Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическое пространство — это...
а) мир, в котором реально и в воображении живет человек; б) психологическая реальность человека, которая организована, как и все на свете, в разных системах координат, появляющихся по мере необходимости; НПИПКШ ЩП» И ICIItlli ТН11И 1СПИ1ГИКЧГ1 111[|«ЬТ1|1И1Н в) отношение человека к объективным и субъективным свойствам мира людей и вещей, который ему недоступен. Психологическая дистанция — это... а) эмоциональное переживание присутствия другого человека; б) мера допустимого воздействия на другого человека и себя, обоснование необходимости этой меры; в) степень автономности одного человека от другого. Полевое поведение — это... а) поведение, направляемое не самим человеком, а предметами вокруг него; б) такая активность человека, которая организуется в соответствии со свойствами предметов, окружающих его; в) переживание человеком неизбежной встречи с предметами, окружающими его. В процессе объяснения психологического понятия при организации групповых занятий можно использовать такой прием: один из участников группы выходит за дверь, а оставшиеся члены группы договариваются о том, какое понятие они будут объяснять. Игроку нужно будет по объяснениям членов группы угадать понятие. Объяснение проводится до тех пор, пока игрок не угадает понятие. Затем он делится с членами группы своими впечатлениями о процессе своего отгадывания. Обсуждаются впечатления от работы игрока всеми членами группы. Для того чтобы облегчить задачу игрока, ведущий может предложить ограничить круг понятий какой-нибудь конкретной темой, например, «продуктивное мышление» или «защитные механизмы личности». В ходе работы можно прибегать к построению метафор. Процедура эта и ее значение в профессиональной подготовке психолога подробно описаны в моей книге «Психология в метафорах и образах» (Вологда, 1994). Задания на интерпретации психологических механизмов явления, описываемого в высказывании человека, обратившегося к профессиональному психологу Инструкция по выполнению упражнений: «Объяс-„яните в доступной форме автору высказывания, о каких ^1 н 14* психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов». 1. «Он совсем не интересуется мальчишескими делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время проводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет). Варианты понятий для объяснения: индивидуальные особенности; возрастные особенности; идеал человека, неполноценность; идентификация. 2. «Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет). Варианты понятий для объяснения: акцентуация характера; темперамент; уровень умственного развития; психопатология. 3. «Он крадет и раздает украденное в классе» (с мальчике 8 лет). Варианты понятий: комплекс неполноценности; психологическая дистанция; инфантилизм; полевое поведение; структура детской группы; защитный механизм личности. 4. «Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет). Варианты понятий: невротизм; аутизм; произвольность; уровень речевого развития; диалогическая речь. 5. «Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет). Варианты понятий: эмоциональное развитие; фантазия; Я-концеп-ция; шизоидность; девиантность. 6. «Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет). Варианты понятий: инфантилизм; эгоцентрическая позиция; интеллектуальная незрелость; аутизм. 7. «Противный такой, все делает наоборот» (о мальчике 3 лет). Варианты понятий: кризисное состояние; эмоциональная тупость; интеллектуальное недоразвитие. 8. «Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке 7 лет). Варианты понятий: функциональная незрелость; аграфия; действия восприятия; пространственное мышление. 9. « Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет). Пщитнкши зщши » педант ихш»кшшткип шсрьщшш_______| Варианты понятий: позиция родителей; ответственность; Я-концепция; самоконтроль. 10. «Он всегда все старается один делать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет). Варианты понятий: темперамент; аутизм; интраверт; невротизм; образ Я. Напоминание автора При выполнении этих заданий не надо расширять контекст задачи, ее надо рассматривать, как и все предыдущие упражнения и задания, только как учебно-тренировочную ситуацию, направленную на освоение профессиональных действий. Задание на освоение директив как метола воздействия Определите, какая директива принадлежит квалифицированному психологу, а какая — неквалифицированному, объясните свое мнение, основываясь на понятии о задачах психологического консультирования. • Вам обязательно нужно провериться у психиатра. • Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая». • Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность. • Никогда не поздно начать все сначала. Вам об этом надо подумать... • Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь вы столько всего передумали... • Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится... • Хотелось бы предложить вам следующее... • Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее... • Ваши чувства должны немедленно измениться... • Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а самоизучением... • Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, которых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому? • Никогда больше ему этого не говорите, я вам категорически запрещаю. • Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему. • Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими желаниями. • Я знаю, что вы примете верное для себя решение — у вас есть для этого все основания. • У вас есть все данные, чтобы принять правильное решение и понять его последствия. • Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас ? • Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит... • Я бы рекомендовала вам делать это регулярно... • Никто за вас это не сделает, делайте это сами, именно вы и вы сами это сделаете... • Прекратите истерику, замолчите! • Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами. • Нельзя повторять это без конца — это не сеанс черной магии. • Думайте о себе иначе! Задания на освоение техники сообщения психологической информации Инструкция к выполнению всех упражнений: «Определите, какой из вариантов сообщения психологической информации является неквалифицированным, а какой — квалифицированным, отражающим профессиональную позицию психолога. Докажите свой выбор, используя понятие о задачах психологического консультирования». Напоминание автора В «Практикуме» нет готовых ответов, обсуждение в группе или индивидуальный анализ высказываний способствуют, как показывают результаты обучения взрослых, становлению профессиональной рефлексии на содержание взаимодействия в ситуации консультирования. |ЦП1«Н»8 »№П Ш ICiltllt НИШ» КШШИТОИГИ Ч»С;«Ы»р8Н111
Задание на освоение техники самораскрытия психолога как метода воздействия в ситуации интервью Инструкция к выполнению упражнений: «Како! из вариантов самораскрытия психолога вы считаете профессионально необходимым, а какие, по вашему мнению, превышают меру профессионального воздействия психолога? » • В моей практике встречались похожие ситуации... • Я знакома со многими психологическими теориями, но ближе всего мне такие идеи... • Я долго размышляла над вашей ситуацией, думаю, что могу вам предложить следующее... • Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотела бы уточнить следующее... • Мне показалось, что вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне... • В моей жизни также были случаи, когда я не могла справиться со своими чувствами... • Мне кажется, что я чувствую, как вам трудно выразить это. • Я бы не стала так делать, если бы была на вашем месте, это ничего не дает, так как... • Я не вижу логики в ваших словах, по-моему, было несколько иначе, так... • Вы хотите, чтобы я вас пожалела, да, я вам сейчас сочувствую, потому что вы искренне страдаете, а не притворяетесь. • Не пугайте меня, я вас не боюсь... • Я хочу вас понять, а не осудить... • Думаю, что моя биография здесь ни при чем... • Да, я многое могу, но, как все люди, я могу и ошибаться,! как известно, это не происходит только с теми, кто ничеп не делает... • Вас интересует мой ребенок? Да, у него есть проблемы ] школе, но это уже другой разговор, не правда ли... • Простите, но я бы не хотела обсуждать с вами свою био-j графию... • Спасибо за совет, я им обязательно воспользуюсь... • Лучше не надо, правда? Я тоже это очень люблю. • Приятно слышать, но это моя работа. • Нет, я не бегу от своих чувств, это же счастье, что мо-| жешь еще переживать, волноваться, это лучше, чем рав-; нодушие. Д[а»т«чеmain ш ктт шиш •[ишгикигд нисриироши Задания на освоение техники обратной связи как метода воздействия в ситуации интервью («супервмрос») Инструкция к выполнению упражнений: «Поставьте вопрос к высказыванию, обоснуйте необходимость постановки именно этого вопроса. При обосновании вопроса обратите внимание на то содержание высказывания, которое вызвало вашу обратную связь. Соответствует ли ваш вопрос созданию предмета профессионального взаимодействия?» Высказывания: • «С ним вечно что-то случается». • «Бесполезно с ним о чем-то говорить». • «Былобылучше, если бы мы жили подальше друг от друга». • «Не хочу о нем говорить». • «Бросьте, кто будет меня слушать». • «Разве в нашей жизни что-то можно изменить? » • «Лучше умереть, чем идти в школу». " «Я уже этих глупо стей наслушалась ». • «Вы у нас последняя надежда». • «Не о чем больше говорить». • «Да не переживайте за него, он этого не стоит». • «Вам хорошо говорить, вас этому специально учили, а нам каково?» Инструкция: «Определите, какой из вопросов психолога к высказыванию в большей степени отражает назначение обратной связи как метода воздействия в процессе интервью: "Мой ребенок всегда действует необдуманно"». Вопросы психологов: • Почему вы так считаете? • Почему вы так решили ? • Как вы думаете, это его реакция на поступок? • Он сам сожалеет об этом ? • Давайте вместе поглядим, в чем это проявляется. • Может быть, вы ошибаетесь? • В каких ситуациях это проявляется ? • Вы не заметили, как к этому относятся окружающие?- • Могли бы вы вспомнить ситуацию, когда он действует необдуманно? • В чем вы это увидели? • А какие действия вы имеете в виду? • В чем, вы считаете, это проявляется ? • Вас тревожат последствия этих действий ? • В чем это выражается? • Что вы чувствуете, когда видите необдуманный поступок ребенка? • А как это проявляется? • В чем именно это проявляется ? Инструкция: «Попробуйте восстановить текст высказывания, к которому психологами (20 человек) были поставлены следующие варианты вопросов: • «Вы замужем? » • «Что, вы считаете, необходимо и достаточно для ощущения счастья?» • «Вы не хотели бы уточнить, что вас больше всего удручает, беспокоит сейчас?» • «Что именно?» • «Что вы подразумеваете под словом «поздно» ? » • «Правильно ли я вас поняла, что все желаемое достигается не сразу?» • «Чего вам не хватает в жизни ? » • «Вы хотите сказать, что у вас что-то случилось?» • «Почемувытак думаете ? » • «Вы недовольны собой? » • «Вы устали надеяться ? » • «Не рано ли отчаиваться?» • «Вы переживаете какие-то разочарования ? » • «Вы разочарованы?» • «Вы несколько раз переживали упущенные возможности?» • «А почему вы так думаете ? » • «Когда вы так решили?» • «Когда вы пришли к этому выводу ?» арНТИКШ ЗЩ1И И 1Н181Н ТИП!» КИШГПКШП Шф»»рШ1111_______ • «Когда у вас возникло это чувство ? » • «Произошло что-то серьезное? » Проанализируйте логику постановки вопроса каждым психологом, отмечая для себя, какое слово в высказывании считал ключевым каждый психолог, если высказывание было таким: «Ко мне все приходит слишком поздно». Задания на восстановление логической последовательности событий как метода воздействия в процессе интервью
1|»тш|н ii дс»хиаг>«тм| шсртровати Инструкция: «Проанализируйте высказывания психологов, найдите логические ошибки в объяснении поведения, проанализируйте, почему эти ошибки возникли, как их можно предотвратить? » Задание на осеовние способов формулировки воздействующего и обобщающего резюме Инструкция: «Проанализируйте следующие резюме психологов-консультантов, определите по пятибалльной шкале эффект их воздействия (5 — максимальное воздействие, 0 — минимальное воздействие). Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечатления от воздействия резюме»: • «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что вы поняли, насколько были неправы, когда оценивали вашу ситуацию как безнадежную. Теперь для вас есть надежда, правда? » • «Думаю, что вы удовлетворены тем решением, которое сейчас приняли. Оно принесет вам новые чувства. Удачи вам, до свидания». • «Мы с вами нашли столько новых качеств в ваших отношениях с ребенком. Не забывайте о них, это поможет вам не тратить силы на повторение старого». • «Помните, что не все так плохо, как казалось. У вас еще столько возможностей начать новую жизнь». • «Сегодня вы придете домой и обязательно скажете, что очень их любите. Скажете это так, как мы с вами здесь говорили... Яуверена, что вы это сделаете». • «Да, вы должны попросить у ребенка прощения. Это единственное, что вы еще не успели сегодня сделать. Вы это сделаете сегодня, именно сегодня». • «Я уверена, что вы нашли верное решение. Следуйте ему». • «Не будем больше тратить время на дискуссии, попробуйте тот «рецепт», который вы сами себе прописали. Я его полностью одобряю и поддерживаю». • «Нет смысла в дальнейшем обсуждении. Мы давно уже ходим с вами по кругу, пора с него сойти. Делайте сегодня следующее...» • «Не бойтесь выполнить, не бойтесь себя. Все будет хорошо. Действуйте!» драинкиезцаиш и депеш пит кптптип шсрьпрнаши
Инструкция: «Выразите свое впечатление от воздействия открытого и закрытого вопроса. Какой тип вопроса, по вашему мнению, оказывает более сильное воздействие ? » Задание на освоение поощрения (поддержки!как метода воздействия в ходе интервью Инструкция: «Выучите эти 99 способов, дополните их своими. Проанализируйте различие в степени воздействия на вас лично каждого вида поддержки. Найдите те, которые в большей степени для вас применимы как для человека, испытывающего воздействие». 99 способов сказать «Очень хорошо!» 1. Ты сейчас на правильном пути. 2. Великолепно! 3. У тебя получилось это дело. 4. Правильно! Это хорошо. Супер! Именно так! (Точно так!) Я горжусь тем, как ты сегодня работал. Ты делаешь это очень хорошо. Это намного лучше. Хорошая работа! Я счастлив видеть такую твою работу. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ты делаешь хорошую работу. Ты близок к истине! Это лучшее из того, что у тебя получалось. Мои поздравления! Это то, что надо! Я знал, что ты можешь сделать это. Это неплохое улучшение. Сейчас ты это понял. Значительно! Наконец-то! Неплохо. Ты быстро учишься. Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего. Это хорошо для тебя. Я не смог бы сделать лучше. Еще немного времени, и у тебя это получится. Ты сделал это легко. Ты действительно сделал мою работу шутя. Это правильный путь, чтобы сделать работу. С каждым днем у тебя получается лучше. Ты делал это так недолго. Это неплохо! Да! Это способ! Ты ничего не упустил! Этот способ именно для этого? Так держать! Необыкновенно! Прекрасно! Это лучше всего! Совершенно! Прекрасный ход работы! Сейчас ты это понял. цаишкш ищи ш ттп питктиткан ишрииршш 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. Сенсационно! Это лучше. Теперь ничто тебя не остановит. Отлично! Это была первая классная работа. Замечательно! Еще лучше! Ты только что сделал это? Это лучше, чем всегда. Твой мозг поработал на славу. Ты действительно добьешься успеха. Это выдающееся открытие. Фантастика! Ужасно здорово! Это называется прекрасной работой. Ты сделал это очень хорошо. Ты, наверное, долго практиковался. Ты делаешь это красиво! Как ты много сделал! Правильно! Ты действительно улучшил (что-либо). Превосходно! Хорошо запомнил! Поздравляю. Ты прав! Держись так! Ты сделал это как раз вовремя. Ты сделал сегодня много работы. Это способ действия! Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку. Мне нравится ход твоих мыслей! Я очень горжусь тобой. Очень приятно учить таких умных детей. Большое тебе спасибо. Ты превзошел сам себя сегодня. Я никогда не видел ничего лучшего. Ты понял это очень быстро. Твоя работа принесла мне много радости. Чудно! Ол райт — по-английски — полный порядок. Так-так. Мощный прорыв! 89. Вот этого я еще не видел. 90. Ты неузнаваем сегодня. 91. Это уже успех! 92. Это твоя победа. 93. Теперь ты чувствуешь свои возможности. 94. Ты настоящий мастер. 95. Сердечно рада за тебя. 96. Не могу не выразить свой восторг. 97. Грандиозно! 98. Красивая мысль. 99. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Задания на освоение пересказа как метода воздействия в ситуации интервью Инструкция: «Прочтите внимательно стихи. Перескажите их содержание». Напоминание автора При пересказе стихов ориентируйтесь на понятие предмета профессионального взаимодействия психолога и его модальности. Рассматривайте ситуацию как учебную. Группа может проанализировать точность пересказа стихотворения, основываясь на впечатлении членов группы о тексте стихотворения и на впечатлении о пересказанном тексте. Естественно, что можно выбрать любые, но желательно стихотворные, тексты для отработки техники пересказа. 1. М. Цветаева: «В лоб целовать — заботу стереть В лоб целую В глаза целовать — бессонницу снять В глаза целую В губы целовать — водой напоить В губы целую В лоб целовать — память стереть В лоб целую» 2. М. Цветаева: «Я есть. Ты — будешь. Между нами — бездна. Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно. драчшесш зацаиш на тнт тени» ишшопчесш! ишци.ирошш_____ Нас десять лет, как сто тысячелетий Разъединяют — Бог мостов не строит, Будь! — это заповедь моя. Дай— мимо Пройти, дыханьем не нарушив роста, Я — есмь. Ты — будешь. Через десять весен Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то. 3. М. Цветаева: «Умирая, не скажу: была. И не жаль, и не ищу виновных, Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных, Ты — крылом стучавший в эту грудь, Молодой виновник вдохновенья, Я тебе повелеваю: — будь! Я — не выйду из повиновенья». 4. М. Цветаева: «Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает — и бездна пролегла От правого— до левого крыла». 5. М. Цветаева: «Память о Вас — легким дымком, Синим дымком за моим окном. Память о Вас — тихим дымком. Тихий дымок — Ваш — под замком. Что за дымок? Что за замок? Вот уже нос— мчит из-под ног! Двери— с петлей! Ввысь— потолок! В синий дымок— тихий домок!» 6. И. Северянин: Поэза оттенков «Есть в белых ночах лиловость, Лиловость в белых ночах. В нежных очах — суровость, Суровость в твоих очах... В фиалках бывает бледность, Бледность в лиловом цветке, В златоприческе — медность, Медь в золотом волоске. Есть что-то в весне старушке, Как вешнее есть в былом, В душе у тебя бездушье, Душа— в бездушье твоем!» Вршщм u KimirmHiMj шщширшши 7. И. Северянин: Что за счастье «Что за счастье — быть вечно вдвоем! И ненужных не ждать визитеров, И окружных не ткать разговоров, Что за счастье — быть вечно вдвоем! Быть с чужою вдвоем нелегко, Быть с родною пьянительно сладко: В юбке нравится каждая складка, Пьется сельтерская, как «Клико»!.. • И «сегодня» у нас — как «вчера», Но нам «завтра» не надо иного: Все так весело, бодро, здорово! Море, лес и ветров веера!» 8. И. Северянин: Триолет о клене О, если б клен, в саду растущий Расправив ветви, улетел! О, если бы летать хотел Безмозглый клен, в саду растущий! Он с каждым днем все гуще, гуще, И вот уж сплошь он полиствел, Что толку! — лучше бы растущий, Взмахнув ветвями, улетел!» 9. Р.-М. Рильке: Осень Листва на землю падает, летит. Точь-в-точь на небе время листопада, так падает, ропща среди распада; и падает из звездного каскада отяжелевшая земля, как в скит. Мы падаем. И строчки как листы. Не узнаю тебя среди смещенья. И все же некто есть, кто все паденье веками держит бережно в горсти. 10. Р.-М. Рильке: «Дом одинокий на краю села — Как во вселенной у ее конца, Дорога постояла у сельца И снова в ночь тихонько побрела. Сельцо всего лишь робкий переход, Меж двух пространств оно чего-то ждет, Не тропка, а дорога вдоль окон, И кто из дому странствовать уйдет, В пути, быть может, смерти обречен». Ирапикш щпн ч кип» mm тштип ищлщтт______ Задания иа освоение отражений чувств как метода воздействия Инструкция: «Выразите в вашем Я-высказывании содержание чувств авторов данных высказываний, обязательно используйте в своем Я-высказывании обозначение словом возможных чувств автора». 1. Здравствуйте что ли... 2. Брось ее, брось! Брось! 3. Вот это да, вот это результат, не ожидал от тебя такого! 4. Я-то думала, что понимаю ее... 5. Это все глупости! 6. Да она с вами хоть куда пойдет... 7. Ну вы моего ребенка приворожили... 8. Кто это еще должен, я должна? 9. Ну вот, наконец сказала вам... 10. Я сомневаюсь, и теперь еще... 11. Если это серьезно, то это страшно. 12. Все они в этом возрасте такие. 13. Да уж, хороший ребенок, придумаете. 14. И когда она вырастет! 15. Скорее бы все прошло! 16. У вас мало времени на меня, да? 17. Вы, наверно, уже поняли, что я хочу сказать? 18. Вообще-то я нервная. 19. Когда же наконец я к вам еще раз приду. 20. Пусть мама не уходит. 21. Я не хочу называть ее Наташей. Так мою сестру зовут. Инструкция по выполнению упражнений: «Сформулируйте, какие чувства вызывает у вас лично высказывание психолога, обращенное к другому человеку в ситуации интервью. Ваша задача состоит в том, чтобы отрефлексировать и предвидеть содержание чувств возможного собеседника психолога». 1. «Мне кажется, что ты не всегда доволен самим собой». 2. «Мне кажется, то, что есть и как ты об этом думаешь, не всегда одинаково». 3. «Чувствую, тебе иногда хотелось бы быть другим». 4. «Нам трудно понять Друг друга, так как ты часто выдаешь себя за другого». 5. «Может быть, я смогу помочь тебе понять себя?» 6. «Мне кажется, что ты иногда раскаиваешься в своих поступках, хотя иначе поступить не можешь». 7. «Мне кажется, что тебе бывает трудно с самим собой, тебе не хотелось бы стать другим?» 8. «Мне кажется, что иногда тебе хочется быть непохожим на окружающих тебя людей». 9. «Думаю, что тебе больше нравится играть с мальчиками, чем с девочками?» 10. «Тебе бы хотелось кому-то следовать в правилах поведения в жизни?» Инструкция: «Определите, какие чувства вызовут у родителей следующие варианты сообщения психологической информации о его ребенке. Сформулируйте словами содержания возможных чувств родителей». 1. «Дома работал, старался, но не все получилось». 2. «Ваша дочка, как каждый ребенок, развивается своими темпами, они немного отстают от тех, которые возможны в ее возрасте». 3. «Она часто затрудняется, не справляется при выполнении наших совместных заданий». 4. «Ваш ребенок не полностью использует свои возможности». 5. «Видно, вы сильно переживаете по поводу неуспеваемости Вашего сына». 6. «Мне показалось, что задания ваш ребенок не всегда выполняет правильно». 7. «Я чувствую, вас не все радует в вашем ребенке». 8. «Я чувствую, вас беспокоит, как развит ваш ребенок» 9. «Наверно, ваш ребенок не очень любит заниматься са мообразованием». 10. «Несмотря на ограниченные возможности вашего ре бенка, мы хотели бы приложить все усилия, чтоб! помочь ему преодолеть этот барьер». Инструкция: «Выразите словами чувства, которые1 возникают у вас при рассматривании изображений (1—10). Сформулируйте, по возможности, почему у вас возникло то или иное чувство». «Изобразите, пользуясь пиктограммами, следующие чувства. Сделайте эти изображения на отдельных карточках, номер чувства (1—10) поставьте на обратной стороне карточки, перемешайте карточки, получившиеся в ходе работы группы. — восторг, обида, гнев, ярость, восхищение, досада, сожаление, разочарование, сомнение, презрение. Попробуйте узнать изображения одного и того же чувства, выбрав его произвольно, проведите классификацию всех карточек, ориентируясь на все 10 видов чувств».
Задания на освоение парадоксальной инструкции как метода воздействия в интервью Инструкция: «Определите, какие из приведенных реплик психолога к высказыванию другого человека можно считать парадоксальными инструкциями, объясните свое впечатление от них с точки зрения автора 438 высказывания». дрнтшшш защит и шшш mm mmvmm тцшцтш_____ Психолог: «Я ему сто раз говорила, а он все равно свое гнет...» 1. Сделайте что-нибудь другое... 2. Я вам предлагаю сделать следующее... 3. Что ж, вам остается оставить эту затею... 4. Скажите это еще 100 раз. 5. Повторяйте это ему еще чаще, а вдруг? 6. Вы все перепробовали? 7. Настойчиво повторяйте это как можно чаще. 8. А если не пробовать, а просто отказаться от этой затеи? 9. Зачем говорить? Действуйте иначе. 10. Остается принять экстренные меры, да? Инструкция: «Передайте свое впечатление о следующих парадоксальных инструкциях психологов. Постарайтесь выразить свое переживание как результат воздействия именно этой инструкции». 1. Думаю, что вам надо не ослаблять напряжение, а усиливать его. 2. Почему вы решили, что надо менять, лучше оставить все как было до сих пор. 3. Сделайте это еще несколько раз. 4. Порите его в следующий раз еще сильнее. 5. Ругань иной раз усиливает чувства. 6. Оттолкните его от себя еще дальше. 7. Вы обязаны за него всегда отвечать? Отвечайте и сейчас. 8. Вы должны это повторять и себе, и ему как можно чаще, именно это и чаще. 9. Вы бросили в него тарелку? В следующий раз это должна быть кастрюля. 10. Вы оставили его одного на час, в следующий раз оставьте сразу на два. Инструкция: «Найдите в высказывании другого человека основания для парадоксальной инструкции, сформулируйте ее. Постарайтесь обосновать необходимость именно этого метода воздействия». 1. «К кому я уже не обращалась. Вы —моя последняя надежда. Я уже все перепробовала: и, знаете, признаюсь, била дщцтшени! задан» и ктт ттч mmmmvi ищкщтт его и ругала всеми словами, какие знаю и могу ребенку сказать. Ничего не помогает, он только хуже становится. Только хуже, все на него жалуются». 2. «Мы уже расходились три раза, но потом всякие квартирные обстоятельства снова толкали нас Друг к другу. Я его видеть не могу, мы с ним неделями не разговариваем, нам не скучно друг без друга. Иногда мы даже забываем, что сегодня не виделись. Так все трудно », 3. «Мы все перепробовали, больше ничего придумать не мо жем. Надоело уже все это — плохое поведение, плохая успеваемость. В школу бы не ходила больше вообще». 4. «Я привыкла к порядку, а он все делает кое-как. Я исправлю, а он не замечает моих трудов, снова все портит, словно нарочно». Задания на поиск альтернативных решений Инструкция: «Сформулируйте основной путь поиска альтернативных решений следующих психологических задач». 1. «Я хочу, но не могу». 2. «Я могу, но не хочу». 3. «Я не как все». 4. «Я думаю, но не чувствую». 5. «Я чувствую, но не понимаю». Напоминание автора Используйте ту модальность, которая воспринимается самим человеком позитивно. Инструкция: «Прочитайте следующие варианты психологических решений, для каких психологических задач они могут быть использованы, по вашему мнению, в качестве альтернатив?» 