Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возможные ошибки в интервью и пути их профилактики
13* ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Задания на развитие профессиональных действий психолога по созданию ситуации взаимодействия с другим человеком Цель: выделение основных тем в тексте для построения предмета взаимодействия. Алгоритм выполнения задания: • выделение, обоснование единицы анализа текста на основе его понимания. В наших заданиях единицей анализа желательно считать понятие задач взаимодействия; • отыскание индикаторов задач взаимодействия в тексте. Руководствоваться следует принципом конвенциальности и иметь отвагу применить субъективный принцип, основанный на обобщенной научной теории, определяющей про-, фессиональные действия психолога и его решения; • статистическая обработка, пусть даже она выглядит каи примерный количественный подсчет преобладающих те1к взаимодействия. Появление предмета профессионального взаимодействия выглядит как обозначение психологом психической реальности и ее свойств. Первоначально этс в самом обобщенном виде представлено для ситуаций профессионального взаимодействия как выделение тем другого человека, в которых проявляются особен-) ности психической реальности. Мы уже отмечали, чта при этом психическая реальность возникает и фик\ Wmwrn защши и птт ттч ттютшт тцкщтт______ сируется при появлении в индивидуальной жизни человека другого (чужих людей, близких или своего второго Я). Через воздействие на другого психическая реальность приобретает контуры, возникает переживание, обозначающее эту реальность. С этого переживания как узнавания темы другого начинается взаимодействие. Тексты для выполнения упражнений: с 1—3 читаются индивидуально, про себя, смысловые единицы разных тем выписываются после прочтения всего текста в следующий протокол: Текст 1
кол-во единиц Текст 2 и т. д. Смысловая единица анализа текста — слово или фраза. Тексты 1—3 взяты из книги Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Текст 1. «Совсем недавно у меня впервые в жизни появилась внучка. Она живет на улице, где преступность принимает угрожающие размеры, в мире, где загрязненность воздуха, перенаселение и неустроенность лишают людей веры в будущее. Она только что научилась смеяться. Когда я держу ее на руках — крохотный кулачок сжимает прядь моих волос, доверчивая теплая мордашка прижимается к моему лицу, — я вспоминаю своих собственных детей, ненадежную, хрупкую радость». Текст 2. «Простая вера помогает людям жить. Каждый наш шаг основан на вере — перейти мост, войти в лифт, сделать денежный вклад, поверить другу или влюбиться. Вера в то, что мир уцелеет, что жизнь обернется к нашим детям своей лучшей стороной. Жена моего сына, как и многие другие современные женщины, не так встревожена. Она доверяет своим инстинктам. Не задумываясь, она естественно держит себя со своей дочерью, играет и разговаривает с нею Они неразлучны. Всякий раз, когда моя невестка отправляется за покупками, она пристегивает себе на спину, как маленький рюкзачок, свою дочку на холщовом стульчике и небрежно засовывает при этом, точно шариковую ручку, в карман револьвер со слезоточивым газом». Текст 3. «Когда моему сыну (отцу новорожденной) было четыре года, я впервые повела его в цирк. Мне не терпелось увидеть представление его глазами. Но у входа я совершила ошибку: я купила ему красный воздушный шар. И во время грандиозного, захватывающего зрелища — великолепные слоны (подумать только, тридцать слонов!), акробаты, канатоходцы, выступавшие под барабанную дробь, — мой сын был поглощен своим воздушным шаром, не отрывал от него глаз. — Джонатан, смотри, какие слоны! Видишь, как скачут на лошадях наездники. Сейчас из пушки вылетит дядя. Ну посмотри же вот туда. Но красный воздушный шар, поскрипывающий в его потных маленьких ладонях, занимал и радовал его больше всего. Теперь, четверть века спустя, я думаю, что он был прав». Тексты 4—6 анализируются следующим образом: экспериментатор читает вслух текст, а испытуемый должен выделить темы и их основные смысловые единицы на слух. Данные анализа испытуемым каждого текста экспериментатор заносит в протокол, аналогичный предыдущему. Кроме умения выделять семантические единицы, это задание позволяет развивать профессиональную память — основу активного слушания. Текст 4. Из В.В.Розанова: «Мамаша всегда брала меня "за пенсией"... Это было два раза в год и единственными разами, когда она садилась на извозчика. Нельзя передать моего восторга. Сев раньше ее на пролетку, едва она усядется, я, подскакивая на сиденье, говорил: щжтш wm и птт тш титшт шсрьтировзши____ — Едь, едь, извозчик! — Поезжай, — скажет мамаша, и только тогда извозчик тронется ». Текст 5. Из Е. Замятина: «Я жду у окна, гляжу на пустую, с купающимися в пыли курами улицу, и наконец едет наш тарантас: везут из гимназии отца; он — на нелепо высоком сиденье, с тростью, поставленной между колен. Я жду с замиранием сердца обеда — за обедом торжественно разворачиваю газету и читаю вслух огромные буквы: «Сын Отечества». Я уже знаю эту таинственную вещь — буквы. Мне года четыре». Текст 6. К. Станиславский, из книги «Моя жизнь в искусстве»: «Я играл какой-то французский трехактный водевиль, действие которого происходило в уборной актрисы, за кулисами. Завитой, расфранченный, я влетел на сцену с громадным букетом. Влетел... и остолбенел. Передо мной в центральной главной ложе сидели отец, мать, старушки-гувернантки. А в последующих актах мне предстояли такие сцены, которые не могли быть пропущены строгой семейной цензурой. Я сразу одеревенел от конфуза и смущения. Вместо бойкого разбитного молодого человека у меня получился скромный воспитанный мальчик. Вернувшись домой, я не смел показаться на глаза домашним...» Возможный образец выполнения задания. Текст из «Доктора Живаго» Б. Пастернака: «Я плохая. Ты не знаешь меня, я когда-нибудь расскажу тебе. Мне трудно говорить, ты видишь, я захлебываюсь от слез, но брось, забудь меня, я тебя не стою».
Вывод: преобладает тема «Какая я вообще». Она может быть основой построения профессионального взаимодействия психолога с автором этого высказывания. Задание на анализ тем в реальных высказываниях людей, обращавшихся за психологической помощью Выделите, какие темы представлены в следующих высказываниях, обоснуйте свой ответ через анализ смысловых единиц текста: Текст 1. «Мне трудно говорить, я сама врач. Я понимаю, что со мной. У меня депрессия, невроз с детскими корнями, астения, второй год уже такое состояние. Лечение ничего не дало, потом стало еще хуже. Все социальные проблемы очень действуют. Работа сложная, семейная ситуация сложная. Найти способы противостоять не могу, все давит, раздражает. Завтра муж приезжает из командировки. Стала агрессивна, ругаюсь по-хамски, хочу побить всех... Боюсь и мужа потерять, все время командировки у него... Мать больная, старая, с нами живет. Все беды перекладывает на меня. Ее страдания перекладывает на меня, склероз у нее, все время меня достает. Я все сама, все кручусь — магазины, уборка, стирка и т. д. Все сама. Дочь далеко, за нее сердце болит. За все боюсь. С мужем говорить напрасно, одни командировки у него на уме, в одни и те же места всегда ездит. Муж увлечен работой, меня не замечает... Я человек самолюбивый. Почему у меня появилось отторжение от людей? От близких? Научите противостоять хамству. Есть ли для меня нормальный путь? (И., 47 лет). Текст 2. (бабушка о внучке 7 лет): «Она очень подвижная от рождения. Когда было две недели, уже передвигалась в кроватке. Невнимательная, когда к ней обращаешься, не слышит с первого раза. Только и понимает, когда повысишь голос. Очень добрая, очень любит животных, но подруг у нее нет. Часто жалуется, что с ней никто не дружит. Как-то сказала, что дружит сама с собой. Может драться с детьми, ее тоже бьют. Пдщшснис щит и пешне шш» шшшшшсши шЕрьтиршши Беспокоит многое — неусидчивая, невнимательная, в школе часто жалуются на непослушание. Последнее время скучает по маме: родители в разводе, мать ушла, девочка осталась с отцом. Полгода жила с ним, а потом сын привез ее к нам. Здесь ей поставили диагноз — сколиоз поясничного отдела позвоночника. Посещает школу-интернат. Суббота и воскресенье у нее свободны, и она у нас — это невыносимо. В школе днем спит плохо, ее за это наказывают, может на уроки опоздать, без разрешения уйти с занятий, но это бывает нечасто. Мне кажется, что ее в школе учительница не понимает, говорит, что она трудный ребенок, да и нам с ней не сладить. Ее наказывать бесполезно — она лучше не становится. А учится она неплохо, стихи запоминает мгновенно, но мешает неусидчивость, невнимательность». Текст 3. Самодеятельная песня: «Кто мог знать, что с тобой вместе, Что так быстро, так исчезнет. Ты в меня еще вчера был влюблен, Между нами серый дождь, серый сон. Припев: Серые дожди печальны, как слеза, Серые дожди, осенняя гроза. Серые дожди мне ночью снятся вновь. Серые дожди, моя печальная любовь. Вот и все, и сама осень О тебе память уносит. Вот и все, остался ты в душе моей, И смывает все следы сезон дождей. Припев». Текст 4. Стихи не для печати: «Умерла неузнанною птица на чужой земле. Знаю, эта песня повторится и в моей судьбе». Задания на определение задач взаимодействия по высказываниям лшдей, обратившихся к психологу (Напоминание: при выполнении заданий пользуй-ппптесь понятием задач взаимодействия: их лучше выпол- "и" нять в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.) Задание 1. Определите по высказыванию задачу взаимодействия с психологом. Докажите правильность свого решения. 1 «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в семье поправить». 2. «Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не понимает этого». 3. «Я часто думала, что только близкие могут помочь в трудную минуту, но ошиблась». 4. «Все у нас есть, а вот радости, счастья — нет». 5. «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала». 6. «Хотелось бы побольше узнать о себе». 7. «Думаю, что ревность — это болезнь. Может быть, вы ее лечите?» 8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена». 9. «Я же все для него, он у нас в семье лидер. Разве это неправильно?» 10. «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда». Задание 2. Определите, какая из реплик психолога способствует структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога. Реплики психолога: 1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом. 2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые? 3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах. 4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера? 5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше... 6. Расскажите о нем подробнее... 7. Кто для вас этот человек? Яниг|8С»»8 защит ч мтт шши шшкттп тщщтт_______ 8. Было бы неплохо начать все заново... 9. Вы не верите мне? 10. Не вижу ничего необычного в ваших словах. 11. Да, это уже давно было известно Фрейду... 12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу. 13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына. 14. Я слушаю вас. Задание 3. Определите по высказываниям психологов, какую позицию занимают они по отношению к другому человеку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, используйте понятия «позиция на равных» и другие. 1. «Психолог — это профессия, формирующая личностные качества человека». 2. «Психолог — это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям». 3. «Психолог — это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы». 4. «Психолог — это профессия, которая позволяет оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими». 5. «Психолог — это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас ». 6. «Психолог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями, для того чтобы корректировать отношения, корректировать нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения». 7. «Психолог — это профессия, требующая ответственности, в первую очередь, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т. п.». 8. «Психолог — это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение». 9. «Психолог — это профессия, требующая глубоких профессиональных знаний, практического опыта, глубокой ответственности за выполнение дела». 10. «Психолог — это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом». 11. «Психолог— это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни». 12. «Психолог— это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открывает много нового и неизвестного». 13. «Психолог — это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу». 14. «Психолог — это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться». 15. «Психолог — это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точнее, его отношение к жизни)». 16. «Психолог — это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность». 17. «Психолог— это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы ». 18. «Психолог — это профессия будущего. Она требует от человека много знаний и умений, полной отдачи себя людям». Задание 4. Проанализируйте, какое из высказываний психолога ориентировано на • воздействие, • манипулирование, • управление, • формирование. Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий: 1. Воздействие — это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности. 2. Манипулирование — изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека. 3. Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции. 4. Формирование — изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и пнтмсче wm n mm» текши ясшиштшо шфыирдщш_____ индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы. Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта. 1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже? 2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз! 3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами? 4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь? 5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение. 6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание... ?. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему. 8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои... 9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать. 10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях. 11. Вы не можете говорить ? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку. 12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопросах? 13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать. 14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди. 15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее? 16. Это был желаемый для вас ребенок? 1?. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь? 18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю. 19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой? 20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить. 21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно. 22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее. 23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хо чет идти в школу? Задание 5. Проанализируйте, какое из высказываний на пер вом этапе интервью принадлежит психологу, а какое — неквалифицированному. Для ответа используйте понятие о профессии пси холога-консультанта. Высказывания психологов: 1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицаеэ 2. Я обязательно помогу вам изменить себя. 3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблем! другими глазами. 4 Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая жен щина будет думать о смерти. 5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит 6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные зна ния и опыт. 7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с ва шей стороны. 8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить прав ду, тем легче найдем решение. 9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится moi коллега. 10. Вы уже разочарованы! Чем? Задание 6. Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи ответственности за разрешение ею ситуации на психолога: — Мне так много хорошего о вас говорят, что вы веек помогаете... — Я буду платить столько, сколько вы скажете, толькс помогите... — Это последняя наша надежда. — Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли... — Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет... — С ней никто не может справиться, никто, понимаете. Прзшшст ттч ш ишние текши штитшигд ШЕрииршши_____ — Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит... — Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда. Обратите внимание, что передача ответственности на психолога, с точки зрения другого человека, является якобы необходимым условием его профессиональной деятельности. Задание 7. Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания. — Спасибо, но скорее всего это преувеличение. — Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь... — К счастью, я не единственный специалист в этой области знания... — У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили своего специалиста. — Должности пока нет, но профессия психолога уже существует. — Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже. — Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были. — К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать Друг друга на своих ошибках. Постарайтесь определить, какие границы собственной ответственности задает психолог и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью. Задание 8. Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его. Цтщи п тиштщ тщщтт
niaimtcm задана и ктт mm тттит ищищтт
Приищи яд шшдшчешма mipbinpiaam
Упражнения на внимание и методы воздействия 1. Распознавание талантливого и неталантливого слушателя. Обратить внимание на их поведение. Сравнить их по параметрам слушания. Изучить специфику поведения. Вернуться в свое прошлое и изучить людей, которые были для вас полезны или нет. 2. Практический эксперимент на внимательное поведение. Намеренно использовать неправильное поведение (смотреть в сторону, менять тему разговора на интересующую вас, унылый вид), в следующий раз вести себя грамотно. Сравнить эффект. 3. Пример для класса. Наклонитесь вперед, и лектор будет читать только вам. Люди говорят для тех, кто слушает. 4. Избирательное внимание. Отмечать в разговоре все темы. Выбрать интересную для вас и развить ее. Вернуться к другой и сделать то же самое. 5. Наблюдения за влиянием. Выбрать человека, который способен оказывать влияние на других (друг, знакомый, ТВ-ведущий). Обратить внимание на его вербальные и невербальные приемы. 6. Упражнение на достижение цели. Неэффективное воздействие: смотреть вниз, отворачиваться от человека, мямлить, эффективное — наоборот. Упражнение повторять в ситуации дискомфорта или скованных. щшшесчи задан» и пшене шш» асшюшшесшге шцширошш Задания но методам воздействия Освоение метода интерпретации. Перескажите (для передачи другому человеку) смысл приведенных ниже отрывков: 1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не способное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руководстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, который что-то означает и сам по себе. С вами считаются постольку, поскольку вы являетесь «хорошим родителем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы делаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем является ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас определяется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р.Т. Ваш беспокойный ребенок. — М., 1991. — С. 51). 2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием» (ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 277). 3. «Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние остатки наглядности, что она занялась не столько явлениями, сколько отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются формулами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились: надо было сначала спросить самих ученых, эту задачу выполнил Жак Адамар. Собирая материал для своей книги о психологии изобретений в математике, он разослал многим ученым анкету с вопросами, касающимися языка их мышления. «Слова, написанные или произнесенные, не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме моего мышления, — отвечал ему сам создатель теории относительности. — Психологическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные знаки и образы. Образы эти были у Эйнштейна зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными, слова же или другие звуки появлялись тогда, когда мысль надо было передать другим» (Иванов С. Абсолютное зеркало. — М., 1986. — С. 54—55). 4. «В интересах такого однозначного понимания интроспекции как специфического метода психологии нам представляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспекцию уже, мысля о ней только особый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже материалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского — слишком широкого). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфическое, присущее психологическому исследованию, — напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отличный от внешнего источника опыт познания, полагаем, что под интроспекцией не следует понимать то, что относится собственно к рефлексии, открывающей законы и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувством, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление закономерных связей и образование понятий, подобных «памяти», являющихся понятиями относительного умозаключения, а не непосредственной данности переживания (Кравков С.В. Самонаблюдение. — М., 1922.— С. 21). 5. «Если говорить о собственно познавательной мотивации, то нужно отметить, что ее характер зависит от щцщиесш щшч на шит пиш тшттш шсдиыировзш характера учебно-познавательной деятельности, процесса усвоения знаний. Ранее мы говорили о том, что знание, которое усваивает человек, — это средство (орудие) решения различного рода проблем и задач, возникающих в жизни, в общественно-трудовой практике. Но в обучении усвоение этого средства (знания) становится также самостоятельной целью. Иными словами, в процессе познавательной деятельности знание выступает как цель, и как средство. Поэтому и познавательная мотивация, т. е. потребность в знании, может быть как внутренней (эпистемическая любознательность, интерес к новому, ориентировочная активность), так и внешней (понимание практической пользы знаний, которые сами по себе могут и не возбуждать интереса)» (Кулювкин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.— С. 67). 6. И. Жданов. Из сб. «Портрет». С. 56: «Я буду дорожить виной или ошибкой. Ткань возвратится в нить, чтоб грусти стать улыбкой. Надежды больше нет, есть только вера в чудо — и надо мною свет неведомо откуда». С. 12: «Вода в глазах не тонет — признак грусти. Глаза в лице не тонут— признак страха. Лицо в толпе не тонет — признак боли. Боль, как пещера, вырыта в тумане в газообразном зеркале житейском, толпящемся в преддверии страданье. О, если б кто-нибудь в пещеру эту своим лицом вошел, он бы услышал, что боль поет, как взгляд поет в ресницах. Черна, как нефть, готовая взорваться, Она плотней кассеты с кинопленкой, где в каждом кадре увяданье мака, где в каждом кадре мак меняет кожу, и против шерсти зеркало ласкает, оно в ответ чернеет и клубится. Лицо в толпе не тонет и уходит, Ему— не оглянуться, но в тумане Лишь взмахи весел, плеск и скрип уключин. 7. Н. Рубцов. Из книги «Русский огонек»: В глуши Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость И полная река Несет небесный свет, — Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один: Друзей со мною нет.. Стоит жара Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так — Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу.. Элегия Отложу свою скудную пищу И отправлюсь на вечный покой. Ияшшкш wm ч uncm imm ттттт тцшцтт_____ Пусть меня еще любят и ищут Над моей одинокой рекой. Пусть еще всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне... 8. Из собрания сочинений Л.С. Выготского: «Мы видим, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, или социальным развитием человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая историю развития высших психических функций, составляющих основное ядро в структуре личности, мы находим, что отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности» (Т. 4.— М., 1984.— С. 221). 9. «В течение целых десятилетий общество было втянуто в жанр реализуемой утопии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — не только песня, но и программа мифического «светлого будущего». Утопическое сознание — вот главный источник и главное наследие тоталитаризма, от которого мы не можем избавиться и по сей день. Утопизм стал официальной религией страны, утопизм, извративший все понятия о нравственности, о свободе, о цене человеческой личности, о человеческом достоинстве. При господствующей доктрине «светлого будущего» невозможно было апеллировать к тяжелому настоящему — оно предполагалось лишь подножием, ступенькой к следующим вершинам грядущего. За обещанное в будущем земное «царство» народу приходилось платить ужасную цену» (Иванова Н. Гибель богов.—М., 1991.—С. 10). 10. Письмо к отцу молодого человека, покончившего с собой (пунктуация и орфография сохранены без изменений): Здравствуй, Папа. Прости, прости меня за все, за все то плохое что я зделал для тебя, и за то чего не зделал. Когда ты читаешь эти строки Я буду уже в другом мире. Тебе нечего терять, в том что на свете не станет такого человечка как Я. дршшесш wm на шшш шиши ишшиткюп шсрынроват Хотя я понимаю что я твой сын и ты мой отец и пожалуй единственное что у меня есть и кому я верю. И только ты это и есть тот камень который тяжестью ляжет на мою грешную душу. Ибо какой бы я свиньей не оказался, ты наверное не воспримешь мой поступок как должное. Ты прав подумав что это не по мужски. Но я не вижу больше никакого выхода из этой ситуа-i ции. Я перестал себя уважать, даже более того я не mofi жить после того что случилось. Я опустился до после днего чмошника в глазах большинства, не спорю ело жившиеся обстоятельства вокруг меня пошли протш меня, но я сам виноват в том что все так вышло. Я поз волял над собой вытворять такие выходки, которые н< допустил бы самолюбивый и гордый человек. Я пони мал что это и к чему может привести, но как «заморо ченный» нечего не предпринимал против них в свок защиту. Я зря прожил 18 лет, я прожил их бес толку Я ничего сейчас не стою. Я не знаю что со мной слу чилось, но я нечего в себе не нахожу и непомню oi многолетноего стажа в каратэ-до, мне противно осоз навать то что реально я мог бы убить этих 7-х, и 10-? и т. д. Но когда дело доходило до нужного момента вс мне все стопорилось, Я выгляжу как мешок с дерьмом Даже просто выразить то что я думаю в глаза недруг) прямым текстом не могу порой из за страха. Я 6oioci| когда на меня напирают в наглую, я действительно боюсу хотя не всегда это показываю. Меня привратили в рабс| а я как немужик не могу нечего поделать с этим. Да ц вдабавок как всему этому меня кто-то месяца 2,5 наза^ «зделал» «стукачем» — Я ничего не знал о той пьянка а старшине кто-то о ней все рассказал, а меня подста-j вили якобы это зделал я. Потом пошло-поехало, — сту-s ком, чмо. Если кто из начальников что и узнал то в| любом случае косились на меня. Постоянно слышал в| свой адрес это упоминание. А я никогда не кого не залажи-вал, только после той последней драки Я сказав взводному тех. взвода (даже не все как было) правду! думая что может это что изменит. Я действительно —j «чмо». Даже сбежать отсюда не сумел, готовился, /\у-\ мал, мечтал. Но Вчера на вокзале попался и на столько опустился что 2-е меня 2-раза догнали и окрутили как черняка. Потом вели скрученного по городу и части. Я ненавижу себя я не что в этом мире, я проиграл эту игру. Я хотел убежать на Восток (Дальний восток) чтоб или попытаться там начать новую жизнь или умереть там. А сейчас после вчерашней неудачи я нечего нехо-чу, кроме одного — уйти, уйти от сюда туда где Я обрету покой и никто из этих людей меня не увидит я просто физически не могу больше здесь жить а уйти от сюда я не смогу, да и нечего из этого не выйдет. Мне кажется что я немного сошел с ума. Раньше на гражданке у меня была Наташа, я если и попадал в очень тяжелую ситуацию то мне было все равно, я просто вспоминал о ней и зная что в будущем я сней буду счастлив все забывав, ибо мне хватало просто ее. я любил Наташу и сейчас люблю но увы та единственная железная опора которая меня держала в жизни ушла у меня из под ног... Извини и прости меня Отец, ты недостоин такого сына. Я хочу умереть, просто умереть. Я все всем прощаю и никого в своей смерти не веню. Забутьте меня как неудачный отросток от дерева жизни. Тем-более что я тебе наврал в последнем письме про другие деньги, — мне нужен был перевод, чтоб получить военнжк, но я его заполучил вчера и всеравно ничего не вышло я ничтожество и нечего меня жалеть. У меня к тебе последняя просьба и постарайся ее выполнить пожалуста, я тебя очень прошу: она может показаться тебе странной но прошу тебя выполни ее: Хотя я и крищен и являюсь христианином, но не хорони меня по христиански — Не закапывай меня сожги мое тело, я прошу тебя сожги. Но не в крима-тории а на открытом воздухе и на дровах. И зделай это обязательно за час до полуночи. Ибо в это время (я уходил по вечерам на кухню, как ты помнишь) я «ходил» на время туда куда уйду сейчас. Я умоляю тебя зделай так сожги мое тело на открытом воздухе (где нибудь в поле) за час до полуночи об этом тебя просит моя грешная душа. Прости меня Папа. Я люблю тебя. Прощай, твой сын Володя. 11. Узнайте по описанию Теофраста, о каком из характеров он говорит. Пользуйтесь возможным списком типов характера. «... в широком смысле — это притворство, связанное с самоумалением в действиях и речах, а ироник — вот такой человек. Придя к своим недругам, он готов болтать с ними, показывая вид, будто вовсе не питает к ним неприязни. В глаза он расхваливает тех, кто на кого исподтишка нападает, и изъявляет соболезнование, если те проиграли тяжбу. Он даже оправдывает тех, кто дурно щщтшкшизцаш и ктт wm штткт шцлщтш отзывается о нем и обвиняет его. С людьми обиженными и раздраженными разговаривает спокойно, а если кто настойчиво добивается встречи с ним, велит прийти позднее. О своих делах ничего не рассказывает: говорит, что только обдумывает и ничего еще не решил, делает вид, будто только что пришел, что уже поздно, что ему нездоровится. Если кто просит денег в долг или собирает складчину и если он несет что-нибудь на рынок, то говорит, что не продает, а если не продает, то, наоборот, объявляет, что продает; что бы ни услышал, притворяется, что ничего не слышал, увидел — говорит, что ничего не видел; договорившись о чем-нибудь, заявляет, что не помнит; то говорит, что еще поразмыслит, то — что еще не знает; то, что удивлен услышанным, то — что и сам уже так рассудил. Обычно он выражается в таком роде: «Не могу поверить», «Этого я не постигаю», «Я поражен». Или же: «Ты говоришь словно о другом человеке: мне он рассказывал совсем не то», «Это мне странно», «Рассказывай кому-нибудь другому», «Теряюсь: тебе ли верить или его обвинять?», «Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?» Возможные варианты: насмешка, ирония, издевательство. «... — это пристрастие к докучливо длинным и необдуманным речам. Вот такой человек пустослов. Усаживаясь рядом с незнакомцем, он принимается расхваливать собственную жену. Потом рассказывает, какой ему сон приснился прошлой ночью, затем подробно перечисляет блюда, которые ел за обедом. Дальше — больше. Он заводит речь о том, что люди ныне пошли гораздо хуже прежних, а пшеница на рынке дешева, и как много понаехало иностранцев, и море уже с Дионисий снова судо-ходно; а если Зевс пошлет побольше дождя, то и хлеба поправятся и через год он возделает поле; и как жизнь-то стала тяжела, и что Дамипп поставил самый большой факел на мистериях, и сколько колонн в Одеоне, и что «вчера меня стошнило», и «какой сегодня день», и что в боэдро-мионе бывают мистерии, в пианесионе — Апатурии, а в поседеоне — Сельские Дионисии. И если терпеть его пустословие, то он так и не оставит в покое». Возможные варианты для выбора ответа: пустословие, болтливость, глупость. «... — это приверженность к постыдным деяниям и речам, оттаянный же вот какой человек: он легко приносит клятву, безразличен к дурной славе, за бранью не постоит. По своей натуре он, можно сказать, рыночный завсегдатай, распоясавшийся, на все способный. Он всегда готов даже в трезвом виде отплясывать кордак и без маски выступать в комосе. На представлениях фокусников он собирает за вход медяки, переходя от одного зрителя к другому, и бранится с тем, кто предъявляет использованные билеты, желая смотреть представление даром. Он не прочь сделаться кабатчиком, сводником или сборщиком пошлин и не гнушается никаким позорным ремеслом, может стать даже глашатаем, поваром или игроком в кости. Родную мать не кормит; его хватают и сажают в тюрьму за воровство, и в тюрьме он проводит больше времени, чем у себя дома. Он из тех людей, которые собирают вокруг себя толпу: охрипшим голосом и надрываясь от крика, обращается он к встречным с руганью и разглагольствованиями, одни подходят, другие уходят, не дослушав его; одним он успевает рассказать только начало, другим какую-то часть истории. Лучшей обстановкой для того, чтобы высказать свою отчаянность, он считает всенародное празднество. Этот человек способен также вести по нескольку тяжб, то как ответчик, то как истец; то он под клятвой уклонится от явки, то явится с «ежом» за пазухой и со связкой документов в руках. Не прочь он также верховодить толпой рыночных бродяг-перекупщиков, ссужать им деньги под проценты (причем требует за драхму полтора обола в день), да к тому же еще обходить харчевни, лавки со свежей и соленой рыбой и собирать за щеку проценты со своих делишек». Варианты ответа: решительность, отчаянность, рискованность. «...если ее определить — это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек. Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом... после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жертвенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». Когда идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом цтци п штттщ ищшцтт убегает. Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой. И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он требует часть уступить ему. К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе. В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!» А при выходе сказать банщику: «Ничего ты с меня не получишь!» Варианты ответов для выбора: бессовестность, беззастенчивость, наглость. «... — это душевная вялость, проявляющаяся в речах и поступках, тупоумный вот какой человек. Сосчитав счетными камешками и подведя итог, он задает сидящему рядом вопрос: «Сколько же это получается?» Вызванный в суд по иску, он в назначенный для разбирательства день по забывчивости отправляется в деревню. На представлении в театре он засыпает и под конец остается один. Объевшись за ужином, он встает ночью с постели, чтобы выйти во двор, и возвращается искусанный соседской собакой. Запрячет какую-нибудь вещь, потом ищет и не может найти. При вести о кончине какого-нибудь приятеля и получив приглашение на похороны, он с печальным лицом и слезами восклицает: «В добрый час!» Получая долги, он приводит с собой свидетелей. Зимой он бранится со своим рабом, зачем тот не купил на рынке огурцов. Детей своих он заставляет до изнеможения состязаться в борьбе и беге. На полевых работах он самолично варит себе чечевицу, причем дважды кладет в горшок соли, так что кушанье становится несъедобным. В дождь говорит: «Как ясно сияют звезды». На вопрос: «Сколько покойников вынесено, по-твоему, за Могильные Ворота?» он отвечает: «Нам бы с тобой столько покойников». Варианты ответов для выбора: дурость, тупоумие, слабоумие. «... — это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот такой человек грубиян. На вопрос: «Где такой-то? » заявляет: «Оставь меня в покое». На приветствие он не отвечает. А случись ему что-нибудь продавать, то не объявит, почем отдает, а спрашивает покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим динтие wm и ктт \тш тнушт тцмщтт_______| ему подарки к праздникам, он говорит, что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий нечаянно толкнет, заденет или наступит ему на ногу. Предложи ему приятель складчину, он сначала скажет, что не даст денег, а потом принесет, приговаривая: «Плакали и эти мои денежки». Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может и никогда не захочет ни спеть, ни продекламировать, ни сплясать. Он способен пренебречь даже и молитвой богам». Варианты ответов для выбора: грубость, бестактность, подлость. «... мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях из добрых побуждений, а суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Если дело единодушно признано справедливым, он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Слугу-виночерпия он заставляет смешивать вина больше, чем могут выпить гости. Спорщиков, даже вовсе ему незнакомых, старается примирить. Он обязательно поведет окольной тропинкой, сворачивая с дороги, а потом уже сам не может разобраться, куда ему идти. В походе, подойдя к военачальнику, он осведомится, когда битва и какие приказания он отдаст послезавтра. К отцу он приходит предупредить, что мать уже спит в опочивальне. Если врач запрещает больному пить вино, он все-таки дает, говоря, что хочет испытать, сильно напоив больного, не поправится ли тот. На могильном памятнике женщины он напишет имена ее мужа, отца и матери и ее самой, и откуда эта женщина родом, да еще добавит, что все это были люди добрые. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, ведь уже и раньше много раз я клялся». Варианты ответов для выбора: суетливость, беспокойство, вертлявость. Проверьте свои ответы с текстом Теофраста, постарайтесь проанализировать причины соответствия и несоответствия ваших ответов вариантам автора. Предложите свои варианты описания качеств, о которых писал Теофраст'. ' Последовательно (по Теофрасту): ирония, пустословие, от- та чаянность, бессовестность, тупоумие, грубость, суетливость. ЧЮ niianiiitniie задан» и итт шш» шштит тцкщтт Задания на установление невербального контакта Задание 1 Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после выполнения двух серий эксперимента. В первой серии эксперимента протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора. Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку. Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к разным людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния (отношения к человеку) экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. После предъявления всех трех состояний у экспериментатора будет возможность сравнить свою запись с записью, сделанной протоколистом. Если есть ошибки, то угадывание экспериментатором состояний испытуемого, с записью протоколистом измененной последовательности их предъявлении, проводится еще раз. Если снова неудача, то нужно начать с первой серии эксперимента. После успеха участники эксперимента меняются ролями. По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания следующие объекты: • один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов (например, угадать, о ведре или чашке думает человек) после демонстрации им вариантов своего думанья о ведре и о чашке раздельно; • один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает человек; • один из одушевленных предметов, например, после демонстрации своего думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек; • одного из литературных героев и т. п. Принцип построения заданий общий — демонстрация отношения, а затем по отношению угадывание предмета. Протоколист выполняет роль внешнего контроля для установления отношений между экспериментатором и испытуемым. Задание 2 На установление невербального контакта при работе с группой. Выучите всей группой несколько коротких стихотворных текстов. Например, можно взять всем известные тексты: А Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. — Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Б. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. В. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик-— Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. А. Барто Выбрав любой из этих текстов, прочитайте его перед группой без слов, пользуясь только невербальными средствами. Задача группы: узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан. Задание 3 Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы: восстановить логику сюжета — последовательность основных событий. Объяснить, как она была восстановлена. Задание 4 Три—пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов (сюжеты объявляются в группе). Задача группы: отгадать, какой сюжет демонстрируется, и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандорры, 2) Нить Ариадны, 3) Сизифов труд, 4) Полет Икара, 5) Авгиевы конюшни. Задание 5 Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из тем — тема объявляется вслух для всей группы. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что по его команде он сменит тему размышления.) Через три минуты ведущий объявляет о смене тем для размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему размышления, а двое играющих тему не меняют. Задача группы: угадать в течение пяти минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Illimiiiecm защч и шит mm штитт тцищтш_______| Примеры тем: Соревнование, Разлука, Боль, Борьба и др. Задание 6 Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на две команды. Одна команда должна будет думать на одну тему, а другая — на антонимичную. Игрок входит в группу. Ведущий объявляет темы, игрок должен угадать, о какой теме думает каждая команда. Примерные темы: Север — Юг, Взрослый — Ребенок, Жизнь — Смерть, Любовь — Ненависть Задание 7 Передай предмет Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок невербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет, который передает игрок-эксперт. Этому человеку эксперт и передает предмет. Тот передает его другому игроку, тот — следующему. Последний игрок возвращает предмет эксперту, называя его. Затем все члены группы обсуждают свое впечатление от передаваемого предмета. Задание 8 Отношение группы Один из игроков выходит из аудитории. Ведущий предлагает аудитории выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и группа выбирает возможное (удивление, радость, разочарование). Когда игрок входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально выразила к нему группа. 14 Абрамова Г С Задание 9 Доклад Один из членов группы делает доклад на свободную тему перед группой. Задача группы: проявить один из видов отношения (отношение задается ведущим). Задача игрока: идентифицировать отношение, назвать его. Заданяя на выяснение психологических понятий Выберите среди предложенных вариантов объяснения тот, который, по Вашему мнению, полнее и точнее раскрывает следующие понятия; дополните их своим пониманием. Переживание — это... а) отражение человеком своего внутреннего мира; б) эмоциональное состояние человека, которое он может в себе осознать и зафиксировать его содержание для себя; в) показатель живого внутреннего мира человека — меняющегося, неопределенного, нестабильного; переживания всегда текучи, переходят из одного в другое; г) выделение человеком одной из модальностей своего внутреннего мира — модальности чувств и возможность выделить ее среди других своих свойств. Событие — это... а) резкое изменение течения жизни человека, как бы временная остановка, а потом движение жизни в другом направлении; б) это одна из единиц субъективного времени жизни человека; в) сверхзначимое переживание человека, которое может перестроить систему его жизненных ценностей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 507. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |