Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогика в деятельности образовательного и лечебного учреждения.




В истории медицины образовалась пограничная область, связывающая медицину с педагогикой. В нашей стране к этой области было привлечено внимание ряда крупных ученых. Среди них должны быть в первую очередь названы В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. А. Гиляровский, А. С. Грибоедов, А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко.

В специальной врачебной деятельности – в психотерапии врачу важно быть знакомым с педагогической теорией и практикой. Нередко ему приходится вести и собственно педагогическую работу, обучая и воспитывая своих товарищей по работе, а также, где это нужно, обучая и воспитывая больных, ведя санитарно-просветительную работу. Вся эта деятельность должна вестись на высоком методическом уровне и опиратьсяна достижения педагогики и психологии.

Нередко врачу приходится непосредственно участвовать в работе педагога с детьми, а также с родителями, которые нуждаются в знаниях в области обучения и воспитания здоровых и больных детей. Здесь роль врача, значение его работы весьма велики. Участие врача в педагогическом процессе нужно и важно не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в общей педагогической практике. Большое значение школьного врача, врача-психогигиениста в высших учебных заведениях и школах для взрослых не может вызвать сомнений.

Школьный врач среди других вопросов должен заниматься вопросами успеваемости и анализом причин неуспеваемости, вопросами целесообразной педагогической (а нередко и лечебной) помощи отстающим и переводом некоторых из них в специальные школы, направлением нуждающихся в лечебные учреждения.

Большое значение следует придавать участию врача в организации просвещения и воспитания детей и подростков в области взаимоотношений полов и половой гигиены, в воспитании и упрочении правильного отношения к своему здоровью.

Весьма значительна роль врача и психолога в воспитании и обучении детей и взрослых, которые требуют специализированной педагогической работы с учетом имеющихся у них патологических нарушений функций, где педагогический процесс есть одновременно этап и специальная задача лечебного процесса, где медицина и педагогика (в частности дефектология) объединены наиболее тесно и органично. Эта область лечебной и педагогической работы обычно и получает название медицинской педагогики.

При некоторых преходящих заболеваниях педагогу со специальной подготовкой приходится брать на себя основную роль в самом лечении заболевания. Это относится в частности к педагогу-логопеду при лечении детей от ряда расстройств речи (заикания, косноязычия и пр.). Задачей врача в этого рода случаях является клиническая диагностика заболевания, психотерапия, медикаментозное лечение, общее направление лечебной работы логопеда и некоторых других видов лечения (ритмика, гимнастика и пр.).

К сожалению, число врачей, подготовленных к такой совместной работе с педагогом, еще невелико, и это весьма отрицательно отзывается на этих разделах лечебной помощи.

 

 

Педагогические функции старшей медицинской сестры.

На старшую медсестру возлагаются следующие функции:

-Организация медицинского обеспечения: выполнение назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий по профилактике заболеваний и закаливанию детей.

-Осуществление медико-педагогического контроля:

за организацией образовательного процесса и двигательного режима дошкольников;

за методикой проведения утренней гимнастики;

занятий физическими упражнениями и их воздействия на организм ребенка;

за состоянием здоровья, физическим развитием и закаливанием организма детей в период пребывания их в дошкольном учреждении;

медицинского наблюдения в период адаптации к условиям детского сада вновь поступивших детей.

-Анализ санитарно-гигиенического состояния предметно-развивающей среды, способствующей полноценному психофизическому развитию каждого ребенка, его душевному комфорту, разработка необходимых рекомендаций и оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.

Старшая медицинская сестра должна знать:

Конвенцию по правам ребенка;

достижения медицинской науки по вопросам профилактики и лечения детских болезней;

научно обоснованные методы диагностической и лечебно-профилактической работы с целью сохранения и укрепления здоровья детей;

нормативные документы в рамках компетенции и инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

санитарные нормы работы в дошкольном учреждении;

педиатрию, детскую психологию, физиологию, санитарию и гигиену;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Старшая медицинская сестра соблюдает Конвенцию ООНо правах ребенка.

 

 

Педагогика как область научного знания. Понятие педагогики.

Признаки педагогики как науки:

1. Возникновение из потребностей общества: педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

2. Наличие предмета исследования: воспитание человека – особая функция общества.

3. Наличие категориального аппарата: воспитание, образование, обучение развитие, формирование.

4. Наличие методов исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение. Опытная работа. Использование психологических и социологических тестов.

5. Наука – итог, совокупность, система достоверных и обобщенных знаний: педагогика осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Педагогика:

· как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Объект педагогики- воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики- система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман).

Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогностическая, воспитательная.

 

Педагогика как учебная дисциплина. Предмет, цель и задачи учебного курса.

Важной функцией педагогики является воспитание у будущего педагога высоких гуманистических качеств: человечности, уважения к людям, человеческого достоинства, культуры общения,, цивилизованного общежития.

Педагогика как учебная дисциплина, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования

В определении предмета педагогики существуют разнообразные подходы

Задачи:

1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы развития образования, школы и педагогической мысли.

2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.

3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.

4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 917.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...