Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
X. Направления и механизмы обновления содержания и технологий ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Ценностные и целевые ориентиры обновления Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. В результате воспитания, самовоспитания и влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т.е. его социализация. На сегодняшний день на ребенка влияют активно микро-, мезо-, макро- факторы. Не только воспитание сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Целевая установка социально-педагогической направленности состоит в том, чтобы в каждом растущем человеке воспитать гуманистические ценности и идеалы и активное отношение к его собственной жизни, что требует не только умственного развития детей, не только развития их креативности, умений само-стоятельно мыслить и расширять свои знания, но и развития системы отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности Описание направлений обновления содержания и технологий -научно-методическое (методическое обеспечение разработки содержания социально-педагогической направленности и путей ее организации); - организационно-методическое (повышение квалификации и переподготовка кадров, обмен опытом и проведение конкурсов стимулирующих профессиональное развитие); - управленческо-организационное (координация работы структурных региональных подразделений по созданию открытого образовательного пространства и по взаимодействию направленному на решение поставленных задач). - финансово-экономическое (выделение средств бюджета на поддержку основных программ социально-педагогической направленности, на создание отдельных территорий развивающей среды обучения, на подготовку и повышение квалификации педагогов) - материально- технические (создание современных площадок для проведения различных социальных практик детей и внедрения инновационных технологий по развитиюготовности к самореализации детей в системе социальных отношений). Средства развития программного обновления дополнительного образования детей: - активизация «просветительской» работы среди педагогов, усиление пропаганды конкурсов образовательных авторских программ на всех уровнях (учреждений, районов, регионов); - повышение уровня готовности педагогов дополнительного образования к педагогическому проектированию через систему повышения их квалификации; - усиление внимание ученых и педагогов-практиков к проблеме обновления содержания дополнительного образования детей; - создание современных оснащенных центров социально-педагогической направленности для детей. Содержание и технологии социально-педагогической деятельности должны быть направлены на: - индивидуальную помощь в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; - поддержку обучающихся в психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности; - усвоение прав ребенком и взаимоотношений в обществе; - практическую заботу о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде; - последовательное развитие социальной, личностной и профессиональной компетентности учащихся; - организацию разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); - обеспечение и поддержку успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; - обеспечение готовности ребёнка к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе; - помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на трудную жизненную ситуацию, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей; - реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации. Основные направления совершенствования педагогических средств подготовки кадров для сферы дополнительного образования Можно определить основные направления совершенствования педагогических средств: 1). Создание условий для успешной самостоятельной и практической работы учащихся на учебных занятиях и во внеучебное время: · возможность добровольного выбора доступных для обучающихся видов форм самостоятельной работы; · организация дистанционного обучения; · подготовка соответствующего учебно-методического, информационного и научно-методического обеспечения; · организация тьюторского сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. 2). Стимулирование развития субъектности обучающихся при организации образовательного процесса, что означает: · поэтапную передачу функций преподавателя обучающимся; · изменение роли обучающегося от участника деятельности до организатора деятельности других; · изменение позиции от обучаемого к обучающему; · переход от репродуктивной работы к созидательной, творческой деятельности. 3). Увеличение доли проблемных методов обучения и воспитания учащихся, то есть: · включение в учебную деятельность проблемных ситуаций, задач, обучение принятию решений; · использование проблемных и бинарных методов обучения; · проведение дискуссий, дебатов, обсуждений по актуальным жизненным проблемам. 4). Более активное использование средств, развивающих творческие способности обучающихся: · проведение деловых и организационно-деятельностных игр; · организация педагогических мастерских, имеющих важное значение для ценностного самоопределения учащихся и выработки им целей деятельности, а также процесса освоения элементов деятельности; · проведение конкурсов, соревнований как в учебном процессе, так и при организации воспитательной работы; · подготовка и проведение творческих встреч с интересными людьми; · организация коллективных творческих дел; · организация студий, творческих объединений. 5). Расширение проектной и исследовательской деятельности обучающихся: · выполнений комплексных социальных проектов; · участие в конкурсах проектов разного уровня; · проведение микроисследований в рамках изучения конкретных проблем; · приобщение обучающихся к изданию и распространению результатов проведенных исследований и реализуемых проектов. 6). Использование средств, развивающих личностные характеристики, Я - концепции, формирующих умения, необходимые для жизни в обществе: · психологический тренинг; · анализ ситуаций, в которых обучающийся испытывает трудности; · самоанализ личных достижений и проблем в период самостоятельной работы; · социальные пробы и др. 7). Применение рефлексивно-аналитических и деятельностных средств оценивания достижений учащихся: · портфолио; · карты личностного роста; · презентация проектов; · решение поставленных задач. Важным элементом реализации всех перечисленных, а также более традиционных средств должна стать рефлексия образовательного процесса. Кроме того, необходима принципиальная переориентация образовательного процесса к индивидуальной образовательной деятельности (индивидуальные учебные планы, персонифицированные программы подготовки). Механизмы (условия) обновления Под механизмом обновления общеобразовательных программ социально-педагогической направленности необходимо рассматривать регулируемый процесс целенаправленных дополнений и изменений, вносимых в данные программы по следующим причинам: - изменения требований нормативно-правовых актов и инструктивных документов; - низкий спрос среди обучающихся и их родителей (законных представителей); - неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг (качеством образования) «внешними заказчиками» родителями и «внутренними заказчиками» работодателями; - неэффективность разработанной программы, по результатам мониторинга (низкая степень достижения планируемых результатов образовательной программы); - появление и разработка новых социально-педагогических технологий в образовании. Механизмом обновления общеобразовательных программ может стать межведомственная и межуровневая система взаимодействия, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем. Направления взаимодействия закрепляются нормативными правовыми актами. В качестве направлений организации сетевой реализации образовательных программ социально-педагогической направленности могут быть определены: - формирование эффективной сети организаций дополнительного образования детей по реализации программ, обеспечивающих интеграцию ресурсов школ, организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, негосударственного сектора; - реализация образовательных проектов и проектов сетевого взаимодействия, способствующих популяризации и развитию социально-педагогической направленности в образовательных учреждениях субъекта и нацеленных на создание эффективных зон реализации социальных проектов и полезной занятости подростков в сфере «человек – человек»; - формирование территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов реализующих программы социально-педагогической направленности, включающих государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням) и дополнительного образования детей; - разработка механизма взаимодействия различных организаций с образовательными учреждениями в части реализации отдельных мероприятий и программ дополнительного образования детей социально-педагогической направленности; - ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности при реализации образовательных программ социально-педагогической направленности. - распространение тематических сетевых моделей по организации и реализации социально-педагогической направленности. На обновление общеобразовательных программ будут также влиять следующие условия: · конкурентная среда, стимулирующая обновление содержания, повышение уровня профессионального мастерства и качества услуг; · востребованность на рынке труда специалистов c развитыми метапредметными компетенциями (компетенции soft skills); · прогнозы в области развития и изменения метапредметных компетенций (компетенций soft skills) и обеспечение инновационного, опережающего характера их развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |