейроны, вставочные нейроны, эфферентные нейроны, исполнительный орган.
| 11.
| Нервный центр – это:
| А
| участки в отделах головного мозга, управляющие определенными
функциями;
| В
| совокупность нейронов, расположенных в одном участке головного или спинного мозга;
| С
| совокупность нервных клеток, обеспечивающих выполнение какой-либо строго определенной функции.
| 12.
| Проявление суммации:
| А
| к одному мотонейрону поступают импульсы от многих рецепторов;
| В
| 3 или более подпороговых импульсов, суммируясь, воздействуют на один нервный центр.
| С
| возникшее возбуждение распространяется по центральной нервной системе.
| 13.
| Первичное торможение может быть:
| А
| синаптическое, синаптическое возвратное, синаптическое прямое;
| В
| пресинаптическое, постсинаптическое прямое, постсинаптическое возвратное;
| С
| избирательное, генерализированное, иррадиирующее.
| 14.
| Возвратное торможение – это:
| А
| торможение с участием мотонейрона и тормозной клетки Реншоу;
| В
| торможение возникающее при переутомлении;
| С
| торможение, возвращающееся в управляемый им нервный центр.
| 15.
| При генерализованной иррадиации:
| А
| в деятельность вовлекается большее количество мышц, чем нужно для выполнения определенной реакции, что нарушает выполнение движения;
| В
| возбуждаются мотонейроны, вызывая сокращение мышц;
| С
| нервные импульсы проходят по строго определенным путям, вовлекая в реакцию лишь те мышцы, которые необходимы для осуществления конкретного движения.
| 16.
| Мотонейроны расположены в:
| А
| передних рогах серого вещества;
| В
| в задних рогах серого вещества;
| С
| в передних столбах.
| 17.
| Чем образовано серое вещество спинного мозга?
| А
| аксонами;
| В
| телами нейронов и аксонами;
| С
| телами нейронов.
| 18.
| Функции спинного мозга:
| А
| осуществляет проводниковую функцию;
| В
| регулирует рефлекторные реакции, вегетативные функции, проводниковую функцию;
| С
| регулирует вегетативные функции, двигательные функции, углеводный и жировой обмен.
| 19.
| Спинной мозг контролирует следующие вегетативные функции:
| А
| сердечной деятельности, состояния сосудов, дыхательной системы, пищеварительной системы, потоотделения и половые функции;
| В
| сосудодвигательный, сердечный и дыхательный;
| С
| сердечной деятельности, состояния сосудов, дыхательной системы, потоотделения, мочевыделения, дефекации и половые функции.
| 20.
| Головной мозг имеет отделы:
| А
| продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, варолиев мост, промежуточный мозг, базальные ганглии, ретикулярная формация, лимбическая система, кора больших полушарий;
| В
| продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг, четверохолмие, черную субстанцию, зрительные бугры, кора больших полушарий;
| С
| четверохолмие, черную субстанцию, красные ядра, зрительные бугры, подбугровую область, надбугровую область, забугровую область, кора больших полушарий.
| 21.
| В продолговатом мозге находятся следующие вегетативные центры:
| А
| сердечно – сосудистый, центр терморегуляция, регуляции слюноотделения и пищеварения;
| В
| сердечно – сосудистый, дыхательный, потоотделение, пищеварительный, регуляции обмена веществ, выполнение защитных функций;
| С
| сердечный, дыхательный, углеводного и водного обмена, температуры тела.
| 22.
| Черная субстанция выполняет следующие функции:
| А
| осуществляет ориентировочный рефлекс;
| В
| является главным вегетативным центром;
| С
| рефлекторно координирует жевание и глотание, согласовывает глотательные движения с дыхательными движениями, управляет точным движение пальцев рук.
| 23.
| Функции мозжечка:
| А
| координация движений, регуляция мышечных сокращений, участие в регуляции сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы и терморегуляции;
| В
| управление координацией движений, точным движением рук;
| С
| регуляция мышечных сокращений и координацией движений;
| 24.
| Функции гипоталамуса:
| А
| регуляция осмотического давления, регуляция сердечно – сосудистой деятельностью, смена сна и бодрствования регуляция аппетитом и эмоциональным состоянием;
| В
| регуляция давления крови, силы и частоты сердечных сокращений, водного баланса, углеводного и жирового обмена, аппетита, температуры тела, эмоционального состояния, чередования сна и бодрствования;
| С
| управление частотой сердечных сокращений, артериальным давлением крови, процессом обучения и памяти.
| 25.
| Кора больших полушарий выполняет следующие функции:
| А
| управляет всеми системами организма, осуществляет координацию их функций;
| В
| обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой, регулирует работу систем организма, накапливает в себе полученную в процессе жизни информацию;
| С
| регулирует деятельность нижележащих отделов головного мозга.
| практическое занятие 3
|