Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В чем проявились самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и актуальных проблем. Центральная тема рассказа – любовь. На примере истории Веры и Николая Алмазовых автор показывает, каким должно быть настоящее чувство. Николай Алмазов попадает в неприятную ситуацию: успешное окончание учебы в Академии генерального штаба находится под угрозой. Мужчина случайно посадил пятно на экзаменационной работе и решил замаскировать его под кусты. На экзамене он обманул профессора, сказав, что растительность на обозначенном участке земли действительно есть. Но как оказалось, старый немец был хорошо знаком с местностью, показанной на плане. Преподаватель предлагает поручику следующим утром поехать и проверить, кто из них прав. В расстроенных чувствах Николай возвращается домой. Его встречает любящая и заботливая жена – Верочка. Узнав о проблеме мужа, женщина придумывает план: раз уж в том месте нет кустов, надо посадить. Вера с легкостью превращает свою идею в жизнь, избавляя мужа от неприятностей. История показывает читателю, как ведут себя по-настоящему любящие люди в тяжелых жизненных ситуациях. Они поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь. Для таких людей нет ничего невозможного. С любой напастью они могут справиться сообща. В чем кроется счастье? Ответ на этот вопрос – вторая по значимости тема произведения. У каждого найдется свой ответ. Для одних это работа, новые знания и открытия. Для других – жизнь в свое удовольствие. Для третьих – возможность развиваться и путешествовать. А для Верочки Алмазовой счастье – быть со своим мужем. Самоотверженно любить его. Делать все ради благополучия своей семьи. Вера «поддерживает мужа и не дает ему падать духом». Для слабого духом Николая она незаменима. Женщина помогает ему не сдаваться в тяжелых ситуациях. Она для него надежда и опора. И Верочка счастлива оттого, что может быть полезной для своего мужа. Ей радостно видеть, как он справляется с неприятностями, как достигает поставленных целей. Вера отдает всю себя Николаю, а в ответ получает любовь и безграничную благодарность. А что еще нужно женщине для счастья? Рассказ А. Куприна не только дает ответы на вечные философские вопросы, но и учит читателя никогда не сдаваться, верить в лучшее. Оказавшись в проблемной ситуации, человек часто бездействует, ведь он полагает, что выхода нет. Так и Николай Алмазов, попав в неприятности, лишь жалеет себя, но не пытается что-либо изменить. Поведение Верочки в сложном, казалось бы, безвыходном положении разительно отличает ее от мужа. Она не паникует, не опускает руки. Женщина верит в то, что существует решение проблемы, и она его находит. «Безвыходных ситуаций не бывает, – говорит нам рассказчик, – надо лишь не сидеть на месте». Казалось бы, «Куст сирени» – легкий для понимания рассказ. Автор не поднимает серьезные темы, не говорит о вопросах нравственности. Однако произведение заставляет читателя задуматься о том, что такое любовь и счастье. Дарит веру в лучшее и мотивирует изменить себя к лучшему. Верочка живет ради семьи. Она делает все возможное, ради того, чтобы ее муж мог спокойно достигать своих целей. Его счастье и благополучие – смысл жизни женщины. Вера помогает ему всеми возможными способами: служит «его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Поддерживает его, дает советы, при необходимости подбадривает. Неприятности мужа девушка воспринимает, как свои. Но она не сдается, не опускает руки, старается найти выход. И это вдохновляет Николая, возвращает веру в то, что еще не все потеряно. Верочка ставит интересы мужа выше своих. Она готова пожертвовать всем лишь бы ему жилось хорошо. Наблюдая за этим, невольно задумываешься: «А счастлива ли Вера?». В начале рассказа мы видим, как раздраженно реагирует Николай на расспросы жены, о том, что приключилось. Он злится, нервничает. И даже не пытается держать себя в руках, чтобы не обидеть жену своими словами. Читателю начинает казаться, что нежное и трепетное отношение Веры к мужу не находит ответа, что чувства девушки не взаимны и она несчастна. Но ее действия говорят об обратном. Верочку не смущает поведение мужа. Она деликатно продолжает задавать вопросы, утешает его. Истинное отношение прапорщика к жене мы видим в конце произведения. Беда обходит Алмазовых стороной. Радостная пара идет по улице, держась за руки. Мира вокруг для них не существует. В этот момент становится совершенно ясно, что Вера Алмазова все-таки счастлива. Ведь она не только самоотверженно любит своего мужа, но и получает в ответ такое же отношение. Она живет ради Николая, направляет его и поддерживает. И он бесконечно благодарен за это. 3. М.А. Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показывает необычную жизнь вещей: «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, …копируя… дядю, книги дышат…». Объясните, почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой названной вещью?
«Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца…» Чтобы показать необычную жизнь вещей, автор использует олицетворение: он подбирает к названиям предметов глаголы и речевые обороты, которые могут относиться только к живым существам. «Часы шагают, хворают, кашляют»,- часы в то время были только механические, в большом механизме что-то могло поскрипывать («хворают»), мог шуршать маятник, фальшивить кукушка («кашляют»), могла громко щелкать секундная стрелка («шагают»). «Печка мыслит» - печка топилась дровами; могла быть достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело, и создавалось впечатление, что она о чем-то размышляет после подкидывания подходящих «идей» (дров). «Запечатанное письмо подмигивает и рисуется» - письма были рукописные, со своеобразным почерком, который не всегда был понятен. Открываете письмо, а лист напоминает подмигивающий глаз. «Раздвинутые ножницы кричат» - по форме раздвинутые ножницы похожи на кричащий рот. «Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю» – рассказчик имеет ввиду старые приземистые кресла. Они были широкие и могли произвести впечатление усталых толстых дядей. «Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» – книги на полках напоминают многоэтажный дом. Герой перелистывает страницы, и оживают во время чтения перед ним истории. Книги бывают разного объема, разного содержания, и каждая напоминает жильца со своим характером и манерами. . Билет № 22 1. Своеобразие жанра частушек и их исполнения. Народные частушки – небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета. Частушка – поздний жанр по времени своего происхождения. Время создания частушек мы можем определить по лексике (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, которые упоминаются в тексте. Своеобразие народной частушки в том, что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Среди особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), сравнения, эпитеты, уменьшительные суффиксы, повторы. Частушкам присуща своеобразная лексика. Например: 1.Архаизмы – слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (напр., в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»). 2.Диалектизмы – языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности. Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между собой своеобразный диалог. Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т.д. 2.Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Твардовский писал свою поэму в самый разгар войны, когда победа была далека, и ежедневной проблемой была борьба за выживание. Именно поэтому автор создает образ настоящего русского солдата, в котором каждый мог узнать знакомые черты современников. Кто же он, этот герой, не унывающий на войне, сопровождающий трудные жизненные испытания шуткой и смехом? Обычный парень, такой есть всегда в каждой роте, каждом взводе. Особой красотой не отмечен, не высок и не мал, но «герой – героем». На войне ни дня, ни часа без приказа он не живет: есть сигнал вперед – пойдет вперед, а будет приказ умереть – умрет. Он достойно проходит через все тяжелейшие испытания войны. Готов защищать родину перед лицом смертельной опасности. Даже ощущая превосходство противника, солдат вступает в рукопашный бой: «Теркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи». Особенно ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Солдат Тёркин может не только винтовку в руках держать, но и часы починить, сыграть вальс на гармони. А еще может пошутить над ситуацией и над собой. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как ежедневный и тяжкий труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле. А герой, совершающий этот подвиг, – обыкновенный, простой солдат – смелый, упорный, находчивый, бесконечно преданный своей родной земле. Даже когда ранен, не унывает, не боится смерти, не боится врага. Мечтает вернуться на свою смоленскую землю с наградой. «Василий Тёркин» писался для тех, кто был в окопах, кто мог и не дочитать поэму, поэтому у неё и нет конца. А в Теркине солдаты узнавали своих однополчан. Теркин – настоящий русский солдат, сильный русский характер.
3.Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш.Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?
Здесь птицы не поют Здесь птицы не поют, В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Здесь птицы не поют», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Стихотворение «Здесь птицы не поют», ставшее песней, посвящено теме Великой Отечественной войны, а именно: автор, описывая место будущего сражения - Орловско-курскую дугу. Ни птицы, ни деревья не выдерживают того, что может выдержать человек, особенно русский человек, который, сражаясь с фашистами, не щадил себя, отдавая жизнь за Родину. Русские солдаты, как выражается автор, «плечом к плечу» стояли на смерть как бы закопанные в землю. В этом месте деревья не растут, а люди врастают в землю, которая для них является домом. Билет № 23 1. Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение). Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала». 1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность. 2) Контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение. В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны. 2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)? 1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных. 2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку. Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли: Ты – солдат, хотя и млад, Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях :
Поищи-ка, дед, разводку, 3. Процитируйте эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.
«Береги честь смолоду» - эта пословица стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Смысл данного эпиграфа очень сложен и многогранен. Через нравственные испытания проходят все основные герои романа. Не только у защитников Белогорской крепости, у Маши Мироновой, но и у Пугачева и его соратников есть свои представления о чести. Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Честь для молодого офицера является основной ценностью, без которой вся жизнь теряет свой смысл. Не случайно родители Петра Гринева так болезненно восприняли позор своего сына, на которого пало подозрение в соучастии с бунтовщиками. Нет ничего страшнее для дворянина, чем оказаться предателем. Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека. Понятие о чести и долге должно быть у каждого человека.
Билет № 24
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |