Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение «Письмо ясихвжа»




Напишите несколько писем, выбрав возможные адресаты из следующего списка, обсудите тексты пи­сем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой не­порядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

6. Девочке (13 лет), которая очень красива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчи­ком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

Яршпщ» нщш и ктт нти тшттт тцшцтт_____

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Вопросы к зачету

1. Какому виду психологической помощи принадле­жит такое рефлексивное переживание психолога:

— Наконец-то я понял, что он от меня хочет.

— Боже, ничего не понимаю...

— От этого человека все можно ожидать.

— Мы еще посмотрим, кто—кого...

— Да, а еще говорил, что он нормальный человек.

2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:

— Что это он пытается сказать?

— Надо проверить, правильно ли я поняла...

— Такое в моей практике уже встречалось...

— И он меня еще учит жить.

— Что же он от меня хочет...

— Как же его остановить?

— Неужели я ему еще не надоела?

3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиен­ту следующие слова:

— Вы мне об этом уже говорили.

— Достаточно, я уже поняла, что вы хотели ска­зать.

— Естественно, по-другому это и понять невоз­можно.

— Что вы, что вы, я знаю, что говорю.

4. Кто из участников консультирования:

— может и должен сопротивляться давлению дру­гого,

— может и должен прояснять свою точку зрения до конца,

— может и должен слушать другого человека,


 — может и должен сдерживать свои чувства,

— может и должен учитывать чувства других лю­дей,

— может и должен сориентироваться на измене­ние ситуации.

5. Какое из рефлексивных переживаний принадле­жит психологу, а какое — интервьюируемому:

— Когда же лечить начнут?

— Кажется, понимаю, о чем идет речь!

— Что это она заставляет меня повторять эти ис­тины?

— Когда же она закончит ходить по кругу?

— Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!

6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента:

— Раз в жизни выговорился!

— Знал бы я...

— Психология — вредная вещь.

— Это не для меня.

— Что-то я, кажется, ничего не понял!

— Я-то все понял, все понял, а вот она...

— Что я наговорил?

— Всю душу вымотала!

Приложение к практикуму

Как им пользоваться

В приложении представлены два относительно са­мостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, бес­порядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».

Общая идея, которая объединяет эти тексты, со­стоит в том, что все они позволяют человеку, работаю­щему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.

Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.

Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов являет­ся способ опосредованного представления качеств пси­хической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полило­га, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психичес­кой реальности. Напомним, что эти свойства позволяют


 как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.

Предлагаемые читателю тексты приложения и вы­полняют эту роль — в предметной (текстовой и графи­ческой) форме выделяют разные параметры в тополо­гии субъективного.

Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.

«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок».Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многознач­ности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафик­сировать для участников взаимодействия наличие не­скольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по прави­лам, соответствующим свойствам предмета взаимодей­ствия, ввести понятие ответственности, а также обсуж­дать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов.

Одновременно через работу в категории сказки мож­но показать человеку (на содержании его индивидуаль­ной истории) возможные, в том числе и возможные аль­тернативные, пути движения в логике его событий.

Фактически этот текст можно использовать на эта­пе выработки альтернативных решений с целью рас­ширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодей­ствия. Текст может читаться индивидуально или обсуж­даться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тек­сту вызвать у них переживание многозначности ка­честв психической реальности через появление в сказ­ке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.

Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психичес­кой реальности у человека есть возможность посмот-

Др|ищвдк «мхи,itciipm» « ирин

реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психо­логического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры орга­низации психической реальности.

«Со мною вот что происходит» — этот текст пред­ставляет собой рефлексивные монологи людей, пере­живающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезап­но (для себя) обнаруживает их присутствие и амбива­лентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случай­ные или вредные качества.

В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирую­щих динамичность (логику, в первую очередь) собы­тий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкрет­ного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризис­ные периоды их развития).

Применение этих текстов в практике психологичес­кого консультирования показало, что они дают возмож­ность приблизиться к решению важнейшей задачи пси­хологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психичес­кой реальности.

И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок

Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интерес­нее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.

глава1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК:

Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось.


 Трудно было представить себе, что когда-то лошад­ки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было.

Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?

Зачем надо было тратить силы и время на то, что­бы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...

Танцующие лошадки — это так красиво, это похо­же на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.

Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошади­ный. Как в сказке...

Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молод­цам урок.

Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, лю­дям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возмож­ностей. Вместе с человеком они преодолели свое не­умение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее.

Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.

Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.

Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее чи­таешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.

Но самое главное волшебство сказки раскрывает­ся тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.

Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то

Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин

попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или ба­бушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.

Тебе хотелось бы опередить события и скорее уз­нать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страни­цы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со ска­зителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.

глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК...

Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя кар­ту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои пра­вила волшебства, свой порядок.

Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до кон­ца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хоро­шо кончается. Сказки не бывают грустными.

Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе не­много расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отноше­ние к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понима­ем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начи­нает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали пра­вила.


 Цнтт » цтцщ

Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n » шрщп





Карта сказки

1. Предписание или запрет 11. Победа героя

2. Нарушение предписания 12. Возвращение героя

3. Вредительство 13. Прибытие домой

4. Отъезд героя 14. Ложный герой

5. Задача 15. Трудные испытания

6. Встреча с дарителем     16. Беда исчезает

7. Волшебные дары 17. Узнавание героя

8. Появление героя  18. Ложного герояизобличают

9. Появление злодея 19. Наказание злодея или запрет

10. Борьба героя и злодея 20. Свадьба

Через этот свой поступок герой обнаруживает свою собственную жизнь, ему приходится думать над ее устройством и переустройством, ведь ему стало плохо — произошло вредительство, которое наруши­ло течение его привычной, устроенной и понятной жизни. Ему приходится менять место своего житель­ства, менять весь распорядок своей жизни — отъез­жать.

Отъезд дает герою шанс построить свою жизнь как бы заново, найти свои новые возможности, уточнить свои жизненные задачи. Происходит это при встрече с другим человеком, в сказке — это даритель, который приносит волшебные дары. Дары — это такие предме­ты, которые помогают герою лучше узнать себя, свои возможности. Это новое знание позволяет ему иначе понять себя, как бы увеличить свои силы для устрой­ства жизни.

Герою силы очень нужны, ведь его ждет появле­ние злодея — того, кто хочет отнять у него все: силу, удачу, красоту, здоровье, дом, любимого человека. Вот и начинается борьба героя и злодея.

В этой борьбе каждый из них показывает все свои качества. Конечно, герой проявляет себя с лучшей стороны, и борьба заканчивается его победой.

Герой-победитель возвращается в свой дом. Как бы начинает свою жизнь заново, но дом за время от­сутствия изменился, в нем появились другие люди, ложный герой среди них. Этот ложный герой, как тень, как второе Я героя, он внешне похож на него, а на самом деле по своим качествам совсем не такой, как герой.

Приходится пройти через трудные испытания, чтобы все люди, да и сам герой, снова узнали истин­ные качества друг друга. Когда это случается, беда исчезает, все заново узнают друг друга, герой сказки начинает занимать то место, которое он должен зани­мать по своим качествам и умениям.

Ложного героя изобличают, злодея наказывают — жизнь становится настоящей, в ней все принимает тот вид, который можно назвать жизненным порядком. И все начинает стремиться к лучшему, это лучшее бы­вает в человеческой жизни только там, где есть любовь, где люди понимают друг друга — так в сказку прихо­дит свадьба. Вместе со свадьбой надежда, вера и лю­бовь как главные свойства человека, которые помога­ют ему в устройстве и переустройстве жизни.

Слушатель сказки и ее рассказчик — сказитель, оба понимают, что все должно закончиться хорошо. Скази­тель смеется над трудностями героя и одновременно сочувствует ему, слушатель замирает от страха за судь­бу героя, но одновременно уверен в его возможностях.

У слушателя сказки появляется шанс прожить вместе с героем как бы две жизни: жизнь героя и свою собственную. Это — главное волшебство сказки.

Сказитель своим отношением к герою, своим со­чувствием ему помогает понять слушателю, что герой сказки справится со своей жизненной задачей. Скази­тель интонацией поддерживает в слушателе веру в хороший конец сказки. А слушатель, следя напряжен­но за событиями, понимает, чувствует, что его не пута­ют, не стращают, а наоборот, подбадривают, дают но­вые силы, дают уверенность в себе, в своих мыслях, в своих чувствах.

Да, в сказке все происходит понарошку, все как бы не на самом деле, а человек, прослушав сказку, изме­няется. Значит, он чему-то научился! Чему?

Сказка научила человека различать то, что происхо­дит на самом деле и то, что человек сам придумал. Она как бы сказала ему, — да ты и сам это слышал от сказ­ки: «Не бойся, выдумывай, пробуй свои силы, выдумы­вай доброе, а не злое, и тогда у тебя все обязательно получится».

Сказка говорила: «Ты человек, ты можешь созда­вать мир таким, каким захочешь. Если ты будешь знать


 и любить все, что тебя окружает, ты принесешь себе и людям добро и счастье».

Сказка не заставляла, не требовала, не просила, она только намекала, рассчитывая на чуткое ухо...

В сказке надо услышать и понять, что Доброта и Красота живут в самом человеке. Он сам может это в себе открыть и сохранить, а она, сказка, поможет под­держать уверенность в обязательной победе Добра и Красоты. Такой в мире сказки порядок... Такой поря­док в жизни хотела бы сохранить для тебя и для всех людей сказка.

Обижая друг друга, мы говорим иногда: «Не рас­сказывай сказки...» Сказка— вымысел, но не ложь. Сказка — выдумка, но не случайная... Сказка — мечта, сказка — праздник, сказка — идеал, сказка — подарок нам из прошлого, сказка — наш подарок в будущее... Оставляя себя без нее, мы словно остаемся без време­ни, вне времени жизни людей, уже живших на нашей земле.

Попробуй сам сочинить сказку, двигаясь по карте. Думаю, что у тебя получится. Как обычно начинаются сказки: «Жили-были...» Вот тут уже время найти и слушателя для твоей сказки. Пусть их у тебя будет больше...

 

глава 3. подарок ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ПОРЯДОК

Думаешь, что здесь нарисовано? Конечно, выдум­ки. Таких зверей не бывает. Ты и сам это знаешь, пото­му что... А вот теперь продолжи это предложение:

«Я знаю точно, что таких зверей не бывает, потому что...»

Какой ответ у тебя получился? Может быть, один из этих: «...потому что их никто не видел», «...потому что такого вообще не бывает», «...потому что это неправ­да». Но скорее всего, у тебя какой-то свой ответ, я его не смогла угадать, ведь это твой собственный ответ, твоя собственная мысль.

Именно они, твои мысли, помогают тебе понимать то, что происходит на самом деле, и то, что происходит с тобой самим. Они как бы позволяют разделить насто­ящее и выдуманное тобой. Если хочешь, то можно ска­зать и так: разделить быль и сказку.

Человеку надо знать о существовании этого разде­ления, чтобы находить общий язык с другими людьми.

Про ташрщш mw, ienopnn » тщп

Без них — других людей, другого человека — наша собственная жизнь была бы практически невозможна.

Представь, как трудно понимают друг друга люди, если перед ними один и тот же предмет, например, чайное блюдце... Один человек его и видит таким— посудой, которой нужно пользоваться как посудой. А д-рутой увидел в нем озеро и уже населил его русалками, водорослями... Как трудно им будет договориться.

Но на помощь приходит подарок, который есть у всех нас, подарок, которым мы пользуемся ежедневно и часто не замечаем его ценности, — это наш родной язык. С его помощью мы можем привести мир, окру­жающий нас, и наш внутренний мир в порядок.

Как это делается? Называя чайное блюдце именно так; а не иначе, мы отделяем его от столовой тарелки, от супницы, от пиалы, подноса... Если мы сейчас назо­вем одно несуществующее животное АЯ, а другое — ЯА, то тоже отделим их друг от друга и от других пред­метов и явлений, свойств... Только вот надо договорить­ся, хотя бы с самим собой, какое из животных АЯ, а какое — ЯА. Решил уже?

Словами человек выражает известное ему отличие одного предмета от другого. Когда люди узнают что-то новое, они придумывают для этого и новые слова. Сей­час, наверное, слова рефлексия, апперцепция, интер­ференция для тебя ничего не значат, но, когда ты бу­дешь изучать устройство внутреннего мира человека, эти слова наполнятся для тебя содержанием и будут помогать думать о свойствах всех людей и о своих тоже.

Когда дети маленькие, они часто выдумывают свои слова, обозначая ими схожие свойства предметов, ча­сто это бывает очень весело. Даже взрослые люди — ученые, писатели, поэты — не забывают этого, и у них тоже рождаются новые слова, а эти слова начинают употреблять и другие люди.

Называя предмет его именем, мы отличаем его от других и одновременно объединяем со сходными пред­метами. Ваша кошка не мышка, она похожа на всех кошек, но если ей дать ее имя, то оно будет только у нее и, конечно, будет ее главным отличием от всех других кошек. А ты как думаешь?

Назвать вещи своими именами — это трудная за­дача. Чтобы с нею справиться, надо точно знать те свой-


 ства вещей, предметов, которые делают их непохожи­ми на другие вещи, предметы, но одновременно при­дают им одинаковые для всех людей, которые будут пользоваться этими названиями, свойства.

Чем больше человеку известно свойств предмета, тем труднее бывает его, этот предмет, назвать, выде­лить его самые главные свойства, без которых предме­та как будто нет.

Вот этот предмет назвать просто, правда? Это (.) — точка. Да, это точка, если мы так назовем изображение, ограниченное на плоскости пятном черного цвета. Но если мы добавим еще несколько свойств, например, таких: 1) это уменьшенное изображение животного, 2) это одушевленный предмет, 3) это животное... то, до­бавляя еще свойства, можно превратить точку в слона. Если ты будешь это делать, то предупреди художника, слон, наверное, займет больше места в книге, чем точ­ка. Слона можно нарисовать

Но мы-то с тобой знаем, что это один и тот же слон, только мы, т. е. ты, сумел увидеть его точкой, велика­ном и очень маленьким слоником. Чтобы тебя лучше поняли другие, пришлось всем сказать о тех превра­щениях слона, которые ты осуществил в своем уме сам.

Твой порядок, твои правила понимания слона мож­но рассказать другим, т. к. ты сам их понял, сам при­думал и сам выразил в слове.

Слова помогают человеку узнать свойства предме­та, даже не прикасаясь к нему, даже не видя на самом деле этого предмета. Так происходит в сказке. Слуша­ешь ее и не знаешь, какие еще события будут, какими еще себя проявят ее герой и злодей, что они еще при­думают... что о них еще придумает сказочник...

Но сказочник придумывает по правилам сказки, поэтому не страшно следовать за ним. Можно угады­вать, чем все дело кончится, а, как известно, конец всему делу венец.

Не страшно, если можно, хотя бы немного угадать то, что будет. Там, где есть порядок, и он тебе известен, страха нет, ты чувствуешь себя уверенно. У тебя все в порядке, все получается. Это действительно подарок для всех — порядок, или, как еще говорят, гармония. Все на своих местах, никто никому не мешает, все всех и все понимают.

Такое бывает только в сказке, в конце сказки, ког­да зло наказано, а добро торжествует.

Но не успела кончиться одна сказка, приходит вре­мя для другой, все начинается сначала. Кто-то нару­шил порядок, нарушил запрет, и его ждут чудеса и нео­жиданности... Но все вернется на свои места. Каждый человек думает, что он не такой, как все, но через ис­пытания он понимает, что главное в жизни и есть то, чем кончаются все сказки. Ты уже знаешь, что это.

 

 

глава 4. О ТОМ, ПОЧЕМУ СКАЗКИ НЕ СТАРЕЮТ...

Новую сказку придумать очень трудно. Что бы ни придумал, а все уже было... Такое впечатление, что все в жизни людей повторяется и ничего не меняется. Это впечатление возникает еще и потому, что в сказках разных народов мира много похожих сюжетов, много похожих событий.

Этому есть много объяснений. Мне по душе такое:

в жизни каждого человека есть общие для всех людей события — рождение, учение, встреча с Добром и Злом, переживание своей силы и бессилия, встреча с любо­вью, приближение смерти, смерть. Вот об этих-то со­бытиях и говорят сказки, конечно, каждая своим язы­ком. Они напоминают человеку о порядке в его жизни, о гармонии. Сказки как бы показывают человеку, что при всех временных отступлениях от порядка жизни, при собственных усилиях человека, при его воздей­ствии на собственную жизнь она все равно войдет в русло. Победа над хаосом, над разрушением жизни неминуема. Сказка возвращает человеку оптимизм, оберегает этот оптимизм даже в самые трудные вре­мена его жизни. Наверно, поэтому с такой любовью и нежностью смотрят люди на танцующих лошадок — они в них видят и свои возможности в преодолении трудностей. Люди хотят сохранить сказки и ставят па­мятники сказочным героям, рисуют их, лепят, выреза­ют... Придуманная жизнь сказочных героев перепле­тается с настоящей жизнью живых людей. Сказочные герои, утверждая своими победами добро, помогают людям сохранить силы для борьбы со злом.

А зло многолико, у него тысячи и тысячи лиц, ко­торые сливаются в одном лице хаоса, разрушения, беспорядка, бессмысленности, бестолковщины. Зло и


 непонимание, зло и разлад, зло и холод, их много, слов, стоящих рядом с этим словом — зло.

В сказке и в жизни зло похоже тем, что оно по­является в виде добра. Оно как бы добро. Надо, что­бы случилось что-то ужасное — нарушился порядок жизни, чтобы проявилось истинное лицо зла. Зло — это вред, боль, разрушение, ложь, воровство. Все злое, сделанное с целью изменить, разрушить поря­док жизни человека. Боль и зло — они рядом, вместе. Преодолеешь боль, победишь зло. Вот и собирается с силами герой сказки, вот и собирается с силами человек, встретившись со злом. Для борьбы нужны силы.

Где их черпать? Где взять силы для борьбы со злом? Говорят, что в вере, в вере, утверждающей неизбеж­ную победу Добра над Злом. Неизбежную победу! Раз­ве не об этом говорят все старые-старые сказки и все новые-новые сказки? Да и твои сказки тоже?

Встречаясь в жизни с многоликим злом, разруша­ющим злом, разрушающим порядок его жизни, чело­век сопротивляется злу. Весь опыт сопротивления, все победы, которые люди одержали и могут одержать над злом, они сохранили в сказках. Передавая сказку от человека к человеку, — из уст в уста, согревая ее сво­ими интонациями, люди как бы говорили друг другу:

«Не бойся, не бойся, жизнь прекрасна, каждому в ней есть место, надо знать это и искать его; тогда все будет в порядке, и ты поймешь главное для себя и сумеешь навести порядок в своей жизни». К сказке стоит при­слушаться, как ты думаешь?

Со мною вот что происходит...

Эта книжка для детей и взрослых, для совмест­ного чтения и чтения наедине с собой. В ней автор говорит с читателями о кризисных возрастных пе­риодах, которые есть в жизни каждого человека. Текст книги представляет собой письма детей и взрослых друг другу и их письма самому себе. Главная задача автора — способствовать развитию понимания между людьми разных возрастов, между взрослыми и детьми.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...