Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Битва при Нахрауане в 38 году от хиджры.




‘Али вернулся в Куфу, и против него выступили хариджиты - те, кто отверг идею третейского суда, сказав, что "решения принимает только Аллах", и стали настраивать людей против ‘Али. Они даже в мечети вставали и кричали: "Решения принимает только Аллах! Решения принимает только Аллах!"


‘Али же говорил им в ответ: "Слово истины, в которое вкладывается ложный смысл". [Со временем слова 'Али стали притчей].


Спустя некоторое время хариджиты убили благородного сподвижника ‘Абдуллаха ибн Хаббаба. Они также убили его жену, которая была на последнем месяце беременности, и вспороли ей живот.


Узнав об этом, ‘Али послал к ним, спрашивая, кто это сделал, они же ответили: "Все мы убили его!".


Тогда ‘Али вышел к ним с десятитысячным войском и сразился с ними при Нахрауане.

‘Убайдуллах ибн ‘Ийад ибн ‘Амр аль-Кари передаёт, что ‘Абдуллах ибн Шаддад пришёл к ‘Аише, когда они сидели у неё. Он возвращался из Ирака, а было это в те дни, когда убили ‘Али.
Она сказала ему: "О ‘Абдуллах ибн Шаддад, если я спрошу тебя кое о чём, ты скажешь мне правду? Расскажи мне об этих людях, которые убили 'Али".


Он сказал в ответ: "А почему бы мне не сказать тебе правду?".


Она сказала: "Тогда поведай мне их историю".


Он сказал: "Когда ‘Али вёл переписку с Му‘ауией и состоялся третейский суд, против него выступили восемь тысяч человек, которые были чтецами Корана, и остановились в месте под названием Харура недалеко от Куфы. Они упрекнули его и сказали: "Ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах и отринул имя, которое дал тебе Аллах, а потом поручил людям принимать решения, касающиеся религии Аллаха, а решения принимает только Аллах!".
Когда до ‘Али дошли эти упрёки и обвинения, он велел глашатаю объявить, что все чтецы Корана должны собраться в его доме. Когда дом наполнился людьми, он велел принести главный список Корана, составленный ‘Усманом, положил его перед собой, после чего провёл по нему рукой со словами: "О мусхаф! Говори с людьми!".


Люди сказали: "О повелитель верующих! О чём ты просишь? Ведь это всего лишь свиток. А мы говорим то, что было передано нам, и то, что записано в нём! О чём же ты желаешь спросить?". ‘Али сказал: "Между мной и этими вашими товарищами, которые выступили против меня - Книга Аллаха.
Всевышний Аллах сказал о мужчине и женщине:

"Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий" Сура 4 "Женщины", аят 35


... а община Мухаммада более неприкосновенна, чем один мужчина и одна женщина, и кровь её более драгоценна. Они ставят мне в вину то, что, переписываясь с Му‘ауией, я написал: "Написал ‘Али ибн Абу Талиб". А ведь когда мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в Худайбийе, где он хотел заключить мирный договор со своими соплеменниками-курайшитами, к нам прибыл Сухайль ибн ‘Амр, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного", но Сухайль сказал: "Не пиши: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного"".


Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветсвует) спросил: "А как написать?". Сухайль ответил: "Напиши: "С именем Твоим, о Аллах"". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Мухаммад - посланник Аллаха". Но Сухайль возразил: "Если бы мы знали точно, что ты - посланник Аллаха, мы бы не перечили тебе". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Это условия, на которых Мухаммад ибн ‘Абдуллах заключил мир с курайшитами".


Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
"В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха""
Сура 33 "Союзники", аят 21.


‘Убайдуллах ибн ‘Ийад рассказывает: "‘Али послал к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и я вышел вместе с ним. Когда мы пришли в их лагерь, Ибн аль-Каууа поднялся и обратился к людям с речью, сказав: "О знатоки Корана! Поистине, это - ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Кто не знает его, того я познакомлю с ним через аяты Книги Аллаха. Он из тех, о ком было ниспослано:

"Они говорят: "Наши боги лучше или он?". Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!"

Сура 43 "Украшения", аят 58.