1. Станьте интересным человеком! Для этого надо получить новые знания. Доступ к ним открыт, они ваши. Любое новое знание обогатит и разнообразит ваше общение с другими людьми. Учитесь и общайтесь на «учебные» темы. 2. Цените то, что хорошо. Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты. Их надо найти. Несмотря ни на что, у вас обязательно есть дела, которые получаются хорошо. Вспомните о них. У вас хорошо выходит плов? Вы танцуете? Поете? У вас умный кот? Ваш пес показывает чудеса дрессировки ? А ребенок своим первым словом назвал вас? Разве это не хорошо? Разве это не останется таким? 3. « Если бы я не был (он не был, мы не были)...» Воображаемый диалог о том, что было бы, если... поможет вам лучше осознать ваши возможные потери и приобретения. Он позволит посмотреть вам на вашу жизнь иначе. Словно сказка, он откроет ваши новые чувства. 4. Коллаж из достоинств (я вижу, что они есть). Потратьте немного времени и соорудите его для себя. Вырежьте из бумаги (используйте для этого газетные и журнальные тексты) и наклейте красиво на большом листе список ваших достоинств. Он украсит не только вашу комнату, но и вашу жизнь. 5. «Острый диалог». Поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотели бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диалог, вас — двое, хотя собеседник и воображаемый. 6. Записки о хорошем настроении. Пишите их себе и близким. Пишите только о хорошем в своем и их настроении. Вы увидите, что его не так уж мало. . Развивайте навыки социального поведения. Да, читайте книги о правилах поведения, об этикете. Ваше поведение будет больше нравиться вам, да и окружающие оценят перемены в вас. Это придаст вам уверенность и, поверьте, шарм. 8. Вы и ваша социальная роль (разговор с незнакомцем). Вам надоело быть учительницей (мамой, кухаркой, женой и др.) Поговорите с этой вашей социальной ролью. Выслушайте себя и ее тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы — роль или живой человек? 9. Умейте расслабляться! Для этого есть много путей, напомним некоторые: Методики восстановления эмоционального равновесия: • рукоделие, • музыка, • декламация стихов, щшишии зцим и инни тпи кнштнип ииукцтт танцы, посещение парной бани, массаж, посещение магазина, кино, душ, дыхательные упражнения, бокс с невидимым противником, общение с детьми, логический самоанализ событий, чтение детективов; ежедневно 1—3 мин. — на анализ общения, строгий анализ ошибок, и в ближайшее время постарайтесь их исправить. Пс ихогиги ена. 1. Учиться отдыхать от общения, создавать для себя полосы молчания, хотя бы 2—3 часа в неделю. При этом полезно заниматься аутогенной тренировкой. 2. Не допускать однообразия общения. 3. Нельзя постоянно быть в рамках социальной роли — отдохнуть от себя как от партнера общения, побыть какое-то время другим. 4. Нельзя надолго оставаться лишенным духовного общения, чтобы не механизировался внутренний мир. 5. Одежда и внешность. Поход в парикмахерскую и новая линия в одежде преобразуют ваше самоощущение. Постоянство в этом деле не самый верный помощник для жизни. 6'. Приветствие. Научитесь выражать его по-разному. Предлагаемые вам словесные формулы только начало для вашего личного творчества: — Здравствуйте! — Как я рад вас видеть! — Приветствую вас! — Здравия желаю! — Мое почтение! — Сколько лет— сколько зим! — Какая встреча! — Доброе утро! (вечер, день) 7. Анонимная беседа. Телефон доверия, незнакомец в пути, случайный сосед на скамейке в парке, таксист — люди, которым вы можете смело доверять свои личные проблемы. Выговорившись, вы почувствуете облегчение, а они поймут, что сделали доброе дело, выслушав вас. 8. Комплименты. Это знак внимания к другим людям. Умейте их сказать, захотите их сказать. 9. Имейте, что сказать... Ваши любимые темы? Да, они должны быть. Но есть и темы общие. Такой общей темой может быть то, что непосредственно присутствует в ситуации, что объединяет всех людей в ней. Это и есть общая тема. 10. Начало разговора. Не знаете, с чего начать? Проявите интерес к собеседнику. Это правило давно известно. Именно от интереса к другому человеку можно перейти к любой другой теме. 11. Поддержание разговора. Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике. 12. Учитесь слушать активно. Кивок головой, взгляд в глаза, поза, направленная к собеседнику, реплики согласия и удовлетворения, уточнение мысли говорящего — это и наука, и искусство активного слушания. 13. Путешествие. О пользе путешествий известно давно. Часто расстояние при этом не имеет значения. Важны впечатления, которые вы получите, перемещаясь в пространстве! Поехали! 14. Елочные игрушки. Их созерцание и перекладывание задолго до Нового года рождает чудесное настроение, позволяет увидеть свою жизнь в новом свете. 15. Семейный альбом. Не забывайте о старых фотографиях. Кроме ностальгических чувств, они помогут заново пережить вам и ваши жизненные достижения. 16. Минуты спокойствия. apiiin'HHnwm la icmiiiii тиши дсшшписнп шсрпиршши Они необходимы каждому, научитесь находить их для себя и пользоваться ими, расслабляясь до конца. Удобно устроившись, проведя несколько минут наедине с собой, вы сможете привести ваши чувства в порядок, отдалите суетное и случайное от важного, существенного для вас. 17. Научитесь выражать свои чувства словами. Помните, что окружающие просто не обязаны разгадывать их, да к тому же они еще погружены и в свои собственные чувства. Сделайте свои чувства открытыми — в этом вам помогут ваши Я-высказывания. Они строятся так: Я хочу... Я могу... Я собираюсь... Ядумаю... Я чувствую себя... Вместо точек, продолжая это высказывание, вы говорите только о себе, о своих чувствах, исключая обращение к «вы», «мы» и «ты». Не надо ссылаться на кого-то или что-то, пусть ваша открытость будет вашим текстом, доступным для понимания окружающими. 18. Изменение жизненного пространства. Перестановка мебели в доме — это не только обновление внешних условий жизни, это одновременно и путешествие к собственному «Я», поиск его новых, часто неожиданных для самого себя качеств. 19. Рисунок. Сделайте шедевр, выберите спокойную минуту и на чистом листе бумаги карандашом, фломастером, красками — чем хотите — выразите свое состояние. Ваш шедевр может заслужить не только ваше внимание. 20. Танец для себя. Да, для себя под музыку, которая вам очень нравится, а вы нравитесь (понравитесь Ьбязательно) себе, когда только почувствуете ее влияние на вас, танцующую. 21. Сравнение. На кого вы сейчас похожи, на что вы сейчас похожи? Радует ли вас этот образ ? Стоит найти более симпатичное сравнение. «Я похожа сейчас на...» Надеюсь, что не на мокрую курицу... 22. Сказки. Вы давно их не читаете? Стоит прочитать хотя бы несколько сказок Г. Андерсена. Он ждет вас, спешите. 23. Найдите новое слово. Вы постоянно думаете о том, что вы «должны», замените в своих мыслях это слово другим, «я хочу», «я согласна». 24. Сделайте неожиданно для себя действие, сделайте то, что Вам хочется, например, поднимите с дороги камешек и подбросьте его вверх. Посмотрите, сколько неожиданных радостей вы можете подарить себе. Верните на время свое детство. Задания на идентификацию потенциальных возможностей другого человека Эти упражнения позволяют психологу осознать и усовершенствовать процесс поиска и демонстрации для другого человека потенциальных возможностей, связанных разными свойствами, психической реальности. При выборе заданий психолог, естественно, ориентируется на содержание психологической задачи другого человека. Упражнение на идентификацию потенциальных возможностей в модальности «Я думаю»... Задача психолога в том, чтобы показать зависимость эффективности деятельности от содержания мышления о ней: Перед интервьюируемым положить лист бумаги, где изображены две линии: Психолог просит его взять ручку и держать ее на весу (локоть при этом держат параллельно столу) и с закрытыми глазами 30 раз поразить мишень № 1. Затем психолог просит интервьюируемого открыть глаза и руку с ручкой держать над мишенью № 2. При этом мысленно (с открытыми глазами) представить себе, что происходит поражение мишени № 2 10 раз. Затем глаза закрыть и, не меняя положение руки, 30 раз поразить мишень. Демонстрируется влияние мысленной тренировки на результаты его деятельности. Обсуждается и фиксируется как значимое влияние ^держания личности на результат действия. 1щтщм ii icnuiniitHlHi mqini>inin IpaKTHtHitщню h umm mum mmmum тцлщтт Это дает возможность идентифицировать потенциальные возможности интеллекта другого человека для решения им его психологической задачи. Упражнениеиа идентификацию чувств и ш ватенцмальных возможностей Использование дифференцированного опросника чувств (ДОЧ). Это краткий каталог чувств, отражающий актуальные и потенциальные состояния человека. В этих списках самооценка проводится в колонке «Я», а оценка других людей в других колонках, где могут быть указаны инициалы или имя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 392. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |