Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

V. Ступени освоения программ направленности




Ступени освоения программ:

- ознакомительная;

- базовая;

- углубленная.

Ознакомительная ступень предполагает:

- формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

- мотивацию личности к познанию, творчеству, труду [Концепция развития дополнительного образования детей].

Базовая ступень направлена на:

- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию [Концепция развития дополнительного образования детей];

- обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].

Углубленная ступень обеспечивает:

- условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей];

- повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития дополнительного образования детей].

 

 

Ступень Линия «Мотивация»
Ознакомительная Мотивация к систематическим занятиям данным видом деятельности, изучению области знаний.
Базовая Устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности. Индивидуальный (персональный, персонализированный) образовательный план в рамках выбранной программы.
Углубленная Мотивация к получению профессионального образования, соответствующего профилю программы (деятельности, области знания). Планы профессионального образования.

 

Ступени Направление деятельности Ознакомительная ступень Базовая ступень Углубленная ступень

Социально-правовое

· фрагментарные представления о правовых нормах социальных отношений; · преобладающая эмоциональная составляющая интереса к правовым знаниям; · участие в имитационных формах правовой деятельности · знания о способах решения наиболее распространённых правовых проблем; · преобладающая когнитивная составляющая интереса к правовым знаниям; · умения разрешать типичные правовые проблемы · Углублённое представление о профессиональной деятельности специалиста правовой сферы; · Сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к профессиональной правой деятельности; · реальное участие в реализации проектов социально-правой направленности.
Социокультурное · фрагментарные представления о культуре своего этноса, культуры народов страны; · преобладающая эмоциональная составляющая интереса к изучению культуры; · участие в различных формах представления культурных традиций. · знания об основных компонентах культуры своего народа и мировой культуры · преобладающая когнитивная составляющая интереса к выбранным направлениям культурной деятельности; · Разработка социокультурных проектов. · Углублённое представление об изучаемом направлении социокультурной профессиональной деятельности; · Сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к участию в социокультурной деятельности; · реальное участие в реализации проектов социокультурной направленности.
Социально-коммуникативное · фрагментарные представления о нормах общения с другими людьми; · преобладающая эмоциональная составляющая интереса к коммуникативной деятельности · участие в имитационных формах коммуникаций и организаторской деятельности · знания о способах общения и правилах влияния на других людей · преобладающая когнитивная составляющая интереса к коммуникативной деятельности; · участие в реальных формах межличностных коммуникаций. · Углублённое представление о профессиональной организаторской деятельности ; · Сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к организаторской деятельности; · реальное участие в решении социальнозначимых организаторских задач.
         

 

Программы социально-педагогической направленности должны быть направлены на формирование у учащихся компетенций, обозначенных в задачах.

VII. Оценка качества реализации программ направленности, результатов их

Освоения

Основные формы (способы) оценки качества, субъекты оценки, способы (процедуры) оценки/выявления/демонстрации результатов освоения.

В деятельности ДОД отсутствует государственный стандарт на образование, но в каждой дополнительной образовательной программе прогнозируется свой стандарт ее освоения. Он отражен, во-первых, в целях программы, а также в содержании, методах и формах организации образовательной деятельности, ожидаемых результатах. В то же время основу ДОД составляет социальный заказ потребителей - детей, родителей, государства, социума.

Таким образом, носителями уровня качества ДОД являются заказчики (дети, родители, государство, социум) и исполнители (педагогические работники ДОД). Задача управления в этом случае - максимально согласовать запросы потребителей и деятельность исполнителей. При этом можно сказать, что деятельность в системе ДОД будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребности заказчиков посредством полной и качественной реализации заявленных дополнительных образовательных программ.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы его организации, система обеспечения деятельности. Таким образом, качество дополнительного образования детей (как и образования, вообще) можно рассматривать с позиции двух понятий:

-  качество процесса;

-  качество результата.

Качество процесса также можно рассмотреть через следующие понятия:

-  качество целей - они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков;

-  качество содержания - будет качественным, если оно соответствует целям, современным требованиям к дополнительному образованию;

-  качество технологий (методов) организации— должно обеспечивать соответствие результатов целям, содержанию, современным требованиям;

-  качество обеспечения (методического, материально - технического, психологического т. д.) — достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т. д.

Качество результата можно рассматривать как продукт процесса. Результат без процесса невозможен, поэтому можно сказать, что результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимое обеспечение.

Таким образом, оценивание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и/или запросами потребителей. Отслеживание соответствия целей запросам потребителей, а содержания, форм организации и обеспечения деятельности- целям поможет нам понять причины, по которым произошло отклонение результата от намеченной цели.