... возвратите же его к его товарищам и не говорите с ним о Книге Аллаха!".
Однако их проповедники и ораторы поднялись и сказали: "Клянёмся Аллахом, мы непременно будем говорить с ним о Книге Аллаха и если он пришёл с истиной, то мы поймём это и последуем за ним, а если он пришёл с ложью, то мы обратим его ложь против него же".
И они беседовали с ним о Книге Аллаха в течение трёх дней, после чего четыре тысячи из них вернулись, покаявшись, в том числе и Ибн аль-Каууа. [Аль-Хаким, "Мустадрак", (2/150)].


‘Али послал к оставшимся сказать: "Вы видели, что произошло между нами и людьми. Можете оставаться при любом мнении, пока община Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует) не соберётся. Мы с вами обязаны не проливать запретную кровь, не заниматься разбоем и никого не притеснять. А если вы сделаете что-нибудь из этого, это будет означать, что вы нарушили заключённый с нами договор и тогда между нами будет война. Поистине, Аллах не любит предателей""

‘Аиша сказала: "О Ибн Шаддад [Абдуллах ибн Шаддад, которого Айша спрашивала в начале хадиса о событии между 'Али и хариджитами, после того как его убили], он [то есть, ‘Али] убивал их?".


Ибн Шаддад сказал: "Клянусь Аллахом, ‘Али не посылал против них войска, пока хариджиты не стали заниматься разбоем, проливать кровь и обижать зиммиев! [то есть, люди Писания. Как сегодня и делают, обижают и убивают, не считаясь с договорами, которые правители заключили с ними]".


‘Аиша спросила: "Клянёшься Аллахом, что это так?".


Он сказал в ответ: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, всё так и было".

 

Она спросила: "А что это за Зу-с-садйа, упоминания о котором я слышу от зиммиев?".

 

Он сказал: "Я видел его среди убитых, когда осматривал их вместе с ‘Али. Он позвал людей и спросил: "Знаете ли вы, кто это?". И люди стали говорить, что видели его в такой-то и такой-то мечетях совершавшим молитву. А это была его единственная примета [речь идет об уродстве, которое было на руке этого человека. Это был нарост, напоминающий женскую грудь, за что он и получил своё прозвище. Зу-с-садйа - буквально "обладатель груди"]".
‘Аиша спросила: "И что сказал ‘Али, когда обнаружил его, как утверждают жители Ирака?".

 

Он ответил: "Я слышал, как он сказал: "Правду сказал Аллах и Его посланник"".
‘Аиша спросила: "Больше ты ничего от него не слышал?".

 

Он сказал: "Клянусь Аллахом, нет".


Она сказала: "Конечно. Правду сказал Аллах и Его посланник. Да помилует Аллах ‘Али. Он всегда, когда видел нечто удивительное, говорил: "Правду сказал Аллах и Его посланник". А жители Ирака наговаривают на него и добавляют нечто к его словам". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 656, Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным.

Хариджитов было около тысячи человек и ‘Али убил их, потеряв всего четырех, а по другим сообщениям - семь человек. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", том 7, стр. 298.


Среди убитых был аль-Мухадджадж Зу-с-садйа, которого и увидел ‘Али, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в своё время сообщил ему, что во время раскола и разногласий среди мусульман отделится группа, которая будет убита другой группой придерживающейся истины.
А в другом хадисе он упомянул о том, что среди членов отделившейся группы будет и "Обладатель груди". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", (148/1064); также аль-Бухари №3610.


Помня об этом ‘Али искал человека с такими приметами среди убитых и, увидев его, совершил земной поклон, выражая благодарность Аллаху, ибо пророчество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) исполнилось, и он был тому свидетелем.

Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 848, Шейх Ахмад Шакир сказал, что иснад его достоверный.


И что самое важное, он понял, что следует путём истины.

 

 

9 Убийство ‘Али ибн Абу Талиба в 40 году от хиджры.

Спустя два года после битвы при Нахрауане, когда волнения немного улеглись, трое хариджитов собрались в Мекке и договорились убить ‘Али ибн Абу Талиба, Му‘ауийу и ‘Амра ибн аль-‘Аса. Они считали, что это деяние приблизит их к Аллаху.

‘Абду-р-Рахман ибн Мульджим аль-Муради сказал: "Я убью ‘Али ибн Абу Талиба".
Аль-Барк ат-Тамими сказал: "А я убью Му‘ауийу".
‘Амр ибн Бакр ат-Тамими сказал: "Я убью ‘Амра ибн аль-‘Аса".
Они договорились осуществить задуманное по прошествии семнадцати ночей с начала рамадана.

