Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

X. Направления и механизмы обновления содержания и технологий




Ценностные и целевые ориентиры обновления

Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. В результате воспитания, самовоспитания и влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т.е. его социализация. На сегодняшний день на ребенка влияют активно микро-, мезо-, макро- факторы. Не только воспитание сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой.

Целевая установка социально-педагогической направленности состоит в том, чтобы в каждом растущем человеке воспитать гуманистические ценности и идеалы и активное отношение к его собственной жизни, что требует не только умственного развития детей, не только развития их креативности, умений само-стоятельно мыслить и расширять свои знания, но и развития системы отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности

Описание направлений обновления содержания и технологий

-научно-методическое (методическое обеспечение разработки содержания социально-педагогической направленности и путей ее организации);

- организационно-методическое (повышение квалификации и переподготовка кадров, обмен опытом и проведение конкурсов стимулирующих профессиональное развитие);

- управленческо-организационное (координация работы структурных региональных подразделений по созданию открытого образовательного пространства и по взаимодействию направленному на решение поставленных задач).

- финансово-экономическое (выделение средств бюджета на поддержку основных программ социально-педагогической направленности, на создание отдельных территорий развивающей среды обучения, на подготовку и повышение квалификации педагогов)

- материально- технические (создание современных площадок для проведения различных социальных практик детей и внедрения инновационных технологий по развитиюготовности к самореализации детей в системе социальных отношений). 

Средства развития программного обновления дополнительного образования детей:

- активизация «просветительской» работы среди педагогов, усиление пропаганды конкурсов образовательных авторских программ на всех уровнях (учреждений, районов, регионов);

- повышение уровня готовности педагогов дополнительного образования к педагогическому проектированию через систему повышения их квалификации;

- усиление внимание ученых и педагогов-практиков к проблеме обновления содержания дополнительного образования детей;

- создание современных оснащенных центров социально-педагогической направленности для детей.

Содержание и технологии социально-педагогической деятельности должны быть направлены на:

- индивидуальную помощь в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

- поддержку обучающихся в психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности;

- усвоение прав ребенком и взаимоотношений в обществе;

- практическую заботу о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;

- последовательное развитие социальной, личностной и профессиональной компетентности учащихся;

- организацию разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);

- обеспечение и поддержку успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;

- обеспечение готовности ребёнка к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе;

- помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на трудную жизненную ситуацию, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей;

- реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.

Основные направления совершенствования педагогических средств

подготовки кадров для сферы дополнительного образования

Можно определить основные направления совершенствования педагогических средств:

1). Создание условий для успешной самостоятельной и практической работы учащихся на учебных занятиях и во внеучебное время:

· возможность добровольного выбора доступных для обучающихся видов форм самостоятельной работы;

· организация дистанционного обучения;

· подготовка соответствующего учебно-методического, информационного и научно-методического обеспечения;

· организация тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности учащихся.

2). Стимулирование развития субъектности обучающихся при организации образовательного процесса, что означает:

· поэтапную передачу функций преподавателя обучающимся;

· изменение роли обучающегося от участника деятельности до организатора деятельности других;

· изменение позиции от обучаемого к обучающему;

· переход от репродуктивной работы к созидательной, творческой деятельности.

3). Увеличение доли проблемных методов обучения и воспитания учащихся, то есть:

· включение в учебную деятельность проблемных ситуаций, задач, обучение принятию решений;

· использование проблемных и бинарных методов обучения;

· проведение дискуссий, дебатов, обсуждений по актуальным жизненным проблемам.

4). Более активное использование средств, развивающих творческие способности обучающихся:

· проведение деловых и организационно-деятельностных игр;

· организация педагогических мастерских, имеющих важное значение для ценностного самоопределения учащихся и выработки им целей деятельности, а также процесса освоения элементов деятельности;

· проведение конкурсов, соревнований как в учебном процессе, так и при организации воспитательной работы;

· подготовка и проведение творческих встреч с интересными людьми;

· организация коллективных творческих дел;

· организация студий, творческих объединений.

5). Расширение проектной и исследовательской деятельности обучающихся:

· выполнений комплексных социальных проектов;

· участие в конкурсах проектов разного уровня;

· проведение микроисследований в рамках изучения конкретных проблем;

· приобщение обучающихся к изданию и распространению результатов проведенных исследований и реализуемых проектов.

6). Использование средств, развивающих личностные характеристики, Я - концепции, формирующих умения, необходимые для жизни в обществе:

· психологический тренинг;

· анализ ситуаций, в которых обучающийся испытывает трудности;

· самоанализ личных достижений и проблем в период самостоятельной работы;

· социальные пробы и др.

7). Применение рефлексивно-аналитических и деятельностных средств оценивания достижений учащихся:

· портфолио;

· карты личностного роста;

· презентация проектов;

· решение поставленных задач.

Важным элементом реализации всех перечисленных, а также более традиционных средств должна стать рефлексия образовательного процесса.

Кроме того, необходима принципиальная переориентация образовательного процесса к индивидуальной образовательной деятельности (индивидуальные учебные планы, персонифицированные программы подготовки).

Механизмы (условия) обновления

Под механизмом обновления общеобразовательных программ социально-педагогической направленности необходимо рассматривать регулируемый процесс целенаправленных дополнений и изменений, вносимых в данные программы по следующим причинам:

- изменения требований нормативно-правовых актов и инструктивных документов;

- низкий спрос среди обучающихся и их родителей (законных представителей);

- неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг (качеством образования) «внешними заказчиками» родителями и «внутренними заказчиками» работодателями;

- неэффективность разработанной программы, по результатам мониторинга (низкая степень достижения планируемых результатов образовательной программы);

- появление и разработка новых социально-педагогических технологий в образовании.

Механизмом обновления общеобразовательных программ может стать межведомственная и межуровневая система взаимодействия, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем. Направления взаимодействия закрепляются нормативными правовыми актами.

В качестве направлений организации сетевой реализации образовательных программ социально-педагогической направленности могут быть определены:

- формирование эффективной сети организаций дополнительного образования детей по реализации программ, обеспечивающих интеграцию ресурсов школ, организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, негосударственного сектора;

- реализация образовательных проектов и проектов сетевого взаимодействия, способствующих популяризации и развитию социально-педагогической направленности в образовательных учреждениях субъекта и нацеленных на создание эффективных зон реализации социальных проектов и полезной занятости подростков в сфере «человек – человек»;

- формирование территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов реализующих программы социально-педагогической направленности, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей;

- разработка механизма взаимодействия различных организаций с образовательными учреждениями в части реализации отдельных мероприятий и

программ дополнительного образования детей социально-педагогической направленности;

- ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности при реализации образовательных программ социально-педагогической направленности.

- распространение тематических сетевых моделей по организации и реализации социально-педагогической направленности.

На обновление общеобразовательных программ будут также влиять следующие условия:

· конкурентная среда, стимулирующая обновление содержания, повышение уровня профессионального мастерства и качества услуг;

· востребованность на рынке труда специалистов c развитыми метапредметными компетенциями (компетенции soft skills);

· прогнозы в области развития и изменения метапредметных компетенций (компетенций soft skills) и обеспечение инновационного, опережающего характера их развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...