Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дифференцированный опросник чувств (ДОЧ)




Чье чувство                                         Всего Примечание
Чувство                                                
1 любовь                                                
2. терпение                                                
3. доверие                                                
4. надежда                                                
5, страх                                                
6. одиночество                                                
7.усталость                                                
8. апатия                                                
9. раздражение                                                
10.свобода                                                
11. напряжение                                                
12. опустошенность                                                
13 растерянность                                                
14. восторг                                                

 

15 уверенность                                                
16. вдохновение                                                
17. угнетенность                                                
18 споюйствие                                                
19. смггение                                                
20. раздвоенность                                                

 

Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на се­годняшнее состояние (актуальное) и на потенциальное (желаемое) состояние (см. таблицу на след. странице).

Выраженность чувств может быть оценена по 10-балльной системе: 10 — максимальное выражение, О — минимальное.

Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому ре­шить задачу фиксации чувств другого человека, опре­делить выраженность разных чувств в его окруже­нии — составить своего рода карту эмоционального окружения.

Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью

Работа с модальностью «я могу», по нашему мне­нию, является необычайно важной. Она должна начи­наться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий — это составление списка акту­альных возможностей (CAB). Он строится как продол­жение незаконченных предложений: «Я могу...»

Затем выясняются возможности человека в ана­лизе межличностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа — направление продолже­ния незаконченных предложений через образец зада­ет психолог. Например: «Я могу узнать, когда люди...», «Я могупонять, когда люди...», «Я могуповерить, ког­да люди...», «Я могу разобраться в том, когда чело­век...», «Я могу представить себе, что люди...». Мате­риалом для построения незаконченных предложений служит содержание психологической задачи, которая решается в ходе интервью.


 llpiKTI'miK ЗЩШ И ICilHIt ШИН» ШИШШТООГ» ШСрИИрШШИ

При работе с модальностью «Я хочу» психолог может использовать идентификацию желаний с помо­щью списка желаний и последующего обсуждения их реалистичности.

При работе с идентификацией модальности Я-кон-цепции психолог может прибегать к приемам, описан­ным в виде следующих упражнений:

1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему?

2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи?

Почему?

В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-концепции другого человека, возможность пережи­вать источник этой динамики.

Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее по­тенциальных возможностей можно исследовать с по­мощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обоснования своего воздействия на себя и на другого человека.

Применение этой методики в практике консульти­рования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и пережива­ют воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характерис­тик своего внутреннего мира. Это исходная позиция в применении этой методики и ее интерпретации с точ­ки зрения консультирования взрослых.

Остановимся на ней подробнее.

Исследование Я-концепции как обоснования воздействия на другого человека

Инструкция: Отметьте 10 баллами то суждение, которое в большей степени отвечает вашему мнению, а 0 баллов — за суждение, которое в минимальной сте­пени отвечает вашему мнению, другие варианты отве­тов — 9,8,7,6,5,4,3,2,1, используйте по необходимости выразить свое отношение к суждению.

1. Можно увидеть развитие человека по его поступкам.

2. Развитие человека проявляется в его намерениях, и его желаниях.

3. Развитие человека проявляется в том, что он делает.

4. Развитие человека можно определить по его речи.

5. Развитие человека можно определить по его отноше­нию к другим людям.

6. Только в отношении к себе можно увидеть развитие человека: каким он себя считает — это и говорит о его развитии.

7. Развитие проявляется в успехах человека — чему он на­учился, в сравнении с тем, что когда-то умел.

8. О развитии человека говорит сложность его мыслей.

9. Развитие человека проявляется в его знаниях, эруди­ции.

10. Развитие человека проявляется в его совести.

11. В каждом человеке от рождения заложены способнос­ти, они и проявляются в ходе его жизни.

12. Человека делают человеком обстоятельства его жизни.

13. Человека всегда можно воспитать и сделать из него настоящую личность.

14. Еще никому не удавалось переделать природу челове­ка— он будет таким, каким создан.

15. В каждом человеке есть силы для саморазвития, им не надо мешать.

16. Человек сам может влиять на свое развитие.

17. В человеке есть все для развития, только надо создать для него соответствующие условия.

18. Все зависит от того, чего человек будет хотеть, — это и определит его развитие.

19. Только знания могут определить развитие человека.

20. Человек должен знать себя — в этом его развитие.

21. -Каждый человек немножко ненормальный с точки зре­ния других людей.

22. Все люди разные— нормы быть не может.

23. Нормальный человек тот, кто отвечает за себя и за Дру­гих.

24. Нормальный человек — это тот, кто делает все, как все люди.

25. Нормальный человек — это тот, кто может жить с дру­гими и не приносить им вреда.

26. Нормальный — всегда средний человек, он всегда дела­ет все не хуже и не лучше других.

27. Нормальный человек — это тот, кто может отвечать перед законом.

28. Если у человека здоровая психика, то он нормальный.

15 Абрамова Г. С.


 llpamitcm защш li кишб tikihi шшшичесшо шфпироааши

29. Нормальный тот, кто может учиться, кто может усва­ивать знания.

30. Нормальный человек владеет собой.

31. Мне проще показать, что надо делать, чем объяснять.

32. Мне проще объяснить, что надо делать, чем показать.

33. Мне проще показать и объяснить, что надо делать.

34. Всегда вмешаюсь, если при мне что-то делают непра­вильно.

35. Никогда не вмешиваюсь, если кто-то что-то делает не­правильно, пусть учится на своих ошибках.

36. Научиться на своих ошибках можно, на чужих — нельзя

37. Лучше, если тебе посоветуют, как надо делать.

38. Лучше самому решать, как надо делать.

39. Хорошо, когда тебя учат, исправляют то, что ты сделал неправильно.

40. Хорошо, когда ты сам исправляешь свои ошибки, пони­маешь их.

41. Я не люблю, когда мне говорят обо мне, о моих каче­ствах как человека, все хорошее и плохое я знаю сам.

42. Я люблю поговорить о себе даже с незнакомыми лю­дьми.

43. Терпеть не могу, когда учат, как жить.

44. Не люблю, когда меня жалеют.

45. Я прислушиваюсь к советам других людей.

46. Я нуждаюсь в жалости других людей.

47. Мне кажется, что от каждого человека можно чему-то научиться.

48. Невыносимо, когда курицу учат яйца.

49. Людей нужно слушать, а делать по-своему.

50. Есть смысл делать по совету, если это совет умного человека.

51. Я считаю себя сложившимся человеком.

52. Думаю, что большинство моих качеств уже сформиро­вались, они будут неизменными в дальнейшей жизни.

53. Я считаю, что может измениться взгляд на мир, напри­мер, от потрясения, а так уже все сформировалось.

54. Думаю, что у меня еще есть возможность измениться, но это будет зависеть от тех обстоятельств, в которых я буду жить.

55. Думаю, что смогу измениться, если меня к этому выну­дят.

56. Я считаю, что человек должен меняться всю жизнь, он сам определяет свое изменение.

57. Наверно, со стороны будет лучше заметить: в чем че­ловек меняется, а в чем — нет.

58. Мне кажется, что изменение будет происходить есте­ственно, как старение.

59. Лучше, если человек не меняется, он остается самим собой.

60. Могут измениться знания, привычки, но в целом чело­век не меняется.

Ключ к методике: 1,11,21,31,41,51 — 10 баллов, т. е. сумма = 60 баллов, это оценивается как совпадение с ключом, любое несовпадение оценивается 0 баллов. Максимальное число раскрывается следующим обра­зом: осознание своей открытости к воздействию дру­гих людей, признание ценности другого человека, ори­ентация на объективные критерии нормы психического развития, стремление к изменению образа Я, призна­ние автономности личности, ориентация на сложные социальные критерии развития человека. Минималь­ное число баллов — 0 баллов: осознание закрытое™ к воздействию других людей, признание ценности себя, ориентация на субъективные критерии в понимании нормы психического развития, неизменность образа Я, зависимость развития от других людей, ориентация на простые критерии развития человека.

Промежуточные характеристики Я-концепции могут быть составлены с использованием следующей таблицы факторов:

фактор 1 (1—10) развитие другого: сложный и нео­днозначный критерий развития человека — простой и однозначный критерий развития человека,

фактор 2 (11—20) представление о развитии чело­века: сложное представление о механизмах развития человека — простое представление о механизмах раз­вития человека,

фактор 3 (21—30) использование представлений о норме психического развития: использование критери­ев нормы психического развития — создание критери­ев нормы психического развития,

фактор 4 (31—40) представление о воздействии на другого человека: ответственность — безответствен­ность, 15*


 фактор 5 (41—50) воздействие на меня другого человека: значимость других — незначимость других.

фактор 6 (51—60) мое развитие: признание авто­номности личности и механизмов самоактуализации — непризнание автономности личности и механизмов самоактуализации.

Выполнение заданий на идентификацию Я-кон-цепции дает возможность, по нашему мнению, пере­жить психологу состояние другого человека, который в ходе интервью встречается с необходимостью струк­турирования своей психической реальности с помо­щью средств, предлагаемых психологом.

Возможность использования различных методик при организации интервью определяется профессио­нальным осознанием для психолога роли и места ре­зультатов работы по этим методикам в общей структу­ре интервью.

Пятый этап интервью предполагает возможность использования приемов воздействия, напомним уже описанные: пересказ, демонстрация приема воздей­ствия, составление индивидуальных правил и про­грамм, письмо психолога другому человеку, библиоте-рапия повторного приема.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...