Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Актуальное состояние содержания и технологий направленности и перспективы их обновления 




КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

I. Общие положения

II. Назначение (задачи и функции) Концепции.

Механизмы реализации Концепции

Направленность (профиль) образования рассматривается как ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

II. Актуальное состояние содержания и технологий направленности и перспективы их обновления 

Задачи направленности в контексте развития страны, государственной образовательной политики.

Функции программ направленности в содержании дополнительного образования детей.

Современное состояние и проблемы направленности.

Перспективные задачи и направления обновления содержания и технологий направленности.

В конце XIX – начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических сообществ. В это же время появился термин «внешкольная работа». Целевой функцией первых  внешкольных учреждений было воспитание социальной грамотности и социальной активности детей. Это проявлялась в деятельности С.Т. Шацкого, создавшего такие организации как «Дневной клуб для приходящих детей» (1905 г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.).

В 20-30-е годы XX века внешкольная деятельность в принципе сохраняет и развивает формы, существовавшие до 1917 г. Внешкольная деятельность решает задачу социализации личности, наряду с задачами идеологического воспитания подрастающего поколения и предупреждения детской безнадзорности, через различные виды творческой деятельности, освоение современных форм досуга, формирование детской самодеятельности. В это же время идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал А. С. Макаренко. Содержание внешкольной работы обогащается делами пионерской и комсомольской организации как неотъемлемых частей воспитания личности социалистического государства. При этом все создаваемые внешкольные учреждения обладали большим социально-педагогическим потенциалом.

О.Е. Лебедев отмечает, что в 40-50-е гг. XX века, система внешкольных учреждений характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы осуществляется политизация внешкольных учреждений, как и всего общества в целом.

Несмотря на то, что социально-педагогический компонент присутствовал во всех клубах, объединениях и кружках, появляются те формы внешкольной работы основой которых является развитие социального творчества детей, формирование у них лидерских качеств. Внешкольные учреждения становятся центром развития детского самоуправления, патриотического воспитания детей, организации общественно-политической практики.

В пятидесятых годах при домах пионеров и школьников стали создаваться первые комсомольские штабы старшеклассников, призванные координировать работу школьных комсомольских организаций и инициировать различные мероприятия для старшеклассников. Часто эти штабы перерастали в клубы активистов, главной ценностью которых было общение старшеклассников. 

Особое значение для развития социально-педагогического направления имеет возникновение в 1959 году по инициативе И.П. Иванова методики коллективного творческого дела, в которой зародились основы коммунарской методики «Коммуна Юных Фрунзенцев» (КЮФ). Эта методика была положена в основу воспитательной деятельности Всероссийского лагеря «Орленок» и получила распространение по всему Советскому союзу. Это период когда актуализировалось социально-педагогическая направленность и стал распространяться полученный опыт по всей стране.

В эти же годы в Курской области рождается методика подготовки лидеров школьных комсомольских организаций. В 1961 году в Курской области был создан лагерь “Комсорг”. С первых дней своего существования в этом лагере по-новому были сформулированы задачи работы со школьниками. Прежде всего, это подготовка лидеров к организаторской работе в школе. Одновременно лагерь превращается в творческую лабораторию по поиску новых эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников. Автор теории психологии развития организаторских способностей Л.И. Уманский пытался создать в лагере уникальную атмосферу сотрудничества и стимулирования активности всех участников лагерных сборов.

На основе опыта работы курского лагеря “Комсорг” во многих областях и республиках Советского Союза стали возникать подобные лагеря. В 1976 году опираясь на опыт «Комсорга» в Курской области учениками Л.И. Уманского был создан лагерь комсомольского актива учащихся профтехучилищ «Товарищ». Продолжая традиции этих лагерей во многих регионах России учреждения дополнительного образования создают различные объединения школьников. Целью лагерей является развитие у детей социальной активности.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью воспитательного пространства и реализующих воспитательные функции, явились 70-80-е годы. Именно в этот период определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, они координировали работу в социальном пространстве школы, района, города.

Следующий период (1989-1990 гг.) характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. В рамках исследования процесса становления дополнительного образования имеют важное значение выводы исследователей об изменении функций внешкольного образования, сложившихся в период трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

Закон РФ «ОБ образовании» 1992 г. обозначил один тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.

Анализируя процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования:

- отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиций;

- реализация функции предупреждения детской безнадзорности в современных условиях не соответствует социальным потребностям, т.к. учреждениядополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми;

- значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности;

- ведущей стала образовательная функция;

- функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подходк определению путей их осуществления.

При реорганизации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей наряду с традиционными функциями (досуга, учебно-воспитательной, методической др.) они приобретают новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются:

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса;

- оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью;

- профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.

Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.

В перспективе социально-педагогическое направление должно способствовать повышению уровня социальной компетентности детей, организации системы социальных практик. При этом реализовать задачу оказание помощи в адекватном выборе профессии, а также выборе форм проявления адекватной социальной активности детей.

Экономические преобразования в стране и изменившийся характер функционирования институтов социализации, с возрастающими требованиями к ним обеспечивать жизненное, профессиональное, личностное самоопределение, конкурентоспособность, мобильность в условиях многообразия мнений и укладов жизни, ценностных ориентации. Воспитание личности, готовой к жизни при таком стечении обстоятельств, специалистами также связывается с наличием и степенью выраженности у нее социальной компетентности. В современной Российской системе образования задачи социального воспитания выступают в качестве одних из приоритетных. Это предполагает формирование у подрастающего поколения социальную ответственность, умение работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми. Все это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам воспитания компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения учащихся на разных возрастных этапах.

В «Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 года» одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности ставится формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности. Развитие воспитания в системе образования по данному направлению предполагает:

- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

- снижение уровня негативных социальных явлений;    

- создания условий для саморазвития ребенка как субъекта социальных отношений.

В приказе Министерства образования и науки РФ от29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» отмечается, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.

Решение этих задач осуществляется всеми образовательными организациями. При этом организации дополнительного образования имеют достаточно большой потенциал развития социальных способностей. Реализация этого потенциала во многом зависит от организационного и методического сопровождения, которое позволяет оказывать помощь педагогам в определении стратегии и тактики социального воспитания, в выборе адекватных средств решения задачи развития социальных способностей детей. Так в концепции развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) подчеркивается, что актуальной становится такая система образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Наряду с тем, что все направления дополнительного образования решают задачу формирования социальной компетентности детей, особое место в решение этой задачи занимает социально-педагогическое направление. Целевой функцией этого направления дополнительного образование является развитие социальной компетентности и социальной одаренности детей.

В процессе реализации этой функции происходит не только формирование конкретных знаний и умений, которые необходимы каждому человеку для успешной жизни, но и формирование специальных способностей, которые позволяют детям проявлять социальную активность, быстро и адекватно адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, реализовывать свой лидерский потенциал, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Очень важно, что социально-педагогическое направление дополнительного образования позволяет ребенку выйти за рамки среды образовательной организации и реализовать себя в социуме, на основе разнообразных социальных практик, приобретая новый социальный опыт в детско-взрослых сообществах.

Для развития социально-педагогической направленности дополнительного образования должны быть реализовываться следующиезадачи:

1. Разработаны методики определения эффективности реализации задач социально педагогической направленности дополнительного образования в образовательных организациях;

2. Созданы картотеки опыта, отражающего реализацию новых образовательных стратегий и подходов, передовых практик социально-педагогической направленности на федеральном и региональном уровнях;

3. Обеспечена деятельность образовательных и научных организаций дополнительного образования детей научно – методическим и информационным сопровождением по реализации социально-педагогических программ;

4. Созданы условия для профессионального развития педагогов, реализующих программы социально-педагогической направленности дополнительного образования детей и по сопровождению внедрения профессионального стандарта.

5. Осуществлено сетевое взаимодействие организаций ДОД социально-педагогической направленности между собой и с другими образовательными организациями, с социальными и социально-педагогическими службами по обеспечению совместной деятельности по реализации федеральных и региональных программ и проектов;

6. Расширено поле социальных практик детей, обучающихся по программам социально-педагогической направленности;

Основная цель,реализуемая в рамках социально-педагогического направления дополнительного образования детейэто формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности. 

Основные задачи социально-педагогической направленности,накоторые непосредственно направлена деятельность педагога:

- формирование социальной компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире);

- развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству);

- создание условий для личностного и профессионального самоопределения(ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

Социальная компетентность— это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор, решать поставленные задачи.

Социальная компетентность заключается и в том, что человек, реализуя множество социальных ролей, выступает как участник политических процессов, владеет элементарными политическими знаниями; являясь субъектом права и объектом правового воздействия, должен иметь правовые знания; являясь членом общества, он предстает носителем общечеловеческих ценностей и норм; являясь членом семьи, он должен знать, как живет семья. Реализация социальных ролей предполагает осознанность деятельности и готовность нести ответственность за свой выбор.

Задача формирования социальной компетентности предполагает приобретение знаний о социальной действительности, о способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми.

В качестве основных направлений решения этой задачи можно выделить следующие:

· формирование у молодых людей базовых правовых, политических, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;

· знакомство с возможными вариантами социального выбора;

· формирование прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения.

Каждой из перечисленных выше задач соответствуют доминирующие функции программ направленности, реализация которых в большей степени способствует ее решению.