Таким образом, можно сказать, что в процессе оценки качества ДОД необходимо отслеживать следующие позиции:

-  соответствие целей ДОД запросам потребителей;

-  соответствие содержания ДОД целям;

-  соответствие методов и форм организации ДОД целям и содержанию;

-  соответствие системы обеспечения ДОД целям, содержанию, методам и формам организации;

-  соответствие результата ДОД поставленным целям.

Результат чаще всего рассматривается как итог, ради которого осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями.

Результат дополнительного образования ребенка можно определить как степень изменения его личности. Он будет складываться из комплекса образовательных и социально - педагогических результатов ДОД.

Современный анализ ДОД позволяет выявить следующие образовательные результаты ребенка: результаты обучения, воспитания и развития.

Результатом обучения можно считать разный уровень знаний, умений и навыков, которые дети приобрели в процессе освоения той или иной предметной области. Другими словами, этот результат можно признать как уровень освоения детьми дополнительной образовательной программы по профилю деятельности. Кроме того, в понимании результата обучения для нас важны и такие его уровни, как способность применять эти знания на практике, сформированность у детей устойчивого интереса к профилю деятельности, стабильность достижений учащихся и уровень качества детского продукта, степень ориентированности детей на выбор конкретной профессии и другие результаты.

Результатом воспитания можно считать разный уровень сформированное у ребенка личностного отношения к тому, что он осваивает в процессе обучения. Здесь речь может идти, например, об овладении им общечеловеческими ценностями и принятии их, определенном уровне его нравственной деятельно­сти и поведения, степени гуманного отношения к людям, уровне участия в преобразовании действительности, реализации личностно-значимых целей, степени устойчивости к вредным привычкам и других результатах.

Результатом развития можно считать разный уровень развития сущностных сфер личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы. В характеристику этого уровня результата может войти уровень развития качества ума (познавательных процессов, мыслительных навыков, умения учиться и т. п.), мотивов труда и учения, чувств, эмоций и самооценки, волевых устремлений ребенка, а также разный уровень развития его специальных, профессиональных, творческих способностей.

В дополнительном образовании детей особое место занимает процесс допрофессионалъной и начальной профессиональной подготовки, который в контексте социализации и социального становления ребенка может иметь разный уровень результата. На уровне допрофессиональной подготовки результатом можно считать появление у ребенка профессионального интереса и его профессиональное самоопределение. На уровне начальной про­фессиональной подготовки можно увидеть, например, такой результат, как адаптация ребенка к избранной профессии, знания, умения и навыки по профессии, а также степень решения социальных и финансовых проблем ребенка через участие в детской производственной деятельности.

Социально-педагогические функции ДОД могут выступать как самостоятельные социально-педагогические программы (оздоровления, социальной защиты, коррекции, реабилитации и др.). Но чаще всего они являются составной частью образовательной программы и призваны обогатить образовательный процесс.

Результат реализации культурно-досуговой функции ДОД так же многообразен, как и сама эта деятельность. Здесь можно выделить такие уровни результата, как удовлетворение потребностей и интересов детей, формирование их ценностных ориентаций, освоение системы социальных ролей, развитие личности ребенка через общение и др.

Результат социальной защиты, помощи и поддержки детей можно рассматривать на двух уровнях. Первый уровень, субъективный, предполагает осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности. Второй уровень, объективный, указывает на степень решения реальных социальных проблем детей (и педагогов), уменьшение количества детей, нуждающихся в защите.

Результат социальной адаптации детей средствами ДОД также можно рассматривать на двух уровнях. Первый характеризует степень психологической удовлетворенности ребенка средой образовательного объединения или учреждения в целом, а также такими ее важными элементами, как условия, содержание и организация деятельности, ее вознаграждение и т. д. Второй уровень результата определяется степенью социального статуса ребенка в этой среде.

Социально-педагогический результат ДОД на уровне ребенка может рассматриваться также и как степень его информированности, ориентированности в жизненных ситуациях, коррекции его поведения, физического состояния, расширения круга его делового и дружеского общения.

Перечислить все результаты ДОД на уровне ребенка практически невозможно, так как в основе дополнительного образования лежит заказ конкретного ребенка. В идеальном варианте результатов должно быть столько, сколько хочет и может получить главный заказчик - ребенок. Специфика личностно - ориентированного дополнительного образования требует от образовательного процесса многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. В этом смысле важна, во-первых, комплексность (или интеграция) результата как органическое сочетание результатов реализации разных функций с учетом факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязи образовательных областей и т. д. Вторым важным условием является вариа­тивность результата, то есть разработка различных его вариантов, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей. Этот принцип наиболее значим для разновозрастного, переменного состава образовательных объединений ДОД.

Главным результатом организации личностно - ориентированного дополнительного образования может стать создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках учреждения дополнительного образования детей или образовательного пространства, в котором живет и развивается ребенок.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...