Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим?




Драма (греч drama - действие) - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, его содержание раскрывается через игру актеров. Драма показывает человека в напряженный момент жизни, раскрывает характер через действия, поступки, движение ее души.

В драматическом произведении - небольшое количество событий и действующих лиц, как правило, - одна сюжетная линия, но когда есть побочные, то они развиты слабо и подчинены главной.

Виды драмы: комедия (Н.В. Гоголь «Ревизор»); трагедия («Роме́о и Джулье́тта» Уильяма Шекспира); драма.

Особенности драматического произведения:

1. Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.

2. Пьеса делится на части, действия, акты.

3.В основе драматического произведения лежит конфликт.

4. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.

Основоположником современной трагедии по праву считается великий английский драматург Уильям Шекспир. В основе его трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» лежат острейшие конфликты. Персонажи Шекспира — это уже не герои мифов, а реальные люди, борющиеся с реальными, а не мифическими силами и обстоятельствами. Стремясь к максимальной правдивости и полноте воспроизведения жизни, Шекспир развил все лучшие стороны античной трагедии, в то же время, освободив этот жанр от тех условностей, которые в его эпоху утратили свое значение (мифологический сюжет, соблюдение правила «трех единств»). Персонажи трагедий Шекспира поражают своей жизненной убедительностью. Трагизм Шекспира охватывает все стороны реальной действительности. Личность героя его трагедий открыта, не определена до конца, способна на изменения.

Билет № 17

1. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

А.С.Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе крестьянской войны 1773-1775 годов выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтические предания и легенды, Пушкин отметил, что народ относится к Пугачеву с любовью, называет его “красным солнышком”, отцом “, заступником угнетенных, защитником бедных. Великий А.С.Пушкин с большой симпатией и глубоким сочувствием относится к Пугачеву. Ему удалось создать правдивый исторический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный.

Дворяне в повести представлены прежде всего образом Петра Гринева, для которого Пугачев-враг, преступник, “злодей”. Однако обстоятельства сближают этих людей. Гринев видит ум, благородство, мужество “разбойника”, его глубокую человечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья.

Для капитана Миронова, его подчиненных, его жены Пугачев-”вор” и “самозванец”. Предательству они предпочли смерть.

Таким образом, одни герои повести относятся к Пугачеву как к заступнику угнетенного народа, другие - как к человеку жестокому и беспощадному.

2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов XIX века (А.С. Пушкин, Ф.Ф.Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков)

Пейзажная лирика занимает достойное место в литературе 19 века. А.А.Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Он нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует в стихотворении “Первый ландыш”, которое было написано после загородной прогулки. Символом весны для поэта является первый ландыш. Этот нежный цветок поэт сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в своих чувствах.

Ф.И.Тютчев написал свое стихотворение “Осенний вечер”, когда находился за границей. В это время он ощущал одиночество, тоску по родине. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта грустные воспоминания. Стихотворение наполнено философским смыслом. Осень ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек уже не может похвастаться свежестью лица. Тем больше он восхищается красотой природы.

Стихи А. П. Майкова легкие, непосредственные. Поэт проводит параллель между человеком и окружающим его миром. Стихотворение “Поле зыблется цветами” представляет небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. А.Н.Майков в обычной картине увидел нечто возвышенное и божественное и передал читателю ощущение счастья.

Стихотворение А.С. Пушкина “Цветы последние милей…” нежное и немного грустное. Осень для поэта -любимое время года. В этом стихотворении он тоже пишет об осени, побуждает нас к грустным мечтаниям. Так иногда мгновения расставания “живее сладкого свиданья”. В этих нескольких строчках есть эпитеты, сравнения, олицетворения.

3.Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Объясните, как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?

На мне печать свою тюрьма
Оставила... Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия...
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок...

              

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я - и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык...
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно - и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» означает восприятие юношей своей прошлой жизни в монастыре. Конечно, он не был в тюрьме в буквальном смысле этого слова, да и монастырь, скорее всего, не отличался особой строгостью, но там за него принимались решения, там негде было проявить себя сильному энергичному духу. Монастырь, таким образом, действительно был тюрьмой для его молодых сил и жажды жизни.
Мцыри печалит, что умирать ему приходится вдалеке от родной земли, и надеется лишь на то, что, умирая, он получит возможность ещё раз поглядеть на снежные пики Кавказа. Он просит похоронить его на этом месте, тогда его душа успокоится и уйдёт на небо, никого не проклиная. Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри хочет объяснить огромную разницу между полноценной жизнью с ее опасностями и превратностями, и заранее заданным, закрытым от внешних воздействий существованием в монастыре. Он называет монастырь тюрьмой, потому что удалиться от мира можно только тогда, когда исчерпал его для себя, — для Мцыри же мир неведом и кажется безграничным.





























































Билет № 18

1. Раскройте понятие «тема лирического произведения». В чем особенность раскрытия темы родины в стихотворении А. А. Блока «Россия»?

Тема – это предмет изображения в художественном произведении; то, о чем идет речь. Поскольку это лирическое произведение, то в нем говорится о мыслях, чувствах и переживаниях лирического героя, которые были вызваны какими-либо явлениями жизни. Александр Блок жил во времена, когда происходили крупные исторические перемены. Эти перемены коснулись его родины – России. Интерес к истории Блок проявил еще с детства. После революции в творчестве Блока вырисовывается тема двух Россий: России официальной, самодержавной, бюрократической, и России народной.

Россия для Блока – это, прежде всего, родина, а родина для поэта - «родное существо». Поэт не может представить свою судьбу в отрыве от судьбы России. Об этом Блок говорит в стихотворении «Россия» в1908 году. Уже в первой строфе образ родной страны предстает перед лирическим героем в постоянном движении:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

 У читателя возникает образ русской тройки. В образе тройки, едущей по бездорожью, поэт видит свою любимую страну. Образ России создан с помощью художественных средств: эпитетов («стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «серые избы») и сравнений («как в годы золотые», «как слезы любви»). Поэт обеспокоен тем, что Россия – нищая страна. Это вызывает у лирического героя щемящее чувство любви к несчастной родине с «прекрасными чертами». Мотив дороги указывает на то, что Россия меняется. Поэт выражает надежду на прекрасное будущее страны: «Не пропадешь, не сгинешь ты…» Последние строки стихотворения убеждают нас в том, что поэт – настоящий патриот, который тревожится о судьбе страны и верит, что

       И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка

Образ родины сливается с образом прекрасной женщины из народа. А значит, Россия не пропадет, не сгинет, выстоит.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...