Первая задача — формирование социальной компетентности— осуществляется через социальное обучение,содействия в преодолении трудностей социализации. Функциями, которые обеспечивают решение первой задачи, будут следующие:

- актуализация социальных проблем,которая предполагает комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем.

- когнитивная функция,которая предполагает усвоение молодыми людьми достаточной информации для принятия решений в процессе своих отношений с людьми.

- проективная функция предполагает разработку проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций и экзистенциального выбора каждого человека.

Вторая задача - развитие социальных способностей и одаренности реализуется через следующие функции:

- коммуникативная -овладение совокупностью знаний, эмоций и поведенческим опытом, который позволяет устанавливать, поддерживать и развивать эффективные контакты с другими людьми в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия;

- аналитико-прогностическая -способность к установлению и структурированию отношений между элементами информации, построению целостного и дифференцированного образа проблемной ситуации и на этой основе прогнозирование развития явления, создание образа будущего в виде проекта, модели, плана будущего, гипотезы и т.п.;

- организаторская -формирование готовности к решению организаторских задач, на основе знаний правил организаторской работы, умений обеспечить включенность членов организуемой группы в принятие и реализацию управленческих решений, сформированной способности к рефлексии организаторской деятельности.

Социальные способности это свойства личности, определяющие успешность овладения различными видами социальной деятельности, которые приобретаются в процессе ее развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Позволяют человеку устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, это понятие охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одарённость проявляется в сфере социальных взаимодействий и реализуется в достижении успеха в сфере деятельности типа «человек-человек». Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности: социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Три основных группы качеств, отражают сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству.

Социальный интеллект, как компонент социальной одаренности определяется, как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации. Социально одаренный человек способен не только предсказывать поведение других, правильно анализируя происходящее, но и предвидеть изменения в ситуациях, делать адекватные выводы из анализа происходящего вокруг него.

Вторым важнейшим компонентом социальной одаренности является социальная активность, которая определяется, как реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Проявление социальной одаренности отражается в социальной мотивации и реализации поставленных целей, направленных на изменение окружающей социальной среды.

Третьим компонентом является готовность к социальному творчеству, которое характеризуется социально полезной деятельностью человека по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной.Под готовностью к социальному творчеству мы понимаем такой уровень личностного развития, при котором человек осознает потребность и способность решать социально значимые проблемы.

Развитие социальной одаренности в условиях дополнительного образования формируется тогда, создаются условия для самореализации детей в выбранной ими социальной роли.

Лидерство есть одно из проявлений социальной одаренности. Создание условий для реализации лидерского потенциала предполагает:

· организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

· оптимизацию стиля взаимоотношений между педагогами, детьми и их лидерами;

· создание в учреждении дополнительного образования сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.

Третья задача - создание условий для личностного и профессионального самоопределения(ориентации детей на группу профессий «человек – человек»),то есть для выбора личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей в жизни, предполагающего включение личности в эту систему социальных отношений. Решение указанной задачи зависит от реализации следующих функций:

- проживания имитируемой жизненной ситуации- создание условий для проживания человеком имитируемых субъектом социально-педагогической деятельности типичных жизненных ситуаций.

- рефлексивная,которая предполагает стимулирование самооценки решения человеком социальной проблемы и своего проживания в реальной или имитируемой ситуации.

- нравственной экспертизы как формирование готовности к оценке социальной действительности на основе интериоризированных нравственных норм.

Представители профессий с ориентацией на группу профессий «человек – человек» умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), выразительные свойства внешности и одежды. Особенности познавательной деятельности во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека, иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания, жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело

Функции выделены основные и могут реализовываться при решении других задач. Например, для развития социальных способностей и одаренности также используется проективная функция.

 

Современное состояние и проблемы направленности.

Определение специфики и содержания понятия социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры данной направленности в настоящее время является актуальной задачей, поскольку, таким образом, оказывается возможным выделить и зафиксировать ее специфику как особого вида дополнительного образования. В основе определения предмета ее деятельности лежит тот или иной подход.

Стоя на разных подходах к социально-педагогической направленности нет единого понимания организации ее деятельности, нет организации объединяющей все многообразие направлений деятельности данной направленности на федеральном и региональном уровнях. Существует множество организаций осуществляющих те или иные аспекты социально-педагогической деятельности. Но нет общего видения состояния и результатов данной деятельности. Отсутствие критериев, по которым можно определить социально-педагогическую направленность, а также размытость результатов, которые достигаются по итогам освоения программ данной направленности не дают выработать четкие финансовые механизмы обеспечения данной сферы.

Поэтому остро встает вопрос о необходимости выделения инфраструктуры социально-педагогической направленности, обобщения и систематизации опыта деятельности организаций данной направленности и выделения ее ключевых приоритетных направлений в работе и критериев оценки.

Перспективные задачи и направления обновления содержания и технологий направленности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...