Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль художественной детали в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».




Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только сам предмет, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление. «Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала") Художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части). Улыбка полковника – благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа. В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос.

В своем произведении Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста, человека, неравнодушного к окружающим, человека с высокими нравственными идеалами.

3.В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

 

История – это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складываются из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, уже ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории. Проходит время, мы взрослеем, в далёкое прошлое уходят воспоминания, покидают земной мир наши близкие, и лишь на фотографиях остаётся всё так, как это было много лет назад. Но не только они способны запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека, а если этот человек ещё и писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В.П.Астафьева – это своеобразный портрет довоенной эпохи, деревенской жизни, созданный средствами искусства.

 

Билет № 13

1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», - сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Основную можно проиллюстрировать цитатой: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

Основные проблемы:
- чинопочитание;

- взяточничество;

 - морально-нравственное обнищание.

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь типичной России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

 

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт и определяет основное содержание пьесы.

2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

 Главной ценностью человеческой жизни для Пушкина была дружба. Он сам был наделен не только поэтическим даром, но и замечательным даром дружбы. Особое место в пушкинской «дружеской» лирике занимают два стихотворения, вдохновленные стремлением поэта поддержать товарищей в час тяжких испытаний. В стихотворении «Во глубине сибирских руд» поэт выражает не только утешение и сочувствие, но и твердую уверенность в правоте дела декабристов и в конечной победе их идеи.

«Храните гордое терпенье». Как ясно выражена в этом коротком слове мысль о достоинстве революционера, о его действительно гордом презрении ко всем преследованиям царских палачей!

«Не пропадет ваш скорбный труд /И дум высокое стремленье». Труд- это великая цель – грядущее освобождение России.

«Бодрое веселье» – это деятельность революционера, полная сил, твердости, уверенности в будущем. Поэт надеется, что придет желанная пора: «Любовь и дружество до вас / Дойдут сквозь мрачные затворы».

В словах А. С. Пушкина звучит гордость за своих решитель­ных и непокоренных товарищей, уверенность в святости их на­чинаний. Поэт верит, что мечты декабристов обязательно испол­нятся.

Особенного подъема и силы стихи достигают в заключительной строфе, где поэт выражает пылкую и страстную уверенность в том, что Родина будет свободной: «Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут – и свобода / Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут!»


Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И.Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...