‘Амр ибн аль-‘Ас был в это время в Египте, Му‘ауийа - в Шаме, а ‘Али - в Куфе.

Ибн Мульджим пронзил ‘Али кинжалом, который он целую неделю вымачивал в яде. Это произошло, когда ‘Али вышел, чтобы совершить утреннюю молитву с людьми.
Раненый ‘Али сказал: "Если я поправлюсь, то я сам буду разговаривать с ним, а если я умру, казните его". Говоря это, ‘Али обращался к своим сыновьям аль-Хасану и аль-Хусайну.
Ибн Мульджим сказал: "Нет, клянусь Аллахом, ему не выжить, потому что я пропитывал кинжал ядом в течение семи дней!".


Когда ‘Али умер, люди [то есть, уполномоченные для этого люди] отрубили Ибн Мульджиму руки и выжгли глаза калёным железом, а когда ему собрались отрезать язык, он испугался, хотя до этого оставался непоколебимым.


Люди спросили: "Только сейчас ты испугался?". Он ответил: "Я боюсь прожить даже немного, не поминая Аллаха!".

Преславен Аллах! Это явное заблуждение, да убережёт нас Аллах от подобного!
Человек считает дозволенным для себя проливать кровь верующего и праведного человека, который к тому же является халифом мусульман и при этом боится прожить даже миг без поминания Аллаха.

Что касается второго злодея, аль-Барка, то он ударил Му‘ауийу также во время утренней молитвы, однако не убил его. К нему вовремя позвали лекаря и он выжил, однако имеются сообщения о том, что эта рана стала причиной того, что впоследствии у Му‘ауийи больше не было детей.

А тот, кто собирался убить ‘Амра ибн аль-‘Аса, вышел на молитву, чтобы осуществить задуманное. Однако в тот день ‘Амр не вышел на молитву из-за расстройства желудка. Этот человек убил человека, руководившего молитвой, думая, что это был ‘Амр. Этим человеком был Хариджа ибн Абу Хабиб.


Когда убийцу схватили и спросили, зачем он это сделал, он ответил: "Я избавил людей от ‘Амра ибн аль-‘Аса!". Ему сказали: "Ты убил не ‘Амра, а Хариджу!". Он сказал: "Я хотел ‘Амра, а Аллах пожелал, Хариджу". [Со временем его слова стали притчей].

Все трое злодеев были казнены. Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/37); Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/338).

 

 

Глава четвёртая. Причина раскола.

Известно, что Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша вышли, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана.
Если же говорить о Му‘ауийи, то ‘Али, став халифом, сместил некоторых наместников, назначенных ‘Усманом, в частности, Халида ибн Са‘ида ибн аль-‘Аса и Му‘ауийу ибн Абу Суфйана.

Когда до Му‘ауийи дошло известие о смещении, он спросил: "Кто же меня сместил?". Ему сказали: "‘Али". Он сказал: "А где же убийцы сына дяди моего? Где убийцы ‘Усмана?". Ему сказали: "Присягни, а потом требуй казнить убийц ‘Усмана". Он сказал: "Нет. Пусть сначала выдаст мне убийц ‘Усмана, а потом я присягну ему".

Му‘ауийа понимал, что в Шаме он обладает реальной силой и он хотел использовать её, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана. Поэтому он и сказал: "Я не стану присягать ‘Али, пока он не казнит убийц ‘Усмана". А ‘Али говорил: "Сначала присягни, а потом будем разбираться с убийцами ‘Усмана".

Таким образом, между ‘Али и Му‘ауийей были разногласия относительно того, что должно быть сделано раньше. ‘Али настаивал, чтобы Му‘ауийа сначала присягнул ему, а потом когда появится возможность, он покарает убийц ‘Усмана. А Му‘ауийа считал, что нужно сделать наоборот, то есть начать с казни убийц ‘Усмана, после чего присягнуть ‘Али.

Аз-Зубайр и Тальха были единомышленниками Му‘ауийи и считали, что убийц ‘Усмана следует покарать немедленно. Разница между ними и Му‘ауийей заключалась в том, что они присягнули ‘Али, а он нет.

А теперь поговорим об отношении сподвижников к битвам между сторонниками ‘Али и сторонниками Му‘ауийи.

С точки зрения отношения сподвижников к данному вопросу, их можно разделить на три категории:

1 Тальха, аз-Зубайр, ‘Аиша и Му‘ауийа. Они считали, что убийцы ‘Усмана должны быть наказаны как можно быстрее.

2 ‘Али и его сторонники. Они считали, что дело первостепенной важности - выбор халифа и присяга ему, тогда как тема казни убийц ‘Усмана должна быть отложена до решения упомянутого вопроса.

3 Са‘д, Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Масляма, аль-Ахнаф, Усама и Абу Бакра ас-Сакафи, а также большинство сподвижников считали, что следует отдаляться от обоих [то есть, не воевать].

Причина разногласий состояла в том, что в то время в тех обстоятельствах всё было настолько запутано, что было крайне сложно определить, кто прав. Это было смутное время и людям было не под силу потушить пламя смутного времени и расставить всё по своим местам [мы видели такое время, когда Саддам нападал на нас в Кувейт, и много мудрых людей мы потеряли, не говоря о простых].

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ат-Табари передаёт сообщение с достоверным иснадом от аль-Ахнафа ибн Кайса: "Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ‘Усмана и спросил: "Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?". Они ответили: "Придерживайся ‘Али". Потом я встретился с ‘Аишей в Мекке уже после того, как ‘Усмана убили, и спросил её: "Что ты велишь мне делать теперь?". Она ответила: "Присягай ‘Али"".

[Из этой истории можно понять, что аз-Зубайр, Тальха и ‘Аиша не отрицали право ‘Али на власть. Они признавали его в качестве халифа, присягнули ему сами и велели аль-Ахнафу сделать то же самое. Что же касается вопроса о наказании убийц ‘Усмана и присяге ‘Али, то мнение упомянутых сподвижников было их иджтихадом. Они считали, что прежде всего должны быть казнены убийцы ‘Усмана]
Когда сподвижники вышли на Верблюжью битву, аль-Ахнаф встретил и сказал им: "Клянусь Аллахом, я не стану сражаться с вами, потому что с вами мать верующих, и я не стану сражаться с человеком, присягнуть которому вы сами мне велели!". Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/38).

Мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) однажды сказал ‘Али: "Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто". ‘Али воскликнул: "Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище". Приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/60) сказал, что его иснад хороший.

А теперь поговорим об отношении Ахлю-с-Сунна к ‘Абду-р-Рахману ибн Мульджиму, убийцам ‘Усмана, аз-Зубайра, аль-Хусайна и им подобным.


Имам аз-Захаби сказал: "Если говорить об Ибн Мульджиме, то он относится к числу тех, в отношении кого мы предполагаем, что они попадут в Огонь, однако возможно, что Аллах простит его и не станет подвергать наказанию. Постановление ислама в отношении него такое же, как и в отношении убийц ‘Усмана, аз-Зубайра, Тальхи, Са‘ида ибн Джубайра, ‘Аммара, Хариджи и аль-Хусайна. Мы отрекаемся от них и ненавидим их ради Аллаха, однако верим, что их судьба в руках Аллаха". Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", "Период праведных халифов", стр. 645.

 

 











































Кто же был прав?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал ‘Аммару, что его убьёт несправедливая группа. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 447; Муслим № 2915.


А о хариджитах он сказал, что во время раскола и разногласий среди мусульман одержит верх группа, придерживающаяся истины. Этот хадис приводят имам Ахмад в "Муснаде", № 11196; Муслим № 1064.

Из хадисов однозначно следует, что ‘Али был ближе к истине, чем Му‘ауийа и его сторонники, в том числе и во время Верблюжьей битвы, и битвы при Сыффине. В одной из версий говорится: "Та из двух групп, которая ближе к истине ...". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 11779.

Однако правда не была целиком на стороне ‘Али, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "... ближе к истине". И это не недостаток ‘Али, и не его вина. Эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) имели цель показать, что истинными приверженцами истины были те сподвижники, которые не принимали участия в смуте.
Что касается ‘Али, то он должен был воздержаться от сражения. Поэтому ‘Али пожалел о состоявшемся сражении, увидев убитого Тальху, и сказал: "Если бы я умер за двадцать лет до этого!". Ибн Асакир "Тарих мадинату Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль Гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики доверенные".

 

 

Часть пятая. Правление аль-Хасана ибн ‘Али (40–41 гг. х.).


Когда аль-Хасан ибн ‘Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: "Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!". См. Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", событие Сыффина.


А пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) отозвался об аль-Хасане с похвалой: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахихе", №3746.


Он сказал это об аль-Хасане, но не об ‘Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как ‘Али сражался.

Что же касается ‘Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахрауане, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.


Покончив с хариджитами в битве при Нахрауане, ‘Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

 

 

Глава первая. Краткая биография аль-Хасана ибн ‘Али.

Жёны аль-Хасана (да будет доволен им Аллах):

1Хауля бинт Манзур.
2Умм Бишр бинт Абу Мас‘уд.
3Умм Исхак бинт Тальха ибн Абу ‘Убайдуллах.

Известно, что аль-Хасан несколько раз женился и несколько раз разводился.

У аль-Хасана были сыновья и дочери.


Сыновья: аль-Хасан, Зейд, Тальха, Хусайн, ‘Абдуллах, Абу Бакр, ‘Абду-р-Рахман, аль-Касим, ‘Амр и Мухаммад.


Дочери: Умм аль-Хасан, Умм ‘Абдуллах.

А теперь упомянем о достоинствах аль-Хасана.

Абу Бакрата передаёт: "Я слышал, как однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман"". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746. См. также "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/245).


Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) брал его и аль-Хасана и говорил: "О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3735.


‘Укба ибн аль-Харис передаёт: "Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: "Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на ‘Али!". И ‘Али улыбался". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн ‘Али скончался в эпоху Му‘ауийи в 49 году от хиджры.

‘Умайр ибн Исхак сказал: "Однажды мы с другом зашли к аль-Хасану ибн ‘Али, навещая его во время болезни, и он сказал моему товарищу: "О такой-то! Проси меня, о чём хочешь". Он ответил: "Я не стану просить тебя ни о чём". Аль-Хасан сказал: "О такой-то, проси меня до того, как придёт то время, когда ты уже не сможешь ни о чём попросить меня". Потом он добавил: "Меня поили ядом не раз, но таким - никогда. Поэтому проси меня сейчас". Он сказал: "Я не стану просить тебя ни о чём. Аллах исцелит тебя, если пожелает". После этого мы вышли.
А когда на следующий день я зашёл к нему, его состояние ухудшилось. Аль-Хусайн пришёл и, сев у его изголовья, сказал: "Брат, скажи, кто напоил тебя ядом?". Он ответил: "А зачем тебе это? Ты убьёшь этого человека?". Аль-Хусайн сказал: "Да". Аль-Хасан сказал: "Я ничего тебе не скажу. Если это тот, о ком я думаю, то Аллах покарает его сильнее, чем ты, а если это не он, тогда из-за меня погибнет невиновный"
". Ибн Са‘ад "ат-Табакат аль-кубра", стр. 335, № 294.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа‘да бинт аль-Аш‘ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это.


Аз-Захаби сказал: "Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?". Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘ауийи", стр. 40.

 

Ибн Касир сказал: "Я считаю, что это недостоверные сведения". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/44).

После убийства ‘Али (да будет доволен им Аллах) жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу ‘Али до самой его смерти.

 

Глава вторая. Договор с Му‘ауией и прекращение разногласий между мусульманами.

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца ‘Али от сражения с жителями Шама. Абдур-Раззакъ "аль-Мусаннаф", (5/462).


Одним из доказательств того, что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са‘да ибн ‘Убаду и поручил командование ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн ‘Али отправился к Муауийи в сопровождении своего войска, ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал Му‘ауийи: "Я вижу войска, которые не прекращают сражаться пока не истребят друг друга".

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) произносил проповедь, пришёл аль-Хасан и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Му‘ауийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: "Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе". ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: "Нет, мы должны сражаться с ним!".


Му‘ауийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: "Успокойся, о Абу ‘Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама. А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным".

Аль-Хасан и Му‘ауийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муа'уийи.


Му‘ауийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.
Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде - две награды".

 

Часть шестая.

Правление Му‘ауийи ибн Абу Суфйана, да будет доволен им Аллах! (41–60 гг. х.).

 

Глава первая. Краткая биография Му‘ауийи.

Му‘ауийа принял ислам прежде своего отца во время ‘умры возмещения в 7 году от хиджры, однако открыто объявил об этом только в год покорения Мекки. Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘ауийи", стр. 308.

Жены и дети Му‘ауийи:
1Майсун бинт Бахдаль аль-Кальбиййа. Она родила ему Йазида.
2Фахита бинт Карза аль-Манафиййа. Она родила ему ‘Абду-р-Рахмана и ‘Абдуллаха.
3Наиля бинт ‘Умара аль-Кальбийа.

А теперь упомянем о достоинствах Му‘ауийи:

1Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "О Аллах, сделай его ведущим и ведомым прямым путём! О Аллах, выводи людей на прямой путь через него!". Этот хадис приводит ат-Тирмизи в "ас-Сунан", № 4113. Шейх аль-Альбани подтведил достоверность этого хадиса, в "Силсилят аль-ахадис ас-сахиха", № 1969.

2Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "О Аллах, научи Му‘ауийу Книге и счёту и убереги его от наказания!". Этот хадис приводят имам Ахмад, (4/127); Ибн Абу Шейба, (3/9); аль-Баззар, (977); ан-Насаи, (4/145); ат-Табарани, (18/628); Ибн Хузайма, (1938); Ибн Хиббан, (3465) и ат-Тахауи, (5503). Шейх аль-Альбани сказал: "Хадис хороший для подкрепления других".


3 Умм аль-Харам бинт Мильхан передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) заснул недалеко от неё, а потом проснулся улыбаясь, и она спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?". Он (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые восседали посреди этого моря, как цари на тронах".
Умм Харам сказала: "Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!"".


Передатчик этого хадиса сказал: "И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) обратился к Аллаху с такой мольбой за неё".


Умм Харам сказала: "Затем он преклонил голову, а потом проснулся, улыбаясь, и я спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?" - на что пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) ответил: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха", сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!" - и он сказал: "Ты из числа первых"".


А когда халифом стал Му‘ауийа ибн Абу Суфйан, Умм Харам приняла участие в морском военном походе, сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и умерла. Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 2800.


Аль-Мухалляб ибн Ахмад аль-Андалюси, один из комментаторов "Сахиха" аль-Бухари, сказал: "Этот хадис можно рассматривать как указание на достоинства Му‘ауийи, поскольку он был первым, кто предпринял военный поход по морю". Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (6/120).

А когда Ибн аль-Мубарака спросили о Му‘ауийи, он сказал: "Что я могу сказать вам о человеке, который, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его", сказал: "Господи Тебе хвала"?".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).

Однажды Ибн Мубарака спросили: "Кто лучше - Му‘ауийа или ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз?". Он ответил: "Даже пыль, попавшая в ноздри Му‘ауийи, когда он был с пророком (да благословит его Аллах и приветсвует), лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).

Однажды аль-Му‘афа ибн ‘Имрану задали тот же вопрос, и он разгневался и сказал задавшему вопрос: "Неужели ты приравниваешь сподвижника к последователю сподвижников? Ведь Му‘ауийа был сподвижником посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), его родственником, писцом и хранителем ниспосылаемого ему Откровения!".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).

Ибн Абу Муляйка передаёт, что однажды Ибн ‘Аббасу сказали: "Что ты скажешь о повелителе верующих Му‘ауийи? Ведь он совершает во время уитра только один рак‘ат". Ибн ‘Аббас ответил: "Он - факых [то есть, человек, разбирающийся в вопросах религии и понимающий её предписания]". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3765.

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: "Византийский царь захотел расправиться с Му‘ауийей, после того как тот унизил его, разгромил его войска и нанеся ему поражение. Увидев, что Му‘ауийа занят войной с ‘Али, он подошёл к его землям с большим войском и хотел напасть на них, однако Му‘ауийа написал ему: "Клянусь Аллахом, если ты не прекратишь и не возвратишься к себе, о проклятый, мы с сыном дяди моего заключим мир и выступим против тебя, и я изгоню тебя из всех твоих земель, и земля покажется тебе тесной, после того как была просторной!". Царь испугался, отступил и запросил мира".

Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/119).

Му‘ауийа правил около двадцати лет и скончался в 60 году от хиджры. Его эпоха ознаменовалась открытиями многих областей для ислама и стабильностью внутри государства.

 

 

Глава вторая. Важнейшие события в эпоху Му‘ауийи.

Правление Му‘ауийи было благом для мусульман, поскольку с его началом завершился период смуты и беспорядка, а враги потеряли надежду вернуть то, что завоевали у них мусульмане. Это был период согласия и единодушия. Мусульмане собрались вокруг одного человека. Они перестали тратить силы на внутренние распри и междоусобицы и направили свою энергию за пределы Исламского государства. Они продолжили открывать новые области для ислама.
Му‘ауийа был прекрасным правителем. Он оправдал надежды, которые люди связывали с ним, и потому никто не выступал против него и не перечил ему. Все люди подчинились ему.

 

Исключением можно считать лишь остатки хариджитов, число которых было ничтожно мало. Во времена Му‘ауийи появился обычай посылать "зимние" и "летние" отряды.

А теперь упомянем о важнейших деяниях Му‘ауийи:
1Основание верфи в Египте в 54 году от хиджры и строительство флота.
2Поход на Константинополь в 50 году от хиджры. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Первым воинам из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора (Константинополь), простятся их грехи". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 2924.


Му‘ауийа предпринял ещё один поход на Константинополь в 54 году от хиджры. Он осадил город, и осада продолжалась вплоть до 57 года от хиджры. Он завоевал Терит, Родос, Сусу, Сиджистан, Кохистан и Синд.


3Строительство Кейруана. Му‘ауийа послал ‘Укбу ибн Наф‘и в Африку, и он завоевал некоторые области и заложил там новый город Кейруан. На месте будущего города был лес, и там жили дикие звери и змеи. Однако, после того как ‘Укбу обратился к Аллаху с мольбой, звери покинули это место, забрав своих детёнышей.

 


1 От халифа к царю.

Когда правителем стал Му‘ауийа, закончилась эпоха халифата и началась эпоха царствования.
Сафина Абу ‘Абду-р-Рахман, вольноотпущенник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Тридцать лет будут править преемники пророчества (халифы), после чего Аллах дарует власть, кому пожелает". Сафина сказал: "Абу Бакр правил два года, ‘Умар - десять лет, ‘Усман - двенадцать лет, а ‘Али - шесть". Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунан", № 4646, и Ахмад (4/273) с достоверным иснадом.

Если обратиться к трудам по истории, мы обнаружим, что согласно им, Абу Бакр правил два года и три месца, ‘Умар - десять лет и два месяца, ‘Усман - двенадцать лет и четыре месяца, ‘Али - четыре года и девять месяцев, а аль-Хасан - шесть месяцев. В общем, получается как раз тридцать лет.

Ибн Касир сказал: "Аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘ауийи в месяце раби‘ аль-аууаль в 41 году от хиджры, то есть спустя тридцать лет после кончины посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Ибн Касир, "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/17).


Абу ‘Убайда ‘Амир ибн аль-Джаррах передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Началом вашей религии является пророчество и милость, затем будет царствование и милость, затем будет тревожное царствование, а затем - царствование и тирания". Сунан ад-Дарими, (2/114), все его передатчики доверенные; единственное Макхуль не мог слушать от Абу Салабы.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал "Пророчество и милость". Имеется в виду период правления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), который был предводителем верующих до самой своей кончины. Затем правили Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и аль-Хасан.


"Царствование и милость" - правление Му‘ауийи.


Затем период тревожного царствования и период тирании, что имело место после Му‘ауийи. Черты такого правления можно увидеть в правлении Йазида и тех, кто пришёл к власти после него. Исключением можно считать ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза.

Ещё одним важным событием в период правления Му‘ауийи стала кончина аль-Хасана ибн ‘Али в 49 году от хиджры.

 

 

2 Присяга Йазиду ибн Му‘ауийи.

В 56 году от хиджры Му‘ауийа велел людям присягнуть его сыну Йазиду после его кончины. Таким образом, Му‘ауийа отошёл от пути своих предшественников.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), как известно, не назначил своего преемника (или же он намекнул на то, что им должен был стать Абу Бакр).
Абу Бакр назначил своим преемником ‘Умара.


‘Умар выбрал шесть человек, из которых путём совета должен был быть избран халиф. При этом он сразу исключил своего двоюродного брата Са‘ида ибн Зейда и своего сына ‘Абдуллаха из числа претендентов на власть.


‘Усман вообще не назначал себе преемника, ‘Али также не назначал себе преемника. А аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘ауийи.

Му‘ауийи сказали: "Ты должен поступить, как поступил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) или как поступил Абу Бакр, то есть назначить своим преемником человека, с которым ты не состоишь в родстве, или как ‘Умар, который назначил шесть кандидатов, среди которых не было членов его семьи. Или ты должен предоставить мусульманам самим выбирать себе правителя". Однако Му‘ауийа настоял на том, чтобы правителем после него стал его сын Йазид. Халифа ибн Хаййат, "ат-Табакат", стр. 52.

Вероятнее всего, Му‘ауийа поступил так потому, что опасался возникновения новой смуты, в случае если правитель снова будет избираться путём совета. Он считал, что при Йазиде сохранится стабильность и благополучие, и люди будут подчиняться ему [Ибн Хальдун, "аль-Мукадима", стр. 166], хотя, безусловно, правильным было выбирать правителя путём совета.

А теперь разъясним отношение Ахлю-с-Сунна к присяге Йазиду ибн Му‘ауийи. Они говорят, что присяга в данном случае была действительной, однако высказывают два возражения против неё:

1Это нововведение - передавать власть по наследству. Ведь до этого правителя выбирали путём совета или назначая преемника, не являющегося родственником. Таким образом, они отвергли сам принцип назначения преемником своего прямого потомка.

2Среди мусульман были более достойные кандидаты, чем Йазид, в частности, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Ибн ‘Аббас, аль-Хусайн и другие.

Ибн аль-Араби сказал: "Му‘ауийа отказался от лучшего, то есть избрания правителя путём совета и отказа от назначения преемником собственного сына. Он велел людям присягнуть его сыну Йазиду, что они и сделали. Таким образом, с точки зрения шариата, эта присяга была действительной". Ибн аль-Араби, "Аль-ауасым мин аль-кауасым", стр. 288.

Что же касается шиитов, то они считают, что правителями могут быть только ‘Али и его потомки. Таким образом, они порицают любую присягу, принесённую не ‘Али или его потомкам, в том числе и присягу Йазиду. И они порицают присягу Абу Бакру, ‘Умару, ‘Усману, Му‘ауийи и вообще всем, кроме ‘Али и его потомков, кем бы они ни были, поскольку считают, что именно потомки ‘Али должны править до скончания времён.

Но давайте зададимся вопросом: "Был ли Йазид достойным претендентом на власть?".

Ибн Касир приводит историю ‘Абдуллаха ибн Му'ты и его товарищей, которые пришли к Мухаммаду ибн аль-Ханафиййа (сыну ‘Али ибн Абу Талиба и брату аль-Хасана и аль-Хусейна по отцу), и попытались уговорить его свергнуть Йазида, однако он отказался.


Ибн Му‘ты сказал: "Йазид пьёт вино и оставляет молитвы".


Мухаммад ибн аль-Ханафиййа сказал: "Я не видел, чтобы он когда-нибудь делал то, о чём ты говоришь. Я приходил к нему и оставался у него, и я видел, что он совершает молитву неуклонно, стремится к лучшему, задаёт вопросы знатокам религии и следует Сунне".
Они сказали: "Всё это он делал напоказ тебе".


Мухаммад сказал: "Чего же он боялся и на что рассчитывал? А вам он сообщил о том, что пьёт вино? Если сообщил, то вы его соучастники, а если нет, тогда вы не имеете права свидетельствовать о том, чего не знаете".


Они сказали: "Мы считаем это правдой, хотя мы никогда не видели, как он делает это".


Мухаммад сказал: "Аллах постановил, что в таком случае нельзя свидетельствовать, и сказал:

"Только те, которые осознанно засвидетельствовали истину" Сура 43 "Украшения", аят 86.
Ибн Касир, "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/236)".


Йазида также обвиняют в том, что после гибели аль-Хусайна он сочинил стихи, в которых гордился его убийством, однако сообщения об этом недостоверные.


Йазида также обвиняли в некоторых грехах, в том числе употреблении вина и разврате, однако ни одно из этих обвинений не подтверждается достоверными сообщениями, то есть, они голословны, а потому у нас нет оснований верить им. Мы принимаем за основу невиновность человека до тех пор, пока не будет доказана его вина. И только Аллах знает, как всё было на самом деле.


Из приведённых выше слов Мухаммада ибн аль-Ханафиййа следует, что ничего порицаемого Йазид не совершал. А Аллах знает обо всём лучше.


Даже если предположить, что Йазид действительно делал что-то из того, в чём его обвиняют, это не является достаточным основанием для того, чтобы выступать против него подобным образом и стремиться к его свержению.

 

 

Часть седьмая. Правление Йазида ибн Му‘ауийи (60–64 гг. х.).

 

Глава первая. Присяга Йазиду.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...